Найти в Дзене
100 БАЛЛОВ

Программа Начальных Классов БЕСПОЛЕЗНАЯ? Родители В ШОКЕ от результатов Первоклассников!

Недавно ко мне обратились родители из Обнинска с просьбой взглянуть на образовательные программы для начальной школы, особенно для первоклассников. "Что не так с программами?" - спросила я, удивленная.

На первый взгляд, что может быть не такого в начальной школе? Ведь методы обучения чтению, письму и счету выверены еще в советские времена. Почему же такое беспокойство у родителей? Сначала я подумала, что это просто недовольство результатами учебы их детей.

Но количество обращений ко мне стало настолько большим, что пришлось серьезно задуматься о содержании программ начальной школы.

БЫСТРОЧТЕНИЕ И ДИКТАНТЫ

Давно известно, что излишнее внимание к быстрочтению вслух и диктантам уже в начальных классах может привести к ухудшению орфографических навыков и грамотности у детей.

В советские времена в первом классе акцент делался на чтении по слогам. Это не была пустая формальность, а первый шаг к грамотности - дети учились запоминать написание слов и правильно их произносить при письме. Именно в детском возрасте запоминание осуществляется так быстро и легко. Если рука ребенка сразу привыкает писать слова криво или неправильно, их переучивание становится непростой задачей. Вот почему в прошлом дети учились писать элементы букв месяцами, прежде чем переходить к непосредственному написанию.

Но сегодня учителя заставляют детей изучать транскрипцию еще до того, как они научатся читать и писать. Увы, современные методы не учитывают, что дети в начальные годы обучения должны лишь копировать слова и тексты, чтобы их глаза видели, а рука запомнила правильное написание слов.

Ученые давно доказали, что чтение вслух и "в уме" - это разные навыки, а понимание текста лучше происходит при чтении "в уме". Поэтому, когда вы заставляете ребенка читать вслух, он может просто повторять буквы, не понимая смысла. В результате это может привести к проблемам с пониманием длинных предложений и логическим мышлением в будущем. И это мы наблюдаем сейчас у многих выпускников школ.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НЕ ЗНАЕТ ОСНОВЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ?

Но это еще не все! Как оказалось, современные педагоги предпочитают метод "что слышим, то и пишем". То есть, дети, даже не умеющие читать и писать, изучают транскрипцию и фонетику.

Похоже, в Министерстве образования не знают о том, что в русском языке преобладает морфологический принцип написания, а не фонетический. Морфологический принцип предполагает одинаковое написание морфем - приставок, корней и суффиксов, вне зависимости от их звучания. И вот учителям приходится объяснять детям, что буква "о" всегда пишется как "о", даже если она звучит как "а".

Представьте себе, каким недальновидным человеком нужно быть, чтобы заставлять учителей в первых классах вбивать детям в головы транскрипцию, когда они даже еще не умеют читать и писать настоящие слова. Это не научная транскрипция, а какие-то остатки фонетики. Неудивительно, что количество детей с дислексией и дисграфией растет, а родители вынуждены обращаться к репетиторам. Некоторые дети просто не могут освоить навыки чтения и письма.

Кстати, дети с дислексией имеют право на 5 часов индивидуальных занятий с логопедом и психологом еженедельно, а также дополнительное время на контрольных работах. И они получают аттестат об образовании наравне с остальными выпускниками.

Так что, если вашему ребенку поставили такой диагноз, помните, это не повод отказываться от надежды.

РАЗВИВАЮТСЯ ЛИ ДЕТИ БЫСТРЕЕ?

Наши дети сталкиваются с разными проблемами, включая курсы, которые научат их механически воспроизводить звуки без понимания их смысла. Многим не удается перейти от печатных букв к рукописным после такого обучения.

Начальные классы были созданы, чтобы родители не обучали сами своих детей чтению и письму, надеясь на хорошо спланированную систему образования. Но это давно забыто.

"Школа России" кажется ориентированной на извлечение максимальной прибыли, готовя детей к школе. Зачем шестилетнему ребенку, только поступившему в первый класс, уже читать, писать и считать?

Вероятно, потому, что родители лучше обучат своих детей, чем профессиональные педагоги, которые учат, что слово "орех" начинается с буквы "а".

В программе часто встречаются задания, не соответствующие физиологическому, умственному и психологическому развитию детей, например, написание сочинения по картине второкласснику. Детей до 4-5 класса стоит научить грамотно выражать свои мысли устно, а затем, как это было в советские времена, учить их писать.

Многие педагоги согласны с этим, но в министерствах считают, что современные дети развиваются быстрее. В области технологического прогресса, возможно, детишки более продвинуты, чем их родители, но в других аспектах созревания ничего не изменилось за последние десятилетия.

Важно понимать, что не все дети одинаково быстро осваивают знания и навыки. Нам не нужно, чтобы все были одинаковыми, но советские программы начальной школы были адаптированы для успешного обучения большинства детей.

Родители ошарашены неудержимым потоком домашних заданий, наваливаемых на их детей уже во втором классе. Вместо того чтобы дети учились в школе, кажется, они учатся дома. И в этом "домашнем образовании" даже родителям с филологическим образованием трудно разобраться, где нужно рисовать квадратики вместо букв, а где треугольники.

"Это просто абсурд, что в детском саду детей учат этому бреду, вместо того чтобы погружать их в мир книг", — возмущается Елена Антонова, мама пятиклассницы. "И потом удивляемся, что растет поколение детей, которые пишут полный бред. Мы в свое время также изучали фонетический разбор слов, но после того как освоили основы правильного письма и изучили основные правила русского языка".

Наталья, мама второклассницы, признается: "Мне становится грустно, когда вижу, как моя дочка пишет 'йожык' и 'вагзал'. А как насчет заданий по окружающему миру, где нужно различать мир через глаза кузнечика или капли воды, изучать электрические цепи и даже изучать размножение гуппи?"

Психологи из Петербурга полностью поддерживают родителей, встревоженных тем, что видят. Людмила Ясюкова провела исследование под названием "Как препятствуют развитию навыков чтения у детей". Однако чиновники в образовании не знакомы ни с исследованиями философа Георгия Щедровицкого "Исследование мышления детей", ни с практикой известного педагога-новатора Софьи Лысенковой, у которой в классе не было отстающих детей, и которая никогда не задавала домашних заданий.

ТРИ ПРАВИЛА ОТ ПЕДАГОГА-ИННОВАТОРА СОФЬИ ЛЫСЕНКОВОЙ

Софья Лысенкова всегда была убеждена в том, что "нет детей, которые не могли бы научиться, есть только плохие учителя и неэффективная система". Ее класс всегда был насыщен схемами, таблицами и карточками. Дети не обязаны были запоминать все сразу, они могли всегда проверить себя в таблицах. Это позволяло им постепенно усваивать материал и учиться пользоваться справочными материалами.

Второе правило Лысенковой: всё, что происходит в классе, должно быть обсуждено вслух. К доске приглашается один из сильных учеников, который объясняет свои действия всем, даже самым слабым ученикам. Таким образом, слабые ученики подтягиваются под воздействием объяснений более сильных товарищей. Этот метод помогает детям развивать уверенность в себе и умение ясно и четко излагать свои мысли.

Третье правило — опережающее обучение. Поскольку дети усваивают материалы с разной скоростью, некоторые знания имеет смысл давать заранее.

"Самостоятельные уроки дома неизбежно приводят к запоминанию наизусть, а это главный враг обучения", — считала педагог. "Все материалы должны усваиваться в классе, в процессе совместного изучения. Важно не только запомнить, но и понять суть и причинно-следственные связи".

Однако обучение без домашних заданий — это высший пилотаж, который могут себе позволить только гении педагогики. Впрочем, в первом классе это была обычная практика. Куда она делась?

ТРАГИЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ В ОБНИНСКОЙ ШКОЛЕ

В шестом классе обнинской школы был проведен тест, разработанный Людмилой Ясюковой, который оценивает способность учеников воспринимать письменный текст. Результаты оказались печальными: у большинства детей не сформированы речевые навыки, и они не в состоянии выполнить даже самые простые логические задания. Интересно, что аналогичные результаты были получены и в 11 классе.

Суть теста заключалась в том, чтобы дополнить простой текст словами. Если школьник правильно вставил 6-7 слов из 10, это свидетельствовало о неполностью сформированных речевых навыках, и он способен составлять только простые предложения. Если было вставлено правильно 3-5 слов, это указывало на недостаточное формирование речевых навыков.

Учащимся шестого класса предложили дополнить словами следующий текст: "Скоро она зашла в самую чащу ___. Ни одна ___ не залетала сюда, ни один ___ солнца не проникал сюда сквозь ветви. Высокие стволы ___ плотными рядами, точно стены. Вокруг было так ___, что ___ Элиза свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого ____, попадавшего ей ноги. Никогда еще Элиза ___ в такой глуши."

Из 25 учеников шестого класса только 4 человека правильно вставили все 10 слов, 10 человек — 6 слов, 7 учеников — 7 слов, а 3 человека — 8-9 слов. Один из учеников поразил своим трагическим видением мира, заменив слова "лес", "птица" и "луч" на "битва", "пуля" и "снаряд". Важно отметить, что это был не ребенок из зоны конфликта на Донбассе.

Такие результаты говорят о том, что только около 10 учеников из 25 способны успешно учиться и усваивать учебную программу. Тем не менее, даже результаты исследований петербургских ученых оказались еще более печальными.

НАЙДЕН ЛИ ПУТЬ К ИСПРАВЛЕНИЮ СИТУАЦИИ?

Возможно ли исправить подобную ситуацию? Возможно, но кто возьмется за обучение ребенка, который не успевает следовать школьной программе? Особенно учитывая тот факт, что давно устаревшие утверждения о том, что математика сама научит ребенка логическому мышлению и основные правила нужно просто запомнить, вызывают серьезные сомнения. Не говоря уже о том, что и с математикой не все в порядке.

НЕ ЛУЧШЕ ЛИ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СЧИТАТЬ, А НЕ ЗАПОМИНАТЬ?

Родители возмущены отсутствием счетных палочек и счетов в учебном процессе. Вместо этого дети просто вынуждены запоминать таблицу сложения. Их недоумение вызывает и то, что учитель неправильно объясняет решение задачи: "Определите состав числа 5". Например, если ребенок напишет "5=4+1", это будет считаться ошибкой, потому что состав числа пять также может быть "1+4", "2+3", "3+2", "1+4", а возможно, даже "5+0" — в зависимости от контекста.

Такими темпами понимание алгебры достигнуты далеко не всеми.

ПРЕДАТЕЛЬСТВО В КЛАССИКЕ: ВОЛК В СТАРОМОДНОЙ "КРАСНОЙ ШАПОЧКЕ"

Когда дети читают в классе классическую сказку "Красная Шапочка", родителям не следует расслабляться. Ведь даже в такой известной детской истории могут быть скрыты глубокие смыслы. Однако составители учебников пошли дальше, чем следовало.

В оригинальной версии сказки "Красная Шапочка" волк надевал чепчик и одежду бабушки после того, как съел старушку. Это объясняло, почему внучка не сразу распознала обман. Однако новый учебник предлагает пересказать сказку от лица Красной Шапочки.

Как можно представить такой пересказ? Например: "Я разделась и увидела, что бабушка покрыта серой шерстью, а за ней растет хвост. Я забралась в постель к ней, и она меня поглотила. Внутри ее желудка я обнаружила другую одетую бабушку". Сложно понять, какие именно навыки развиваются у детей при подобных упражнениях. В конечном итоге остается только догадываться о том, был ли волк педофилом или гурманом.

Конечно, средневековые сказки могут вызывать шок у взрослых, но они адаптируются для детей, чтобы не травмировать их. Однако задания в учебниках, которые могут восприниматься как поддержка педофилов, вызывают серьезные вопросы.

Такие задания только ухудшают ситуацию: детям сложно отвечать устно, речь у многих не развита, а грамотность оставляет желать лучшего. В итоге, чтобы заполнить пробелы в образовании, многие родители обращаются к репетиторам.