В Уфе водолазы Управления гражданской защиты остановили поиски двоих пропавших неделю назад мальчиков – 14-летнего Дамира Адигамова и 13-летнего Павла Паличева. Спасатели готовы были продолжить подводные работы в реке Белой, но не успели обследовать новые площади акватории – вмешались внешние обстоятельства: обострилась паводковая ситуация и начался ледоход. Ранее в УГЗ предупреждали, что это станет причиной приостановки работ из-за угрозы жизни самих водолазов. В таких условиях им в принципе запрещено погружаться на глубину. Что еще произошло на неделю поисков, вспоминает «Комсомолка»
КАК РАЗВИВАЛАСЬ ИСТОРИЯ С ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ ПАШИ И ДАМИРА
Активный и непоседливый по характеру Паша и, напротив, спокойный и «домашний» Дамир познакомились еще в начальной школе. С тех пор между ними завязалась крепкая дружба: они не перестали общаться даже когда второму пришлось перевестись из шестого лицея в школу №88. Подростки часто вместе гуляли, а еще занимались спортивным ориентированием – вместе ходили в центр безопасного туризма «Меридиан». В начале марта ребята участвовали в Первенстве города по спортивному туризму и заняли на нем первое место. Соревнования проходили рядом с детским лагерем «Чайка», вокруг городской лес, а еще чуть дальше – река Белая.
Роковой день 30 марта не предвещал беды. Паша и Дамир завоевали очередную свою победу (на этот раз по скалолазанию) и решили отметить ее небольшим походом с пикником, причем как раз недалеко от той самой «Чайки», территорию вокруг которой они знали как свои пять пальцев. И не только из-за участия в соревнованиях, но еще и потому что часто гуляли там с родителями. Подростки ушли из дома в два часа дня.
– В три я стала звонить – телефон стал недоступен, – вспоминает мама Паши. – Я подумала, может быть, какая-то зона [где не ловит мобильная связь]. Я продолжила звонить – все так же. Потом стала звонить Дамиру – он тоже оказался недоступен.
Обеспокоенная женщина в итоге связалась с мамой Дамира, и они пошли искать детей, но безрезультатно. Вечером того же дня матери написали заявление о пропаже детей. Информация также была передана в главный поисковой отряд страны – «ЛизаАлерт». Ориентировка на ребят был опубликована в десятом часу вечера. Волонтеры приступили к прочесыванию местности вместе с полицией и профессиональными спасателями. Всего – почти 200 человек.
ПЕРВАЯ НАХОДКА
Утром 31 марта МЧС озвучивает тревожную новость: в лесу в районе шестой пристани реки Белой (это недалеко от «Чайки») были обнаружены два рюкзака – они висели на дереве. Они принадлежат Паше и Дамиру. Внутри – их нетронутые вещи. У первого, в частности, там остались банковская карта и камера. Но телефоны отсутствовали – согласно данным сотового оператора, оба гаджета отключились примерно в 15-16:00 в точке, где находились рюкзаки. В нескольких метров от рюкзаков была вырыта небольшая ямка, а в ней дрова – как будто мальчики собирались развести костер.
Вдоль береговой линии спасатели направили суда на воздушной подушке, изучать акваторию Белой отправили водолазов, а в небо запустили беспилотники. Полиция задействовала кинологические расчеты. Волонтеры «Лиза Алерт» развернули оперативный штаб в уфимской школе №40. Туда приходили и продолжают приходить неравнодушные местные жители, которые вместе с опытными поисковиками выходят на прочес местности.
Следственный комитет Башкирии тем временем возбудил уголовное дело. Это частая практика при подозрительной пропаже людей – так у следователей появляется больше полномочий и возможностей для поисков.
ВЕРСИИ ПРОПАЖИ
Правоохранительные органы, спасатели и поисковики отрабатывали несколько версий пропажи детей. Вот, какие были предположения.
Версия №1: провалились под лед
Поскольку к поискам подросткам подключились МЧС и водолазы Управления гражданской защиты, то версией №1 стала гибель подростков в воде. Есть вероятность, что парни вышли на тонкий весенний лед и провалились. Однако оба занимались активным туризмом и спортивным ориентированием и об опасности весеннего льда точно знали. Нам стало известно, что предположение о смерти детей из-за провала под лед – основная у правоохранительных органов.
– Высока вероятность того, что один из них начал тонуть, а второй решил ему помочь и оба ушли под воду, – отмечает собеседник «КП-Уфа».
Согласно этой версии, парни решили пройти по льду на остров посреди реки. Судя по карте акватории Белой, в этом районе лишь два больших острова, куда можно дойти пешком по льду.
– Они оба походники, скорее всего отложили рюкзаки на берегу и пошли проверять лед на прочность. Чтобы пересечь реку и добраться до острова. Как вариант, лед не выдержал, – пояснил наш источник.
С этой версией спорит мама Дамира.
– Они бы не пошли ни к воде, не стали бы залезать туда, где опасно. Они очень ответственные ребята, – уверена женщина.
С ней солидарна и мать Паши.
– На лед, скорее всего, они не пошли. Также спасатели… там катер ходил на подушке, все проверяли – следов нет.
Версия №2: пещеры
Еще одна версия пропажи парней может быть связана с их желанием побродить по подземным пещерам, которые есть в этой местности. Парни хорошо знали район около детского лагеря «Чайка». Как утверждают старожилы, поблизости есть входы в подземные пещеры и старые штольни. В некоторые из них можно забраться лишь по узким проходам, но внутри располагаются большие залы и даже подземное озеро. Если парни пробрались в эти подземелья, то могли оказаться в ловушке в результате обвала или угодить под поток талых вод и подземной реки.
Версия №3: побег
По еще одной версии (самой неправдоподобной), которую отрабатывают волонтеры и полицейские, мальчишки убежали из дома. В штаб «Лиза Алерт» поступают звонки от неравнодушных жителей Уфы, которые в разных районах видели похожих на пропавших ребят. Но все свидетельства оказались недостоверными. К тому же матери Паши и Дамира заявили, что никаких конфликтов и ссор у них не было – «все гладко и спокойно». Словом, ноль предпосылок для побега.
— Он не мог уйти из дома сам. Он прежде всего думает о моем здоровье и моем самочувствие. Потому что прекрасно понимает, сколько я в них вкладываю, — пояснила мама Дамира.
Версия №4: похищение
Мама Дамира Адигамова в разговоре с «КП-Уфа» рассказала, что конфликтов с сыном у нее не было, ранее он никуда не пропадал и в версию побега она не верит. Женщина предположила, что мальчиков могли похитить и удерживать посторонние люди.
– Возможно, чем-то накачали, чтобы они не сопротивлялись и не пытались бежать. Но пока никаких сообщений о выкупе нам не поступало, – сказала женщина.
И тут вновь с ней солидарна мать Павла Паличева.
– Такое ощущение, что детей увели. Такой мы вывод делаем, потому что их вещи в рюкзаке на месте, – отметила уфимка.
ВТОРАЯ НАХОДКА – САПОГ
На третий день поисков, 2 апреля, водолазы обнаружили тревожную находку. В 500 метрах от той самой шестой пристани они нашли вмёрзший в лед сапог с надписью «Следопыт». Обувь вмерзла в лед. Предположительно, он принадлежит Паше. Именно такие сапоги мальчик показывал на видео в школьном чате. В тот же день спасатели сообщили об угрозе ледохода и скорой приостановки подводных поисков.
Эта находка упрочила предположение о трагической судьбе Паши и Дамира. Вот, что после новости о сапоге сказал опытный сотрудник правоохранительных органов в отставке – его версия созвучна с тем, что говорил наш источник.
– Возможно, они решили перейти на другой берег из любопытства, посмотреть, что там на острове. А лед местами уже тонкий, вот один и провалился, второй попытался его спасти, может быть, как раз тянул за сапог, который потом нашли вмерзшим в лед, но и сам ушел под воду. Тут и течение могло в минус сыграть, и силы у товарища могли закончиться. Телефоны стали у них недоступны один за другим через минуты полторы. То, что до сих пор не нашли тела, это, конечно, из-за течения. Могут потом и не всплыть. На моей памяти много таких случаев было. Например, убили человека, скинули труп в Уфе, а он всплыл в районе Благовещенска. Некоторых и дальше уносило, если не зацепятся где-то, кого-то и вовсе не нашли.
Еще один наш собеседник, водолаз, который участвовал во многих подводных операций, предположил, что мальчиков, если они, конечно, утонули, действительно могло унести течение.
- В 2021 году утонувшего около шлюза Павловской ГЭС нашли около поселка Красная Бурна. Это достаточно далеко (31 км только по суше, по руслу реки расстояние значительно больше). Но хочется, чтобы нашлись живыми, - поделился на условиях анонимности с «КП-Уфа» эксперт. – Процентов на 80 человек, где утонул, там и лежит. Но в период ледохода и половодья бывает, что уносит.
«БУДЕМ ИСКАТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО»
Так с момента исчезновения Паши и Дамира прошла неделя. Поисковики с добровольцами-горожанами проходили пешком десятки километров в сутки; противостоящие сильному течению водолазы изучили тысячи квадратных метров дна реки Белой, опускаясь в самые глубокие места с нулевой видимостью; вездеходы, предоставленные неравнодушными жителями, пробирались через труднодоступную местность; в небе летали беспилотники, операторы которых вглядывались в каждый пиксель дисплея в надежде увидеть хоть что-нибудь существенное; на прочес местности в Уфу прибыли самые опытные следопыты из других регионов России. Усилия сотен людей направлены на то, чтобы найти детей, – но больше ни одной зацепки обнаружено так и не было.
Пропажа Паши и Дамира уже больше недели является темой номер один не только в Уфе, но и во всей Башкирии – за этой историей с замиранием сердца продолжают следить без преувеличения сотни тысяч людей. Такое не могло остаться и без внимания региональных властей. Так, 7 апреля, в штаб отряда «Лиза Алерт» в школе №40 пришел глава Башкирии Радий Хабиров. Координаторы отряда рассказали ему, что за прошедшие дни волонтёры прошли около 3 тысяч км, охватили 1 594 кв. км территории, выполнили 350 задач.
– Наш штаб будет работать, пока мы не достигнем результата. Всегда есть надежда на благоприятный исход. Единственное, о чём мы просим, – помочь с подбором нового помещения под работу штаба. Сейчас он располагается в спортзале школы, и мы не хотим мешать учебному процессу и занятиям физкультурой, – отметили координаторы отряда «ЛизаАлерт».
Хабиров поручил мэру Уфы Ратмиру Мавлиеву подобрать необходимое для штаба помещение. Он также пообщался с родителями Павла Паличева, пожелал им крепости духа и не терять надежды.
– Надежда всегда остается. Мы решили, что поиски сворачивать не будем, будем искать до последнего. Понятно, что сейчас сложные условия, связанные с ледоходом. Но тем не менее ребята работают, – сказал Хабиров. – Родителям – сил и мужества. Трудно представить, что они чувствуют. Не дай Бог такого никому. Мы всегда рядом с ними. И будем искать.
Управление гражданской защиты в отсутствие водолазов продолжает обследовать Белую на лодке.
– Спасатели трёх поисково-спасательных отрядов на аэролодке и суднах на воздушной подушке продолжают обследовать береговую линию реки Белой в поисках пропавших подростков. Сегодня ими пройден 141,5 км, – передали в ведомстве на восьмой день поисков.
По словам специалистов, начавшийся ледоход и половодье мешают поискам: в реке появилось много бревен и бытового мусора. Да и в самой воде увеличилось число предметов, которые необходимо проверить. Кроме того, спасателям сложнее маневрировать на лодке.