Недавно мы навестили иконописную мастерскую Свято-Елисаветинского монастыря и задали несколько вопросов ее руководителю. В данной статье отец Сергий Нежборт как художник, опытный иконописец, священник и просто христианин делится своим мнением о размещении икон дома и в храме.
— Как устроить молитвенный угол дома?
— В этом вопросе нет какого-то единого ответа, нет жестких правил. Количество икон и сами образы зависят от конкретного человека, условий его жизни, традиций его семьи, — отвечает отец Сергий. — Это все очень индивидуально.
Иногда бывает, что иконы переходят от прошлых поколений по наследству. И хорошо бы, чтобы в семье относились к таким образам с должным благоговением. Чтобы эти иконы не просто на чердаке лежали, а стояли в комнате на специальной полочке. Хорошо бы, чтобы лампада была перед иконой, чтобы хоть иногда ее зажигали.
Молитвенный угол у каждого может быть устроен по-разному. Кто-то любит, чтобы у него было много икон, и это хорошо, а кто-то минималист, и это тоже неплохо. Я вам скажу, что даже по монашеским кельям нашего монастыря нет единого правила.
Мы с другими священниками ходим на праздник Крещения Господня освящать монашеский корпус, окропляем святой водой кельи. Там в каждой келье свой климат, своя обстановка. У одной монахини все лаконично, у другой вся стена увешана иконами, у третьей маленькие календарики какие-то, у четвертой просто одна икона и все. Думаю, что все эти варианты по-своему хороши.
Помещение, в котором мы живем, органически является продолжением нашего внутреннего мира. И поэтому с течением времени, думаю, обстановка в нашем молитвенном углу может меняться. Например, в новоначальный период человеку хочется всю стену завесить святыми образами, а потом ему может быть достаточно лишь нескольких икон. Главное, чтобы все это делалось с благоговением, достойным образом, — завершает мысль иконописец.
— Обязательно ли, чтобы в храме были писаные иконы?
— Безусловно, я не могу сказать, что писаные иконы в храме обязательны. Все зависит от конкретного храма, настоятеля и прихода, а также от того, какие у них возможности и потребности.
В моем понимании, храм — это комплекс всех искусств, в котором важна и архитектура, и ведение богослужения, и пение, и облачения, и, само собой, иконы, — рассказывает отец Сергий. — Комплекс всех этих искусств рождает определенную атмосферу.
Часто можно наблюдать в храмах, как что-то из этого «хромает». Например, иконы постарались выбрать писаные, а архитектура такая, что иконы ее не спасают. Или же, наоборот, архитектура красивая, но ее безвкусно оформили, например, неудачной росписью. Или же все в общем-то хорошо, но пение слабое.
И совсем другое дело, когда абсолютно все выдержано на качественном уровне и взаимопроникает друг в друга. Тогда возникает удивительная симфония.
«Важно, чтобы у оформителя была чуткость, особые знания и внутренняя направленность к созданию такой симфонии»
И, на мой взгляд, в данном вопросе дело не только в материальном достатке, который дает возможность организовать все на должном уровне, — рассуждает священник. — Понятно, что не каждый храм может себе это позволить. Но очень важно, чтобы в первую очередь у настоятеля, у оформителя была чуткость, особые знания и внутренняя направленность к созданию такой симфонии.
Писаных икон в храме может быть не много, но они действительно украсят храм. И люди, глядя на них, будут настраиваться на молитву. Икона — это ведь не просто какой-то знак, эмблема, это окно в незримый мир, живая связь с Богом. Я очень радуюсь, когда встречаю священников и епископов, которые мыслят подобным образом.
Зачастую священнослужителям наиболее важным и достаточным кажется сделать крышу, провести электричество, наладить трубопровод — на это средства стараются найти. А все остальное кажется роскошью. И в некотором смысле наполнение храма иконами и всем необходимым для молитвы пускают на самотек, объясняя: «Ну, это уже как получится».
Но, на мой взгляд, качество икон, облачений, достойное пение — это не роскошь, а необходимость. Только нужно заботиться об этом не ради того, чтобы кого-то удивить или похвалиться перед кем-то, а потому что само богослужение, служение Богу этого требует.
«Икона может помочь вырвать человека из суеты и обезличенности…»
В протестантском мире все иначе: сняли зал, провели собрание — и этого достаточно. Но в православном понимании само место и все, что в нем находится, приобретает сакральность, и этому уделяется много внимания.
Современный человек, к сожалению, живет в постмодернистском мире, где уже нет понятия сакрального, многое в понимании людей потеряло священность. — делится переживаниями отец Сергий. — И это, к сожалению, начинает сказываться на современных храмах и богослужениях.
Нам же, как православным христианам, нужно пытаться противостоять этой тенденции. И икона в данном случае может помочь вырвать человека из этой суеты, какой-то обезличенности. Но только при условии, что икона будет действительно высокого уровня, а не просто репродукция. Хотя в хорошей, красивой, качественной репродукции я ничего плохого не вижу.
— А если все же нет возможности приобрести в храм писаную икону?
— В таком случае можно повесить репринтную, и в этом не будет ничего страшного. Но все равно к выбору образов нужно подходить очень внимательно, со вкусом и пониманием, — настаивает руководитель мастерской. — Пусть икон в храме будет не много, но подобрать их нужно с должным отношением.
КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ