Найти в Дзене
Петр Мицов

Тайна разорванного фронтона

Оглавление

Среди архитектурных деталей, часто встречающихся на фасадах старинных домов, разорванный фронтон можно считать наиболее загадочным элементом. Если обычный фронтон имеет треугольную форму, похож на крышу дома и часто выполняет роль навеса над дверью или окном, защищая жильцов от дождя и снега, то задача разорванного фронтона как будто противоположна. Разорванный фронтон отличается от обычного тем, что его карниз имеет разрыв в вершине. И в этот разрыв, конечно, попадает вода, что приводит к разрушению находящейся внизу лепнины и самого здания. Чтобы решить эту проблему, коммунальным службам иногда приходится закрывать этот разрыв жестяным козырьком.

Примеры разорванных фронтонов. Санкт-Петербург, Ул. Куйбышева д. 36 и 6-ая линия д. 47
Примеры разорванных фронтонов. Санкт-Петербург, Ул. Куйбышева д. 36 и 6-ая линия д. 47

Разорванный фронтон часто вызвал критику у архитекторов прошлого из-за его конструкции, противоречащей здравому смыслу. Он похож на дырявый зонт. Почему же он так часто появляется на стенах зданий? Не потому ли, что его символическое значение настолько важно, что преобладает над практическим?

Но прежде чем говорить о символизме разорванного фронтона, нужно рассмотреть его историю. Архитектурные словари и энциклопедии дают мало информации по теме, указывая лишь на то, что разорванный фронтон широко применялся в эпоху барокко. Иногда отмечается, что более ранние примеры можно увидеть в Петре и на фресках в Помпеях.

Поскольку никаких специальных работ, посвященных истории разорванного фронтона, найти не удалось, ниже представлена краткая ретроспектива использования этого архитектурного элемента в архитектуре, составленная нами на основе различных статей, попадавшихся в процессе поиска информации, а также собственных наблюдений.

Разорванный фронтон в XVIII-XX веках

Наиболее крупный современный пример разорванного фронтона можно увидеть на вершине небоскрёба в Нью Йорке. Это построенное в 1984 году здание телефонной компании AT&T (сейчас Сони-билдинг), расположенное на Мэдисон-Авеню в Манхеттене. Неожиданно перекликается с ним построенное примерно в то же время здание бывшего телефонного завода «Красная Заря» на Большом Сампсониевском проспекте в Санкт-Петербурге.

Разорванный фронтон на вершине небоскреба AT&T в Нью Йорке и на вершине высотки в Санкт-Петербурге
Разорванный фронтон на вершине небоскреба AT&T в Нью Йорке и на вершине высотки в Санкт-Петербурге

Более традиционное использование разорванного фронтона, на фасадах, можно встретить в Сталинском неоклассицизме.

Разорванные фронтоны на фасадах зданий 1950-х годов на Невском проспекте и улице Декабристов в Санкт-Петербурге
Разорванные фронтоны на фасадах зданий 1950-х годов на Невском проспекте и улице Декабристов в Санкт-Петербурге

Очень часто разорванные фронтоны можно встретить на фасадах зданий XIX века. Например, в исторической части Санкт-Петербурга разорванные фронтоны встречаются регулярно. Например, на Невском проспекте количество домов с разорванными фронтонами составляет 16%, то есть он есть на каждом шестом здании.

До революции доходным домам приходилось конкурировать друг с другом в борьбе за квартиросъемщиков, и в ход шел весь арсенал архитектурных украшений, среди которых был и разорванный фронтон.

Часто разорванные фронтоны встречаются на фасадах церквей.

Ворота бывшей церковно-приходской школы с храмом (сейчас Университет кино и телевидения) в Санкт-Петербурге и ворота монастыря на Афоне
Ворота бывшей церковно-приходской школы с храмом (сейчас Университет кино и телевидения) в Санкт-Петербурге и ворота монастыря на Афоне

Разорванные фронтоны встречаются не только снаружи храмов XVIII-XIX веков, но и внутри них, где они зачастую используются в составе иконостаса. Как будет показано далее, именно храмы являются родиной этого странного украшения.

Родиной российского разорванного фронтона, вероятно, стал Петропавловский собор. Резной иконостас этой церкви-усыпальницы, спроектированный Доменико Трезини в начале XVIII века, может служить наглядным пособием по применению разорванных фронтонов в сакральном интерьере.

Царские врата и алтарь храма Петропавловского собора, Доменико Трезини, начало XVIII века
Царские врата и алтарь храма Петропавловского собора, Доменико Трезини, начало XVIII века

Мода на новые типы фронтонов пришла в русские православные храмы после раскола из Литовского княжества через современную Белоруссию (т.н. стиль кнорпельверк). На фотографиях не сохранившегося иконостаса церкви Григория Неокесарийского в Дербицах в Москве над царскими вратами виден полый фронтон. Сам иконостас датируется началом 1670-х годов. Вероятно, это первый, или один из первых случаев появления нового канона в православном иконостасе. Церковь Григория Неокесарийского была построена по благословению патриарха Никона. По одной из версий здесь был крещен Петр I. Придя к власти, Петр I лично формировал новый стиль православного иконостаса. Еще до Петропавловского собора император построил новые иконостасы с полыми и разорванными фронтонами в Преображенских соборах в Нарве и Ревеле (Таллине).

Как было сказано выше, отношение известных европейских архитекторов к разорванным фронтонам далеко не всегда было позитивным. Например, в середине восемнадцатого века Сэр Уильям Чеймберс, королевский архитектор, рыцарь Полярной звезды и сооснователь Королевской академии, в своём хрестоматийном Трактате о гражданской архитектуре пишет о фронтонах следующее:

Фронтоны обязаны своим происхождением, скорее всего, наклонным крышам первобытных хижин. У римлян они использовались только в качестве покрытий священных зданий, пока Цезарь не получил разрешение покрыть свой дом остроконечной крышей по образцу храмов. В дошедших до нас остатках античности мы встречаем два вида фронтонов: треугольные и сегментные. Первые часто применялись для покрытия маленьких или больших зданий, а вторые, будучи более тяжелыми, никогда не использовались, кроме как для покрытия дверей, ниш, окон или ворот; в этом случае удобство их размеров компенсирует неуклюжесть их изготовления.

Древние вводили в свои здания лишь несколько фронтонов, обычно довольствуясь одним, для выделения и украшения средней, или главной части, но современные, особенно итальянцы, некоторые из которых увлекались ими так неумеренно, что их здания часто состоят почти из ничего другого. В Риме фасады большинства церквей покрыты ими, так же, как и многие дворцы и частные дома, где их можно увидеть всех размеров и форм. Ибо, кроме треугольных и круглых, у них есть некоторые, состоящие из обеих этих форм: некоторые из волнистой фигуры, некоторые полушестиугольные, некоторые с наклонным карнизом и тимпаном, открытым в середине, чтобы разместить там вазу, бюст, нишу со статуей или табличку для надписи, и другие, где отверстие оставлено пустым, а два конца наклонного карниза завершены парой волют или флеронов. Существует и вид фронтона, состоящего из двух половинок фронтона, которые не соединяются вместе, чтобы образовать единое целое, а переворачиваются - их вершины обращены наружу. Подобная конструкция есть под портиком Флорентийской галереи, с быком, зажатым между двумя секциями. Англия далеко не свободна от подобных экстравагантностей. Здания Лондона представляют множество примеров каждого вида, которые, чтобы не обидеть, я не буду указывать.

Здесь же сэр Чеймберс приводит рисунок, на котором разорванные фронтоны помечены им надписью «формы фронтонов, которых следует избегать».

Иллюстрация из «Трактата о гражданской архитектуре» Уильяма Чеймберса
Иллюстрация из «Трактата о гражданской архитектуре» Уильяма Чеймберса

Любопытно замечание Чеймберса относительно сакрального характера остроконечных крыш в Древнем Риме. Также любопытно, что среди современников, на которых повлияли работы Чеймберса, был Томас Чиппендейл – крупнейший мастер английского мебельного искусства, чьей «визитной карточкой» стал именно разорванный фронтон.

Пример разорванного фронтона в дизайне мебели в стиле Томаса Чиппендейла
Пример разорванного фронтона в дизайне мебели в стиле Томаса Чиппендейла

A два столетия до этого еще более влиятельный архитектор, Андреа Палладио, пишет в своём знаменитом трактате “Четыре книги об архитектуре”:

Но особенно достойна осуждения, по моему мнению, манера прерывать посредине фронтоны дверей, окон и лоджий: созданные первыми зодчими, которых научила сама необходимость, эти фронтоны своими скатами говорят о защите здания от дождя, поэтому я не могу себе представить ничего более противного здравому смыслу, нежели прерывание посредине той именно части, которая должна производить впечатление защиты от дождя, снега и града обитателей дома и всех туда входящих.

Этот протест Палладио высказывает, в первую очередь, против нарождающегося барокко, против приёмов его современника Микеланджело Буонарроти и его последователей. Любопытно, что несмотря на эту критику, каждая из четырех книг Палладио вышла в свет в 1570 году с титульным листом, на котором изображен разорванный фронтон.

Титульный лист трактата Палладио «Четыре книги об архитектуре», 1570 г.
Титульный лист трактата Палладио «Четыре книги об архитектуре», 1570 г.

Самый известный античный архитектор, живший в Римской империи во второй половине I века до н.э., Марк Витрувий Поллион, чьи идеи развивал не только Палладио, но и большинство архитекторов классической школы, ничего не говорит о разорванных фронтонах в своих «Десяти книгах об архитектуре». Однако из его замечания об устройстве  фронтонов становится ясно, что ни о каких разрывах не может быть и речи. Здесь всё подчинено триаде «прочность, польза, красота»:

Над балками и над стенами должны выступать выносы мутулов на четверть высоты колонны. Снаружи их обшивают досками, а сверху помещают тимпан фронтона из каменной кладки или из дерева. Сверху же фронтон, конек, стропила и прогоны должно располагать так, чтобы вес кровли соответствовал третьей части остальной крыши.

Можно заключить, что архитекторы классической школы, рационалисты, полностью отвергали разорванный фронтон, в то время как другие, руководствующиеся не только формулой Витрувия, продолжали использовать эту иррациональную деталь в своих зданиях. Периоды активного использования разорванного фронтона связаны с противостоящим классицизму барокко. Причем не только с барокко XVII-XVIII веков, но, как мы увидим далее, и с барокко, которое исследователи называют эллинистическим, возникшим почти за две тысячи лет до итальянского барокко.

Барокко

Иррационализм и барокко – это почти синонимы, поскольку барокко - это французская транслитерация португальского выражения pérola barroca, что означает "неправильная жемчужина". Такое название дали критики новому стилю, уподобляя избыток деталей и намеренное отклонение от четкой и рациональной формальности Ренессанса неправильной форме несовершенного природного жемчуга.

Считается что барокко - это ответ католической церкви на протестантскую Реформацию. Богатая католическая церковь решила достучаться до человеческих сердец, пробуждая в них эмоции и противопоставляя себя холодному рациональному аскетизму протестантизма.

Эпоха барокко в западном искусстве продолжалась с конца XVI до середины XVIII века. Историк архитектуры профессор Талбот Хэмлин называет это временем  "экспериментаторства в деталях". По его словам, фронтон в это время стал архитектурной деталью, практически не имеющей структурной функции.

Барочные детали, таким образом, стали вопросом все более свободной модификации форм, изначально классических, чтобы сделать их чувствительными ко всем возможным нюансам эмоционального выражения. Фронтоны были сломаны, их стороны изогнуты и прокручены, разделены картушами или урнами; колонны были скручены, молдинги продублированы и повторены, чтобы сделать резкий акцент, и внезапно сломаны наружу и внутрь, где была желательна сложная тень. (Architecture through the Ages by Talbot Hamlin, Putnam, Revised 1953, p. 427)

Разорванные фронтоны в эпоху барокко появляются в Риме фактически во всех храмах. Часто они расположены над входами и над алтарями.

Джованни Лоренцо Бернини. Алтари в римских церквях Сант-Андреа-аль-Квиринале и Санта-Мария-делла-Виттория («Экстаз святой Терезы Авильской»). XVII век
Джованни Лоренцо Бернини. Алтари в римских церквях Сант-Андреа-аль-Квиринале и Санта-Мария-делла-Виттория («Экстаз святой Терезы Авильской»). XVII век
Входы в эти же храмы (Сант-Андреа-аль-Квиринале и Санта-Мария-делла-Виттория)
Входы в эти же храмы (Сант-Андреа-аль-Квиринале и Санта-Мария-делла-Виттория)

Наиболее ранние примеры использования разорванного и полого фронтонов в Новое время можно найти в работах «отца архитектурного барокко» Микеланджело Буонарроти. Заказчиком этих работ был Папа Римский Климент VII.

Микеланджело Буонарроти. Надгробие Джулиано Медичи и вестибюль библиотеки Лауренциана, Флоренция, 1520-30 годы
Микеланджело Буонарроти. Надгробие Джулиано Медичи и вестибюль библиотеки Лауренциана, Флоренция, 1520-30 годы

Вероятно, первое использование разорванного фронтона после тысячелетнего забвения можно видеть над входом в читальный зал библиотеки Медичи Лауренциана во Флоренции. Библиотека строилась долго и была открыта только в 1571 году. Однако на раннем эскизе Микеланджело 1525 года разорванный фронтон уже четко виден над входом. Таким образом, можно заключить, что разорванные фронтоны возникли не в эпоху барокко, а в предшествующую ей эпоху маньеризма, переходного периода между ренессансом и барокко в XVI веке. Более детальное изучение этой темы потребует отдельного исследования.

Разорванные фронтоны есть и на фасаде, и над алтарем собора Святого Петра, а также на множестве фасадов других зданий. Но они не были придуманы в эпоху барокко в Риме. В Римской империи (главным образом в колониях: в Малой Азии, Иордании, Ливии и Египте) их применяли в первых веках нашей эры в составе арочных конструкций.

Разорванные фронтоны на триумфальных арках римских императоров Адриана (Иордания) и Септимия Севера (Ливия). II век н.э.
Разорванные фронтоны на триумфальных арках римских императоров Адриана (Иордания) и Септимия Севера (Ливия). II век н.э.

Однако за этот период в полторы тысячи лет между древнеримскими императорами и Ватиканом семнадцатого века традицию использования разорванного фронтона проследить очень сложно. Ни в архитектуре ренессанса, ни в готической, ни в византийской архитектуре разорванный фронтон не встречается.

Александрия и раннее христианство

Джудит Маккензи в своей книге The Architecture of Alexandria and Egypt, C. 300 B.C. to A.D. 700, посвященной архитектуре древней Александрии, приводит доказательства первоначального появления сегментного (лучкового), полого и разорванного фронтонов именно в Александрии. В главе, посвященной строительству храмов в позднеантичном Египте, Маккензи приводит примеры использования разорванных фронтонов в христианских храмах четвертого и пятого веков нашей эры, когда происходил переход от язычества к христианству и коптская церковь наследовала элементы птолемеевской архитектуры.

Маккензи упоминает обнаруженный в ходе раскопок в Гераклеополисе частный дом III-IV веков, в котором был обнаружен разорванный фронтон с изображением Диониса в виноградных лозах (хранится в Коптском музее в Каире).

Разорванный фронтон. Гераклеополис, Египет, III-IV век н.э.
Разорванный фронтон. Гераклеополис, Египет, III-IV век н.э.

Рассуждая об использовании языческого разорванного фронтона в коптских храмах, Маккензи пишет:

Языческие и христианские сюжеты в Гераклеополисе вырезали скульпторы одной и той же школы. Об этом свидетельствуют детали в резьбе глаз, которые являются одним из наиболее характерных признаков, отражающих работу отдельного скульптора, его школы или мастерской. Например, трактовка глаз языческого Диониса на полуфронтоне из Гераклеополиса  идентична глазам ангела, держащего венок, окружающий монограмму Христа, на христианском полукуполе. Подобные полукупола, венчавшие небольшие апсидные ниши, использовались и для языческих сюжетов, таких как превращение Дафны в лавровое дерево и рождение Афродиты.

Такие же выводы Маккензи делает далее относительно находящейся там же Малой церкви начала пятого века, в интерьере которой есть разорванный фронтон с изображением «мальчиков, держащих крест в венке».

Разорванный фронтон с изображением креста в венке. Гераклеополис, Египет, V век н.э.
Разорванный фронтон с изображением креста в венке. Гераклеополис, Египет, V век н.э.

Для сравнения приводится разорванный фронтон с изображением «экстатического последователя Вакха и вакханки», найденный там же на римском кладбище.

Разорванный фронтон с изображением последователей Вакха. Гераклеополис, Египет, V век н.э.
Разорванный фронтон с изображением последователей Вакха. Гераклеополис, Египет, V век н.э.

Далее исследовательница замечает, что разорванные фронтоны с нишами были очень распространены в церквях и что более шестидесяти таких фронтонов середины пятого века сохранились в монастыре Апа Шенуте (Белый монастырь) близ Сохага. Ни одна из этих ниш не была украшена человеческими фигурами. Их украшали козы или газели, павлины, иногда симметрично расположенные парами, а также виноградная лоза, амфоры, кресты в венках, раковины, различные узоры. Языческий дионисийский образ виноградной лозы был переосмыслен как мотив, связанный с Евхаристией.

Зарисовки мотивов, изображенных в нишах разорванных фронтонов в Белом монастыре, Сохаг, Египет (середина V века н.э.).
Зарисовки мотивов, изображенных в нишах разорванных фронтонов в Белом монастыре, Сохаг, Египет (середина V века н.э.).

Отметим, что изображение павлина с раскрытым хвостом здесь почти идентично изображению раковины (конхи), которая, будучи помещенной в нишу разорванного фронтона, по мнению Маккензи, является характерной александрийской чертой.

Разорванный фронтон с нишей в виде конхи или пальметты. Найдена в Южной церкви монастыря Апа-Аполлон (Дейр-Апа-Аполлон) в Бавите. Конец IV века н.э. Восстановлена и выставлена над нишей в южной стене святилища в Лувре
Разорванный фронтон с нишей в виде конхи или пальметты. Найдена в Южной церкви монастыря Апа-Аполлон (Дейр-Апа-Аполлон) в Бавите. Конец IV века н.э. Восстановлена и выставлена над нишей в южной стене святилища в Лувре

Затем Маккензи отмечает появление разорванных фронтонов на мозаиках в церкви Святого Георгия в Салониках (V век н.э), а также на мозаике Великой мечети в Дамаске (начало VIII века).

Мозаика в церкви Святого Георгия в Салониках, V век н.э.
Мозаика в церкви Святого Георгия в Салониках, V век н.э.
Мозаика в Великой мечети в Дамаске, VIII век н.э.
Мозаика в Великой мечети в Дамаске, VIII век н.э.

Т.е. разорванный фронтон после V века до начала XVII века появляется только на изображениях, но не как реальная архитектурная деталь. Сюжеты с разорванным фронтоном встречаются в старинных иллюстрированных евангелиях. Правда, узнать на этих иллюстрациях разорванный фронтон можно лишь тогда, когда известна изначальная структура: разорванный фронтон, обрамляющий конху.

Изображение Святого Марка, Евангелие Россано, предположительно VI век. Поклонение волхвов, Эчмиадзинское Евангелие, конец X века
Изображение Святого Марка, Евангелие Россано, предположительно VI век. Поклонение волхвов, Эчмиадзинское Евангелие, конец X века

Так откуда же появился разорванный фронтон в архитектуре барокко XVI-XVII веков? Чем вдохновлялись известные итальянские архитекторы? Неужели иллюстрациями на страницах старинных евангелий или мозаиками, где разорванный фронтон узнать фактически невозможно? Очевидно, нет. К XVI веку в Италии оставались примеры полых и разорванных фронтонов. Например, в римских катакомбах и сейчас встречаются фасады с полыми фронтонами.

Полый фронтон в катакомбах Святого Себастьяна, Рим, II век н.э.
Полый фронтон в катакомбах Святого Себастьяна, Рим, II век н.э.

Разорванные фронтоны можно увидеть на гравюрах Джованни Пиранези, который в середине XVIII века успел запечатлеть исчезающие античные постройки в Риме. Например, они есть на гравюрах, с изображением форума Траяна, а также усыпальницы у Ворот святого Себастьяна.

Разорванные фронтоны на гравюре Джованни Пиранези “Внутренний вид усыпальницы в виноградниках Казали у Ворот святого Себастьяна”. 1756
Разорванные фронтоны на гравюре Джованни Пиранези “Внутренний вид усыпальницы в виноградниках Казали у Ворот святого Себастьяна”. 1756

Однако все эти примеры полых и разорванных фронтонов, которыми могли любоваться архитекторы итальянского барокко, никак не связаны с храмами и храмовой архитектурой. Это приводит к мысли, что начавший контрреформацию Ватикан прекрасно знал, символом чего является разорванный фронтон, и всячески приветствовал его использование. Эта гипотеза позволяет объяснить, почему давно забытый, спорный с эстетической точки зрения и иррациональный с инженерной точки зрения архитектурный элемент стал повсеместно использоваться в храмах Римской католической церкви над алтарями, баптистериями и главными вратами, т.е. в самых главных сакральных местах.

Александрия и Малая Азия в первые века нашей эры

Продолжая ретроспективу, отметим еще несколько примеров из второго века нашей эры.

В Малой Азии, на юго-западе современной Турции, это тетрапилон и пропилон в Афродизиасе,  ворота Милетского рынка, театр в Аспендосе.

Тетрапилон и пропилон в Афродизиасе, ворота Милетского рынка, театр в Аспендосе
Тетрапилон и пропилон в Афродизиасе, ворота Милетского рынка, театр в Аспендосе

Во всех случаях разорванный фронтон расположен над реальными вратами или их имитацией.

Арка с разорванным фронтоном тесно связана с так называемой сирийской аркой: аркой внутри полного фронтона. На фотографии тетрапилона в Афродизиасе хорошо видно, что с одной стороны ворот находится разорванный фронтон, а с другой – сирийская арка.

Тетрапилон в Афродизиасе. II век н.э.
Тетрапилон в Афродизиасе. II век н.э.

Профессор Мануэль Парада Лопес де Корселас в своей работе The Arcuated Lintel and the «Serlian Motif» говорит о тождестве понятий сирийская арка, серлиана, венецианское окно и палладианское окно. Де Корселас указывает на ошибочность слова «сирийский», поскольку родиной этой конструкции, по всей видимости, является Александрия. Такого же мнения придерживается и Джудит Маккензи, однако в её классификации используется прежнее понятие сирийский фронтон.

Изображения классического архитектурного стиля Александрии эпохи Птолемеев. Треугольный фронтон а) сегментный фронтон, b) разорванный фронтон с полуфронтонами односкатной конструкции, c) разорванный фронтон с полуфронтонтонами, карнизы которых загнуты назад,  d) полый фронтон или фронтон с открытым основанием, е) сирийский фронтон, f) фронтон с волютами
Изображения классического архитектурного стиля Александрии эпохи Птолемеев. Треугольный фронтон а) сегментный фронтон, b) разорванный фронтон с полуфронтонами односкатной конструкции, c) разорванный фронтон с полуфронтонтонами, карнизы которых загнуты назад, d) полый фронтон или фронтон с открытым основанием, е) сирийский фронтон, f) фронтон с волютами

Тема сирийского фронтона заслуживает отдельного рассмотрения в дальнейшем. Продолжая наш уходящий в глубь истории обзор разорванных фронтонов, нужно отметить дворец Колонн (Палаццо делле Колонне) в Птолемаиде в Киренаике (современная Ливия), сильно разрушенный, датируемый I-II веком н.э.

Дворец Колонн в Птолемаиде, Ливия, II век н.э.
Дворец Колонн в Птолемаиде, Ливия, II век н.э.

Но наиболее известные и древние образцы разорванных фронтонов находятся в Иордании, в Петре. Лучше всего сохранились фасады Сокровищницы (Эль-Хазне) и Монастыря.

Сокровищница и Монастырь в Петре
Сокровищница и Монастырь в Петре

Сопоставляя различные факты и археологические находки, Андреас Копп в своей книге Images and Monuments of Near Eastern Dynasts: 100 BC-AD 100 делает вывод, что Сокровищница была высечена в скале в последней четверти I века до н.э. Таким образом, этот памятник мы можем считать наиболее ранним сохранившимся примером использования разорванного фронтона в архитектуре.

Важно отметить наличие на фасадах в Петре толоса (круглого сооружения с колоннадой) между скатов разорванного фронтона. В рассмотренных нами более поздних примерах I-II веков н.э. толос не встречался. Но удивительным образом изображения разорванного фронтона с конхой и толосом появляются в старинных евангелиях и на мозаиках древних храмов. Джудит Маккензи в книге The Architecture of Alexandria and Egypt 300 BC — AD 700 даёт подробный анализ этих изображений.

Несмотря на то, что разорванные фронтоны, высеченные в скалах Петры, являются наиболее ранними образцами, существует несколько более ранних изображений, датируемых первым веком до н.э. Один из таких примеров есть на росписях в Комнате масок в доме Августа в Риме.

Росписи в Комнате масок в доме Августа в Риме (40 г. до н.э.)
Росписи в Комнате масок в доме Августа в Риме (40 г. до н.э.)

Еще несколько изображений разорванных фронтонов с толосами найдены на росписях в Доме лабиринта, на стенах виллы в Боскореале и виллы Мистерий в Помпеях (Предположительно I век до н.э.).

Изображения разорванных и полых фронтонов на стенах виллы в Боскореале и виллы Мистерий в Помпеях. I век до н.э.
Изображения разорванных и полых фронтонов на стенах виллы в Боскореале и виллы Мистерий в Помпеях. I век до н.э.

На фреске из виллы в Боскореале изображен полый фронтон, а на фреске из виллы Мистерий толос обрамляет так называемая сирийская арка. Все эти росписи выполнены в т.н. втором римском стиле (80 год до н. э.— 14 год н. э.).

Наличие толоса и ряда других характерных деталей позволило исследователям сделать вывод, что на этих фресках изображена архитектура, реально существовавшая на тот момент в Александрии. Ничего подобного в Риме в то время не было. Разорванные фронтоны и толосы, высеченные в Петре, по мнению Маккензи и Коппа, также являются подражанием александрийской архитектуре.

***

Кратко напомним, что Александрия была основана в 331 году до н.э. Александром Македонским к востоку от дельты Нила, на берегу Средиземного моря. Но через восемь лет Александр умирает, а в Александрии утверждается династия правителей, родоначальником которой становится бывший генерал великого полководца — Птолемей. При Птолемеях Александрия превращается в крупнейший мегаполис и культурный центр Античности. Знаменитая Александрийская библиотека содержала около полумиллиона рукописей. Македонская династия заканчивается в 30 году н.э. трагической кончиной знаменитой Клеопатры VII, последней царицы из рода Птолемеев. Затем власть переходит к Риму. В 115 году значительная часть города разрушается в ходе Второй Иудейской войны. А в 365 году город уничтожает мощнейшее цунами, возникшее из-за землетрясения на Крите. Последующие землетрясения и перестройка города после седьмого века арабами не сохранили архитектурных памятников эпохи Птолемеев. Даже от седьмого чуда света, Александрийского маяка, простоявшего до XIV века, до нас дошло всего несколько схематических изображений на монетах и мозаике.

***

Маргарет Литтелтон в книге Baroque Architecture in Classical Antiquity говорит, что сегментный (лучковый), полый и разорванный фронтоны появились именно в Александрии в эпоху Птолемеев. При этом она отмечает, что разорванный фронтон возник из полого фронтона.

Считается, что в античной Греции не было барочных форм фронтонов. Однако Литтелтон приводит пример Пифиона в Делосе, который представлял собой длинное здание, построенное либо для корабля Деметрия Полиоркета, переданного в дар Птолемеем I вскоре после 286 года до н.э., либо для корабля Антигона Гонатаса, победившего в Косе в 256 году до н.э. В результате археологических исследований было сделано заключение, что прямой антаблемент Пифиона не был продолжен над центральным пролетом, который, таким образом, был перекрыт только скошенным карнизом фронтона, что даёт повод считать его полым. Очевидно, Пифион был построен под влиянием египетской архитектуры.

Реконструкция Пифиона в Делосе. III век до н.э.
Реконструкция Пифиона в Делосе. III век до н.э.

Но если разорванный фронтон возник из полого фронтона, то на основе чего появился полый фронтон? Маргарет Литтелтон выдвинула гипотезу, что полый фронтон возник на основе так называемой ломаной перемычки (англ. broken lintel) древнеегипетских храмов. В книге Baroque Architecture in Classical Antiquity она пишет: «Можно предположить, что полый фронтон возник в Александрии или где-то в сфере ее влияния, под влиянием ломаной перемычки египетской архитектуры, и что он распространился оттуда, чтобы дать начало разорванному фронтону, который позже сыграл значительную роль в архитектуре Малой Азии».

Эту гипотезу поддерживают и другие исследователи, включая упоминавшихся выше Маккензи и де Корселас.

Ворота храма Хатхор в Дендере с ломаной перемычкой. Середина I века до н.э.
Ворота храма Хатхор в Дендере с ломаной перемычкой. Середина I века до н.э.

На фотографии выше можно увидеть типичный фасад древнеегипетского храма. Если мысленно представить над ломаной перемычкой его ворот двускатную крышу древнегреческого храма, то получится не что иное как полый фронтон (ср. полый фронтон на изображении Пифиона в Делосе).

Маккензи в работе Барочная архитектура в птолемеевской Александрии пишет: «Как в египетских храмах, так и в классической архитектуре Александрии, изображенной на помпейских настенных росписях, спереди имеется стена-экран. Стиль отличается, но содержание одинаково. Верхняя часть стены между колоннами открыта. В то время как в эллинистической архитектуре за пределами Египта стены-экраны являются лишь поверхностным декором, а верхняя часть стены между колоннами сплошная и не открытая. Ломаная перемычка у входа в экранной стене в гипостильный зал в египетских храмах находится в положении, эквивалентном ломаным фронтонам или полым фронтонам, с ломаным антаблементом, изображенным на помпейских настенных росписях. И ломаная перемычка, и стена-экран встречаются (хотя и реже) в династической архитектуре, что позволяет предположить, что эти особенности являются результатом влияния египетских образцов на классические, а не наоборот» (Margaret Lyttelton, Baroque Architecture in Classical Antiquity  1974, Cornell University Press).

Литтелтон замечает: «Во многих птолемеевских храмах, таких как храмы в Эдфу, Филе и Дендере, дверь в пронаосе увенчана ломаной перемычкой. Эта особенность также часто встречается на святилищах и плитах локулуса в музее в Александрии, и она появляется в гробнице в некрополе в Анфуши. Однако, похоже, что эта особенность не была изобретена в период Птолемеев, так как она встречается в зданиях Семнадцатой династии».

Одним из редких сохранившихся примеров александрийской архитектуры является некрополь Анфуши, датируемый II-I вв. до н.э. Здесь одновременно использована древнеегипетская ломаная перемычка и новый элемент - сегментный (лучковый) фронтон. Литтелтон указывает, что это первое известное архитектурное использование сегментного фронтона.

Гробница Анфуши II, Фарос, II-I вв. до н.э.
Гробница Анфуши II, Фарос, II-I вв. до н.э.

Птолемеи, являясь эллинами, строили классические египетские храмы, чтобы показать своим подданным египтянам (и прежде всего их высшему духовенству), что они чтут их богов. Но одновременно с этим в Александрии возникает религиозный синкретизм, свойственный и её архитектуре. Основатель династии Птолемеев Птолемей I Сотер при содействии египетских и греческих жрецов вводит культ Сераписа, бога-покровителя египетской столицы, сочетающего в себе черты египетских Осириса и Аписа, греческого Аида (Плутона), а также ряда других греческих богов (Зевса, Диониса и т.д.).

Статуи и изображения Сераписа
Статуи и изображения Сераписа

В статье Бойтесь греков, богов приносящих. Серапис как межкультурное божество Лорен Мерфи заключает: «Серапис был греческий бог для египтян и египетский бог для греков и римлян. Он не объединял эти народы, но нельзя не признать, что он олицетворял собой многогранный характер древней Александрии». То же самое можно сказать и в отношении разорванного фронтона, который стал сочетанием классического греческого треугольного фронтона и египетской ломаной перемычки.

Древний Египет

Но какова история ломаной перемычки в древнеегипетской архитектуре? Наиболее подробный анализ этой темы можно найти в докторской диссертации Дайаны Вулф Ларкин Дверной проем с ломаной перемычкой в Древнем Египте и его оформление (Diana Wolfe Larkin, The Broken-Lintel Doorway of Ancient Egypt and its Decoration. NY 1994). Приведем ниже наиболее важные факты из этой работы.

Первые ломаные перемычки датируются 1400 до н.э. Храмы с ломаными перемычками строились до второго века н.э. Т.е. традиция использования этой архитектурной детали длилась не менее 16 веков. Сохранилось более 100 проемов с ломаными перемычками. В Новом царстве ломаные перемычки были особенно популярны в период Амарны (во время правления Эхнатона и Нефертити), а также в Поздний период и особенно в птолемеевский и римский периоды.

Части дверного проема с ломаной перемычкой. Иллюстрация из диссертации Дайаны Ларкин
Части дверного проема с ломаной перемычкой. Иллюстрация из диссертации Дайаны Ларкин

Перемычки такого дверного проема служили креплением для двух створок дверей. Дайана Ларкин отмечает, что не было найдено ни одного примера проёма с разорванной перемычкой, предназначенного для одной двери. Двери блокировались выступами на косяках и открывались в только в одну сторону.

Дверной проем с ломаной перемычкой часто располагался посередине стены-экрана. Он мог появляться внутри более крупного пилонного портала (монументальных ворот египетских храмов), служить воротами в ограждающей стене или располагаться в других местах. Предпочтительные места расположения менялись с течением времени. Менялись также размеры дверного проема, пропорции его вспомогательных элементов и некоторые другие технические детали.

Основным местом расположения дверных проемов с ломаными перемычками были храмы. Такие проемы находились в местах, привлекающих внимание: вход в главное здание храма, его крыльцо или вспомогательное храмовое сооружение. Это также относится к дверям на пилонах и других проемах в стенах ограды.

Египтяне иногда ставили статуи сфинксов на перемычки таких дверных проёмов, либо изображали их на рельефах обеих перемычек. Дайана Ларкин сообщает, что самым ранним свидетельством размещения сфинксов по краям разорванной перемычки является рельеф Херихора со Второго пилона в Карнаке. Практика установки или изображения сфинксов на перемычках длилась с XVIII-ой династии (1500 г до н.э.) по римский период.

Храм Гора, дверной проем в часовню Вабет, Эдфу
Храм Гора, дверной проем в часовню Вабет, Эдфу

С конца XIX века исследователи пытались найти рациональное объяснение использованию ломаной перемычки в древнеегипетских храмах. Высказывались мнения, что целая перемычка в высоком проеме смотрелась бы не эстетично, разделяя его на две части, когда створки дверей раскрыты. Другая функциональная гипотеза заключалась в том, что разорванные перемычки позволяли крепить двери между высоких колонн. Но эта гипотеза не объясняет, почему не использовалась целая перемычка. Технической сложности в ее установке у древних египтян не было, к тому же это добавило бы прочности всей конструкции.

Были предположения, что ломаная перемычка была обусловлена необходимостью во время церемоний проносить через такие проемы высокие предметы: статуи богов, флаги и сакральные лодки. Но эта гипотеза не объясняет многочисленные примеры проемов большой высоты (более восьми метров), которые были выше, чем те предметы, которые могли через них проносить. Ларкин также замечает, что в период правления Эхнатона, когда ломаные перемычки использовались повсеместно, ритуальные предметы, по всей видимости, вообще не применялись в церемониях, так как Эхнатон поклонялся только Атону, солнечному диску, зримой форме Ра.

Напомним, что время правления Эхнатона и ряда его последователей в XIV—XIII веках до н. э., в египтологии называется амарнским, т.к. Эхнатон построил новую столицу Ахетатон («Горизонт Атона») на месте современной Амарны. Сам город, храмы и изображения Эхнатона были уничтожены жреческой контрреформацией, наступившей вскоре после смерти взбунтовавшегося фараона.

Изображение главного храма Атона в Ахетатоне. Дверь в каждое помещение имеет ломаную перемычку. Рельеф одной из сохранившихся гробниц эпохи правления Эхнатона
Изображение главного храма Атона в Ахетатоне. Дверь в каждое помещение имеет ломаную перемычку. Рельеф одной из сохранившихся гробниц эпохи правления Эхнатона

Другая попытка найти функциональное обоснование применению таких дверных проемов связана с освещением. Ларкин ссылается на бельгийского египтолога Жана Капарта, который предполагал, что двери дверного проема с ломаной перемычкой позволяли одновременно изолировать сакральное пространство и при этом обеспечить естественное освещение. Рассматривая эту гипотезу, Ларкин пишет: «Если обратиться к вопросу освещения, именно фактического, а не символического, то количество ситуаций, в которых конструкция дверного проема могла бы стать особым преимуществом, представляется более ограниченным. Таким образом, какие бы преимущества ни давал дверной проем с ломаной перемычкой с точки зрения освещения, этот аспект, вероятно, не был первоначальной причиной создания такой формы. Для мест, расположенных на открытом воздухе, таких как пилоны и небольшие наружные ворота, дневного света было бы предостаточно. Следовательно, не похоже, что в ломаных перемычках была острая необходимость. Когда дверной проем находился между колоннами на фасаде храма, дополнительные лучи, проникающие через щель в перемычке, лишь незначительно увеличивали освещенность интерьера. Если бы освещение было основным фактором происхождения дверного проема с ломаной перемычкой, можно было бы ожидать большей последовательности в его ориентации».

План Ахетатона с храмами, пилонами и дверными проемами, открытыми для солнечного света
План Ахетатона с храмами, пилонами и дверными проемами, открытыми для солнечного света

Далее Ларкин замечает, что определенной ориентации у этой конструкции нет, так как многочисленные свидетельства Нового царства и более позднего времени показывают, что дверные проемы с ломаными перемычками могли быть обращены ко всем четырем сторонам света.

Утилитарные функции ломаных перемычек, связанные с задачами дополнительного освещения и проноса высоких предметов, безусловно имели место. Но основной все-таки была религиозно-символическая функция.

Первым исследователем, предположившим, что дверной проём с ломаной перемычкой имел религиозное значение, был британский археолог Сетон Ллойд, написавший об этом в своей статье в 1933 г., посвященной реконструкции дома из Амарны: «дверной проем с ломаной перемычкой существует как отдельно стоящая каменная святыня в доме Амарны, что свидетельствует о его особом ритуальном значении».

Более поздние исследования ломаных перемычек также затрагивают тему света и связаны в основном с амарнским периодом.

Обсуждение связи между дверным проемом с ломаной перемычкой и солярным аспектом религии Эхнатона стало появляться в литературе в 1950-х годах. В 1954 г. немецкий археолог Герберт Рикке, который считал, что перемычки оставляли в низких дверных проемах, чтобы не нужно было опускать культовые предметы, предположил, что эта форма существовала еще до Эхнатона, но этот фараон перенял ее для своих нужд, используя ее так, чтобы никакие перемычки не отбрасывали на него тень, когда он проходил через храм. Жак Вандье рассматривал ломаные перемычки в работе Manuel d'archeologie egyptienne за 1955 г. в рамках обсуждения архитектуры Амарны. Из-за того, что Эхнатон поклонялся живому солнечному диску, храмы в его столице  были без крыши и, таким образом, доступны для солнечных лучей. Кроме того, они имели дверные проемы с промежутками в перемычках. Вандье проследил связь между отсутствием крыши и отсутствием перемычки. Перемычка, - сказал он, ссылаясь на изображение пилона без перемычки, - могла бы остановить солнечные лучи, чего прежде всего хотелось избежать".

Этой же точки зрения придерживается и сама Ларкин: «Тем не менее, специальные световые эффекты играли важную роль в использовании дверного проема с ломаной перемычкой. Такой дверной проем служил символическим, а иногда и фактическим обрамлением для солнечного света».

Солнце в ломаной перемычке дверного проема храма в Карнаке в момент зимнего солнцестояния
Солнце в ломаной перемычке дверного проема храма в Карнаке в момент зимнего солнцестояния

Солярная религия Эхнатона развилась из давних традиций поклонения солнцу в Египте, которые были сосредоточены в основном на богах Ра, Ра-Хорахте (синкретическое божество Солнца в древнеегипетской мифологии, смешение образов богов Ра и Гор-ахти) и Амон-Ра. Атон или диск живого солнца, бог Эхнатона, был проявлением Ра, который стал предметом особого поклонения.

До времен Эхнатона и после него одним из самых частых мотивов для украшения дверных проемов храмов была эмблема крылатого солнечного диска, которая располагалась ровно посередине дверной перемычки.

Пример крылатого солнечного диска на обычном дверном проеме из Дворца Мернептаха в Мемфисе. 1292 – 1190 до н.э.
Пример крылатого солнечного диска на обычном дверном проеме из Дворца Мернептаха в Мемфисе. 1292 – 1190 до н.э.

Композитный символ богов Гора и Ра, он состоял из пары соколиных крыльев, обозначающих Гора, в сочетании с солнечным диском, представляющим Ра. Помимо того, что это была божественная эмблема, она также имела царский подтекст и очень часто встречалась в сочетании с именем царя. По мнению известного английского египтолога сэра Алана  Гардинера, "крылатый диск и имя царя настолько неразрывно взаимосвязаны и сочетаются, что мы не можем не рассматривать этот символ как образ самого царя, но одновременно и Ра, и Гора, все трое объединены в триединство солнечного и царского владычества ".

Ларкин указывает, что самый ранний известный пример крылатого солнечного диска находится над именем царя Снеферу на занавеске царицы Хетеп-херес из IV династии. Этот мотив появляется на перемычках дверных проемов храмов, по крайней мере, уже во времена правления Пепи I, в VI династии. К началу Нового царства это был самый распространенный мотив для оформления дверных проемов храмов.

Когда архитекторы Эхнатона проектировали его храмы, им пришлось столкнуться с этой сильной традицией украшения дверных проемов. Им также пришлось столкнуться с новыми царскими ограничениями на божественные изображения, которые запрещали изображать богов в человеческом или животном облике, а также богов, отличных от Атона. Художественные запреты, похоже, включали крылатый диск, возможно, из-за соколиных крыльев, связанных с Гором. Возможно, строители выбрали дверной проем с ломаной перемычкой, чтобы реальное солнце могло заменить его изображения.

Необходимо отметить, что дверной проем с ломаной перемычкой, который является такой важной особенностью архитектуры Амарны, вошел в употребление до периода Амарны и остался в употреблении после него. В этой связи Ларкин пишет: «Вместо того чтобы заменить крылатый солнечный диск каким-то другим мотивом, например, картушем или лучевым диском Атона, они создали раму, а сам диск оставили понятным и невидимым. Они сделали рамку для великого бога-творца, который был слишком возвышен, чтобы его можно было показать. Следует еще раз подчеркнуть, что строители Эхнатона не изобрели конструкцию ломаной перемычки, а скорее наделили ее символическим значением».

Во время правления Эхнатона также появилось так называемое «Окно явлений» с ломаной перемычкой. Окно представляло из себя балкон с двумя высокими колоннами и балюстрадой. В Ахетатоне оно находилось на Королевском мосту над Королевской дорогой (объект №12 на плане города, приведенном выше). В определенное время в окне явлений перед подданными должен был появляться фараон с супругой. В ходе ритуала происходил «союз с солнечным диском». Царская чета поклонялась солнцу, лучи которого проходили сквозь проем в перемычке и одаривали правителей символами жизни и власти – анкхом и уасом. Подданные, в свою очередь, поклонялись фараону, а фараон мог одаривать высших чиновников золотыми украшениями (овеществленным солнечным светом). Важно отметить, что после Эхнатона перемычки на окнах явлений выполнялись целыми.

Эхнатон и Нефертити в Окне явления. Гробница Пареннефера, Ахетатон. XIV век до н.э.
Эхнатон и Нефертити в Окне явления. Гробница Пареннефера, Ахетатон. XIV век до н.э.

Можно сказать, что Окно явления служило механизмом для снисхождения благодати от верховного божества, через фараона (а в случае Эхнатона – через высшего жреца и сына бога, поскольку он считал себя таковым) высшим чиновникам и от них уже обычным людям.

Дверные проемы с ломаными перемычками, обрамлявшие входы в храмы, также служили для союза с солнечным диском, но в отличие от окон явлений, их функция, видимо, заключалась в очищении самого фараона, а также приносимых в храм даров и жертвенных животных.

Сцены очищения приносимых через врата с ломаными перемычками даров. Рельефы из гробниц периода правления Эхнатона
Сцены очищения приносимых через врата с ломаными перемычками даров. Рельефы из гробниц периода правления Эхнатона

Согласно исследованию Дайаны Ларкин, самая частая надпись на косяках дверей с ломаной перемычкой — это отрывок из речи, которую фараон произносит перед входом. Написанная под протянутой рукой фараона, эта выдержка состоит из повторяемой четыре раза формулы очищения: "Все, что входит в этот храм, чисто".

Таким образом, дверной проем с ломаной перемычкой должен был напоминать о важнейшем культовом акте очищения, обновления и трансформации. А одним из его самых важных аспектов было то, что он служил обрамлением для церемониального появления бога.

Заключение

Мы рассмотрели историю разорванного фронтона в обратной хронологической последовательности. Теперь, завершая эту часть исследования, постараемся кратко изложить события в хронологическом порядке.

В период правления Пепи I (приблизительно 2310 — 2260 годы до н. э.) на перемычках дверных проемов древнеегипетских храмов появляются изображения солнечного диска. При Аменхотепе II (около 1400 года до н.э.) в храмах появляются дверные проемы с ломаными перемычками.  Через полвека после этого к власти на семнадцать лет приходит Эхнатон, при котором строится множество таких конструкций, а разрыв в перемычке приобретает ярко выраженный символический характер, изображение солнца заменяется появлением в проеме реального солнечного света. Через незначительное время после смерти Эхнатона происходит контрреформация и следы введенного им культа уничтожаются. Несмотря на это дверные проёмы с разорванными перемычками продолжают использоваться в храмах, хотя и не в таком количестве, как при Эхнатоне.

В 332 до н. э. Александр Македонский освобождает Египет от персов и строит новую столицу – Александрию. Через девять лет здесь начинает править его бывший телохранитель, Птолемей I. Чтобы сделать свою власть легитимной, Птолемеи строят множество египетских храмов, в которых очень часто используются ломаные перемычки. Можно говорить о триумфальном возвращении этих конструкций после тысячи лет, прошедшей с эпохи Эхнатона. Проемы с такими перемычками достигают максимальных размеров за всю историю строительства египетских храмов.

Но одновременно с возведением классических египетских храмов в Александрии возникают новые божества и новые архитектурные формы.  Смешение греческой и египетской традиции приводит к появлению в архитектуре «античного барокко». Не позже третьего века до н.э. появляется сегментный фронтон, который мы можем видеть в гробнице Анфуши, где он используется вместе с ломаной перемычкой. Затем из такого сочетания появляется полый фронтон – комбинация египетской ломаной перемычки и греческого треугольного фронтона, который имел для греков сакральное значение и использовался только в храмах. Далее из полого фронтона появляется разорванный фронтон, в котором ломаная перемычка и треугольный фронтон соединяются в одном элементе. Можно сказать, что под влиянием тысячелетней египетской традиции в вершине греческого треугольного фронтона появляется ведущая вверх «солнечная дверь».

Подобно многим древнеегипетским храмовым пилонам, сегментный, полый и разорванный фронтоны ко второму веку до н.э. становятся самостоятельными отдельно стоящими конструкциями. В основе этих конструкций архитекторы Александрии используют трехпроходный портал, структуру настолько древнюю и универсальную, что она заслуживает отдельного рассмотрения.

Еще один элемент, который используется в едином ансамбле с александрийским порталом, - это толос, круглый греческий храм с кольцом колонн, поддерживающих коническую или купольную крышу.

В первом веке до н.э. разорванный фронтон из Александрии проникает в Ливию (разорванные фронтоны дворца Колонн в Птолемаиде) и Иорданию (разорванные фронтоны с толосами на фасадах храмовых гробниц в Петре). Но в Риме до первого века н.э. разорванные и полые фронтоны присутствуют только на настенных росписях в богатых домах (дом Августа и виллы в Помпеях). До начала нашей эры римляне воспринимают александрийскую архитектуру как сказочную или райскую, в реальности не существующую. Но колонизировав Египет, начиная со второго века нашей эры, римские императоры активно используют полые и разорванные фронтоны в своих триумфальных арках, возводимых ими в той же Ливии и Иордании. Далее разорванный фронтон проникает в Малую Азию, где уже начинает использоваться римлянами в светской архитектуре.

Распространение разорванного и полого фронтонов из Александрии в эллинистический, римский и византийский периоды (III век до н.э -V век н.э.). Указаны расположения упомянутых ранее памятников архитектуры
Распространение разорванного и полого фронтонов из Александрии в эллинистический, римский и византийский периоды (III век до н.э -V век н.э.). Указаны расположения упомянутых ранее памятников архитектуры

При этом во втором веке в Египте все еще строятся храмы с дверными проемами с ломаными перемычками. Их сакральная функция остается прежней и известна участникам церемоний.

В третьем и четвертом веках в Египте становится популярна форма разорванного фронтона, обрамляющего конху. Внутри конхи изображаются Дионис, вакханки и т.д. К пятому веку эта форма разорванного фронтона с конхой начинает использоваться в христианских коптских храмах. Вместо Диониса и вакханок мастера той же школы изображают крест в венке, виноград, вазу, павлинов и т.д.

К шестому веку Египет остается единственным местом, где создаются разорванные фронтоны. Затем в истории разорванного фронтона наступает темный период, который длится почти десять веков. Разорванный фронтон, обрамляющий конху, изредка появляется на иллюстрациях в Евангелиях, а также на мозаиках христианских храмов и исламских мечетей.

С первой половины XVI века разорванный и полый фронтоны появляются в архитектурных произведениях Микеланджело и его последователей, создаваемых по заказу Римской католической церкви. Поскольку в этих фронтонах нет конхи, их прототипом, скорее всего, были не евангельские иллюстрации, а какие-то другие памятники, вероятно, эпохи Римской империи (фасады гробниц в римских катакомбах и т.п.).

Однако идея, связанная с прохождением света через разорванный фронтон, остается понятной для католической церкви, так как разорванные фронтоны начинают массово устанавливаться над алтарями и баптистериями многих храмов т.е. в тех местах, где должно происходить схождение Святого Духа. Одновременно разорванный фронтон проникает в светскую архитектуру, где используется для украшения фасадов.

Можно подвести итог и сказать, что в истории разорванного фронтона и его прототипа, ломаной перемычки, было три ярких периода. Время правления Эхнатона или Амарнский период в Древнем Египте, период правления Птолемеев в Александрии и эпоха барокко, начавшаяся в католической Италии в XVI веке.

С XVI века архитекторы, придерживающиеся классической школы, регулярно критиковали разорванные и полые фронтоны за отсутствие в них практического смысла. Но, несмотря на критику, барочные формы фронтонов до сих пор часто используются архитекторами, а также дизайнерами мебели и интерьера.  Но о традиционном применении этих фронтонов можно говорить только в случае их размещения в храмах, дворцах или на надгробиях, т.е. в тех местах, где их разрыв символизирует «солнечную дверь», на пороге которой должно произойти богоявление.

Подробному анализу символизма разорванного фронтона будет посвящена следующая статья.