Культурологи и искусствоведы в мире делятся на три категории. Одни считают, что все литературные, музыкальные и кинопроизведения укладываются в 36 универсальных сюжетных композиций, другие полагают, что таких шаблонов всего 12, третьи любые авторские идеи готовы упаковать в четыре простые схемы. Я пошел еще дальше и готов заявить, что все фильмы говорят только об одном. О любви (или о нелюбви, но это то же самое только с обратным знаком). И, как нетрудно догадаться, чем больше в фильме персонажи, том больше в нем любви – просто мы ее не всегда способны разглядеть. Просмотр нового фильма о Годзилле и Конге привел меня к неожиданному выводу, которым срочно нужно поделиться – перед нами величайшая лавстори, запечатленная на большом экране.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Волшебный мир кинематографа способен невозможное сделать возможным. Вспомните "Шрека", а еще точнее – Осла и Дракониху. Что их объединяло в самом начале? Да, ничего, Как пел один известный усатый гитарист, они "если честно, не пара, не пара, не пара". Тем не менее, в финале мы увидели, что романтические чувства между Осликом и Драконихой не уступают глубиной страсти отношениям Шрека и Фионы. Больше того, дети у Осла появились раньше, чем у его зеленого приятеля. "Просто такая сильная любовь, ты еще не знаешь", – как пел уже другой, не такой усатый исполнитель.
Так вот, имея в виду не только "Шрека", но и десятки других примеров, когда Красавицы и Чудовища становились пылкими влюбленными, когда судьба сводила вместе огонь и воду в "Элементарно", человека и компьютерную программу в "Она", лемура и медведицу в "Мадагаскаре", почему бы нам не обратить внимание на другую прежде неочевидную пару. Это оооочень заметный тандем с богатой историей, это грандиозная франшиза включающая в себя полтора десятка фильмов, три сериала, кучу комиксов и книг – я говорю о Конге и Годзилле. Считаете, что эта фантастическая вселенная неспособна на романтику? А вот авторы только что вышедшей на экраны "Годзилла и Конг: Новая империя" явно думают иначе, ведь в оригинале фильм называется "Godzilla x Kong" – в английском современном письме "х" значит "поцелуй"...
Впрочем, странные отношения "двух равноуважаемых семейств" завязались далеко не сегодня – первая картина о встрече двух титанов вышла еще в далеком 1962 году. Тогда японская студия Toho приобрела права на использование гигантской обезьяны у голливудских продюсеров и моментально выставила Кинг Конга против своего лучшего бойца – ящера-переростка Годзиллы. Лента "Кинг-Конг против Годзиллы" и по сей день остается в Японии самым популярным фильмом большой кайдзю-франшизы – более двенадцати с половиной миллионов билетов смогли распродать тогда кинотеатры при общем населении страны 90 миллионов человек.
Результат того, как и всех последующих, столкновения двух величайших монстров в истории кино нам сейчас не важен, но важно понимать, что с того момента и до сегодняшнего дня между двумя титанами существует особенное притяжение. Новая картина Адама Вингарда дает некоторые ответы на вопрос о том, кто же они друг другу. И ответ прост, Годзилла и Конг – это две половины одного целого, Инь и Янь мироздания. Один – защитник природы, другой – человечества. Один стоит на страже изученного нами мира, другой обороняет пространство Полой Земли. Несмотря на то, что два героя находятся по разные стороны Барьера, они нужны друг другу. Просто необходимы.
И это завязка чего-то большего, чем вражда. Годзилла и Конг прежде были нетерпимы друг к другу. Их взаимная неприязнь была установлена самой вселенной, и в этом было даже какое-то трепетное величие. Но сперва сражение с Мехагодзиллой, а потом совместное противостояние Кинг-Скару и Шимо заставило двух недавних врагов объединить усилия в одном направлении. А это уже создало предпосылки для взаимного уважения и даже некоторой симпатии друг к другу. В конце концов, разве не по такой же схеме развиваются сюжеты ромкомов Disney и Hallmark – в потенциальной паре сначала происходит борьба, затем два персонажа вынуждены умерить гордость и признать, что они нужны друг другу. И даже немного друг другу симпатичны.
Ровно так же складываются отношения между Конгом и Годзиллой. В предыдущей части два титана вместе отстаивали человеческий мир, противостоя общей угрозе – и вспомните момент их расставания! Они уходят в разные стороны, но сколько грусти в их монструозных глазах. В этом эпизоде скрыто потрясающее напряжение, между персонажами существуют противоречия, но есть и очевидная связь, они должны ненавидеть друг друга, но им то и дело приходится выходить на поле битвы плечом к плечу. Они идут разными путями, но находятся в постоянной невидимой зависимости друг от друга – таким страстям позавидовал бы сам Николас Спаркс, автор романов "Дневник памяти" и "Дорогой Джон".
Вы скажете, что я преувеличиваю, но только посмотрите, с каким трепетом Конг относится к единственному подарку, сделанному ему Годзиллой. Гигантский примат не расстается со своим топором, лезвие которого сделано из спинной пластины ящера. Да, это верное оружие и лучший помощник в любых делах, но это еще и сувенир, напоминание о том, что с другой стороны порталов есть кто-то, кому ты не безразличен. Может быть, топор напоминает об опасности главного врага, но может, он является знаком любви, символом участия Годзиллы в тех делах, где Конг не сильно преуспевает. Не поэтому ли топор всегда рядом? Не дает ли он чувство тепла и защищенности?
Вингард вообще очень сильно изменил знаменитых монстров – в его картинах Конг и Годзилла внезапно обрели черты, которые прежде за ними редко фиксировались. Так, Конг теперь грубый, но в то же время заботливый, оберегающий и умный персонаж. Он способен взять на себя бремя отцовства – мы видим это из отношений с маленьким Суко в "Новой империи". Годзилла тоже опасен и неудержим, но стоит отметить, что намерений вредить людям у него нет, разрушения вызывают в основном его столкновения с другими титанами. Больше того, свернувшийся калачиком в Колизее монстр вызывает умиление – словно большой игривый пес, Годзилла может напакостить, разбуянившись, но угрозу он представляет только для врагов, а не для тех, кто его приютил.
Если же допустить существование у титанов некоторого подобия личности, то можно увидеть много интересного, что идеально вписывается в теорию влюбленности Годзиллы и Конга. Например, совершенно иначе трактуется образ Мотры, гигантского титана-мотылька, имеющего на Годзиллу особенное влияние. Появление Мотры в "Новой империи" стало большим сюрпризом, ведь сюжет не требовал дополнительных сил для преодоления сопротивления Кинг-Скара и Шимо, для этого было достаточно Конга, Годзиллы, людей и способностей племени Иви. Но взгляните на гигантского мотылька как на приятеля Годзиллы, который раскрывает суть ящера так, как никто другой. Если хотите, Мотра – "второй пилот" Годзиллы. Ну, или "подружка", на контрасте с которой Годзилла выглядит еще привлекательнее...
Пока неизвестно, последует ли за "Новой империей" третий совместный фильм двух великих титанов. Адам Вингард утверждает, что идеи у него есть, но всё будет зависеть от кассовых сборов и оценок публики. Кажется, пока всё складывается неплохо – зрители охотно покупают билеты на монстрячий аттракцион, а критики отдают должное умению создателей картины вскружить голову грандиозными экшн-сценами. Так что предположу, что году в 2028-м Конг и Годзилла снова сойдутся. Нет, не ожидаю, что следуя законам жанра мелодрамы, они в финале представят нам своих маленьких конгзиллят, но закончиться тем, что два старых врага больше не направляют друг на друга шипы и клыки, третий фильм может. Не все истории любви нужно заканчивать свадьбой, иногда достаточно простого совместного ухода в закат...
Только, ради бога, не воспринимайте написанное всерьез – просто "Новая империя" настолько плоха, что ничего кроме нервных спазмов моей измученной кино фантазии не вызывает. Честно говоря, всё должно было закончиться на "Годзилле" Гарета Эдвардса десять лет назад, но Голливуд ни в чем не знает меры, и я просто представил себе – во что могут вылиться натужные попытки продлить то, что давно перестало иметь хоть какой-то здравый смысл. "Годзилла против Конга" – забавный культурологический феномен, связывающий американскую и азиатскую культуры, но жизнеспособен он только в формате коротких столкновений высекающих искру. Всё остальное превращает ярость монстров в розовый кисель и базу для пошлых фанфиков. Но это вам стоит искать на других сайтах.
Я же переключаюсь на другие фильмы и сериалы – новинок много и почти обо всем хочется что-то рассказать. Поэтому, если вы готовы воспринимать нестандартные тексты о кино, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно, здесь много занимательных статей. Еще больше интересного в нашем телеграм-канале – там затишье часто сменяется бурей. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, верьте в любовь, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: