Найти в Дзене
Письма моему сыну

Вещь

"Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи". Фридрих Энгельс  Вещи по сути предметы потребления. Само желание обладать, владеть и пользоваться, то есть извлекать из вещи полезные свойства, означает потреблять вещь, а значит и уничтожать её постепенно или быстро. Даже если мы обрели вещь в свою жизнь и храним ее как некое ценное сокровище, это все так же потребление ее полезных свойств, принятие ее ценности. И в этом смысл нашей власти над вещью - делать с ней то, что нам нужно, для чего собственно эта вещь и была нами приобретена или сделана. Владение происходит от слова власть, власть в действии. Так что же нам растраиваться от того, что вещь не цела или уже не нова, когда мы сами её сущность применяем с целью, противоположной ее неприкосновенному существованию.  Может показаться, что такое отношение от того, что вещь это результат труда, своего или чужого. Итог овеществления чьих то усилий и потому имеющая свою эквивалентную ценность. Поэтому и тогда, когда вещь доста

"Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи".

Фридрих Энгельс 

Вещи по сути предметы потребления. Само желание обладать, владеть и пользоваться, то есть извлекать из вещи полезные свойства, означает потреблять вещь, а значит и уничтожать её постепенно или быстро.

Даже если мы обрели вещь в свою жизнь и храним ее как некое ценное сокровище, это все так же потребление ее полезных свойств, принятие ее ценности.

И в этом смысл нашей власти над вещью - делать с ней то, что нам нужно, для чего собственно эта вещь и была нами приобретена или сделана. Владение происходит от слова власть, власть в действии.

Так что же нам растраиваться от того, что вещь не цела или уже не нова, когда мы сами её сущность применяем с целью, противоположной ее неприкосновенному существованию.

 Может показаться, что такое отношение от того, что вещь это результат труда, своего или чужого. Итог овеществления чьих то усилий и потому имеющая свою эквивалентную ценность. Поэтому и тогда, когда вещь досталась нам, например, даром, мы относимся к ней с пониманием ее ценности.

И вот здесь как раз и есть важный нюанс понимания смысла вещи. Да, она на самом деле результат созидающего усилия, труда. И без этого труда не могла бы появиться в наших руках. И мы пользуемся в дальнейшем результатом этого труда. Но смысл не в вещи, самой по себе, смысл в самом процессе ее создания, как и в процессе ее использования. Это не сам предмет, это действия с ним.  Может для упрощения восприятия, может для экономии мысленной энергии, а может из-за когнитивного искажения мы смотрим и концентрируем свое внимание на самой вещи. Фокусируемся на ней, уклоняясь от осознания сути действия, с этой вещью связанного. 

Вещь приобретает для нас ценность, отделенную от смысла ее обретения в нашу жизнь. 

Зачастую мы хотим непременно получить какую то вещь, даже не понимая ее функции для себя. И при этом постоянно думаем именно о вещи, как о цели.

В такой момент, когда человек отделяет смысл применения вещи от нее самой и жаждет непременного обладания этой вещью, происходит обратное, вещь начинает обладать человеком. Когда полностью и безраздельно, когда занимая большую часть его жизни.

Хозяин становится слугой, а вещь хозяином, и это может произойти даже до того момента, как она оказывается у человека в руках. 

На самом деле жизнь это действие, это динамика. И прохождение через использование, то есть извлечение из вещи полезных свойств и утрату вещи в процессе потребления, в том числе когда она сломана или окончательно утрачена, это обычный, нормальный и правильный путь, ступень, на которую надо наступать с удовлетворением.

Осмысленное действие с вещью обретает тогда свой  смысл, что то меняет в жизни человека. А если и вещь снова нужна, то имеет смысл принять необходимость своих новых усилий как подъем и рост, а не как потерю энергии, времени, и самой вещи. 

Зацикливаться на самой вещи и значении ее существования в своей жизни означает становиться ее рабом. Это означает консервировать свою жизнь в ограниченном пространстве обретаемого предмета, вещи. 

А ведь и создание вещи, и ее потребление, по сути есть обратный процесс, это приложение энергии, действие по расширению жизненного пространства. Но почему тогда он вызывает в нас столько отторжения, сожаления, страдания?

Из за желания остановить, зафиксировать, законсервировать свою жизнь в этих вещах.  Потому кажется, что если вещь у нас есть, в ней сохраняется какая то часть нашей жизненной энергии. 

И возникает ошибочное желание консервировать свою жизнь дальше и больше. Ошибочное, потому что жизнь это процесс, непрерывное взаимодействие и мы в нем участвуем осознанно или не всегда полностью понимая ход событий. И вещи, предметы, и даже такие объекты внимания, как абстрактные смысловые поведенческие конструкции, это результаты наших действий. Это наши инструменты для помощи в действиях. 

В этом и есть главный смысл.  Поэтому если нам и очень сильно нужна какая то вещь, то для того, чтобы сделать с ее помощью что то следующее важное в нашей жизни. Но вовсе не для того, чтобы вещи заставляли нас служить им, захватывая наше внимание и забирая энергию. Обретайте, создавайте и используйте вещи, но не позволяйте им владеть собой.