Скажу сразу – я тот ещё киноман. Если передо мной встаёт выбор –почитать книгу или посмотреть фильм, то я не колеблясь выберу первый вариант. Но полтора месяца назад во время длинных праздничных выходных на меня что-то нашло и захотелось посмотреть какую-нибудь криминальную драму из восьмидесятых, максимум девяностых. И тут в одной из подборок мне на глаза попался «Американский жиголо». В девяностые фильм периодически показывали по ТВ, но мне его смотреть не разрешали по понятным причинам (возраст), да и шёл он как правило после десяти вечера.
Фильм вышел на экраны в 1980-м году. Критики приняли его прохладно, а вот у зрителей он вызвал интерес. Ещё бы, в нём впервые так откровенно показывался мир мужского эскорта. Главный герой Джулиан Кей (Ричард Гир) молодой, красивый, обеспеченный мужчина, который зарабатывает себе на жизнь развлечением состоятельных дам благородного возраста. Джулиан не просто смазливый манекен - на самом деле он умный, начитанный мужчина, у которого дома полки ломятся от книг и пластинок. Ещё он свободно разговаривает на шести языках и с лёгкостью выполняет для какой-нибудь фрау или сеньоры, приехавшей в Калифорнию по делам или на отдых, роль гида или переводчика со всеми вытекающими последствиями. В моменте, когда мы знакомимся с героем, он усиленно учит шведский, поскольку со дня на день в Калифорнию с деловым визитом должна приехать одна очень состоятельная фру, готовая заплатить немалые деньги за его услуги, и Джулиан ни за что не хочет упустить такой куш. Однако постепенно над главным героем начинают сгущаться тучи, а у дольче вита появляется привкус горечи. Сначала внимание Джулиана привлекает молодая симпатичная женщина, которая оказывается ни много ни мало женой сенатора, а затем одну из его бывших клиенток находят убитой в собственном доме, и Джулиан становится главным и единственным подозреваемым. Теперь ему во чтобы то ни стало нужно доказать свою невиновность и найти того, кто решил его подставить.
Звучит интересно, если бы не одно НО! При всей своей пикантности и привлекательности у фильма есть один большой недостаток – он пресный. Вот абсолютно. И если первая половина фильма (а он идёт 1 час 56 минут) смотрится достаточно бодро, то вторая не цепляет. Хотя должна быть ещё острее и интереснее первой, поскольку в ней начинает раскрываться детективная составляющая сюжета. Но, нет. Я буквально заставляла себя досмотреть фильм, периодически отвлекаясь на смартфон.
Давайте разберёмся в чём причина.
1. Исполнитель главной роли
Проблемы с исполнителем главной роли начались ещё на этапе подготовки к съёмкам. Первоначально на роль Джулиана Кея был утверждён Джон Траволта. И всё шло хорошо ровно до того момента, пока Траволта не сделал финт ушами и не отказался от участия в фильме. Съёмочная группа спешно бросилась искать замену, поскольку сроки нещадно поджимали. В итоге на их счастье им попался Ричард Гир, который согласился на роль, несмотря на то, что на подготовку к ней у него оставалось всего две недели. Кстати, это не единственный случай, когда Гир заменил Траволту. В дальнейшем Траволта сначала согласится, а потом откажется от главных ролей в фильмах «Офицер и джентльмен» и «Чикаго». Но вернёмся обратно к «Американскому жиголо». В одном из интервью Гир честно признался, что некоторые аспекты жизни и личности героя картины так и остались для него непонятыми. И это заметно, потому что местами вся актёрская игра Гира сводится к тому, чтобы сложить губы бантиком, умильно округлить глаза или картинно принять пару-тройку модельных поз. Вообще весь просмотр меня не покидало ощущение, что актёру некомфортно в этой роли. Чувствовалась какая-то скованность, неестественность и наигранность. Даже походка главного героя, этакого льва, готовящегося к прыжку за добычей, в некоторых моментах казалась неуместной. Я не скажу, что Ричард Гир не подходит для этой роли. Нет. Мне кажется, что чисто внешне он смотрится лучше Траволты. Да и для сцены, в которой герой Гира стоит у окна в костюме Адама, нужна определённая смелость и уверенность в себе. Кстати, по слухам именно эта сцена стала причиной отказа Траволты, хотя Гир упорно утверждает, что это был чистой воды экспромт. Но мы-то с вами знаем какой экспромт является самым лучшим. Да и в целом выставленный кадр, свет, операторская работа и виды фас, анфас и профиль как бы намекают. Но не об этом речь. Мне кажется, будь у Гира побольше времени на подготовку, он чувствовал бы себя увереннее. Хотя это уже не моя забота, тут все вопросы к режиссёру. В конце концов именно он ставит задачи перед актерами.
2.Двойка по химии
Когда в фильме присутствует любовная линия, чего мы ждём в первую очередь? Правильно – химии между героями. Чтобы пробежала искра и пошла бурлить реакция, чтобы мы поверили в искренность чувств героев, чтобы сопереживали им, да много всяких чтобы… Тем более по сюжету встречаются два разочаровавшихся в жизни человека. Она – молодая, красивая, умная жена сенатора, основная задача которой на публике создавать видимость счастливой семьи, хотя в действительности мужу давно плевать на неё. Всё, что его заботит –карьера. Он- потребительски относящийся к женщинам циник. Небольшая интрижка между ними вскоре перерастает в чувство, которое ни она, ни он ранее не испытывали. Кажется, что должны кипеть такие страсти, но смотришь на экран… И что? Да ничего. Ноль. Вроде бы ходят, вроде бы какие-то правильные слова говорят, вроде бы какие-то эмоции выдают, есть пара постельных сцен, но в итоге – пустота. Нет между актёрами химии. Не цепляет. И в чувства их не веришь. А могла бы получиться яркая любовная линия. Кстати, исполнительница главной роли Лора Хаттон, тоже пришла на замену. Первоначально на роль была утверждена Джули Кристи, но она отказалась от участия в фильме, после того как узнала, что Джон Траволта покинул проект. Как-то сразу у создателей фильма не задалось. Может это был знак?
3. А это действительно нуар?
Термин нуар применялся к голливудским криминальным драмам сороковых-пятидесятых годов. Тогда эти фильмы отображали настроения, царившие в американском обществе – пессимизм, недоверие, разочарование и цинизм. Однако в шестидесятые настроение у общества поменялось и нуар ушёл в прошлое, правда, ненадолго. Уже в середине семидесятых его снова достали из слегка запылившегося киношного сундука, добавили к нему приставку нео- и продолжили снимать фильмы аж до конца девяностых. Критики относят «Американский жиголо» к неонуару. И действительно в нём есть присущие жанру черты: контрастность ночных и дневных сцен; мрачная атмосфера; город-лабиринт, в котором за каждым углом скрывается опасность и угроза; неприглядная, грязная сторона мужского эскорта; отсутствие чёткой хронологии событий и т.д., и т.п. Продолжать можно долго. Но нет самого главного – саспенса. Нет той напряжённости, тревожности, которая должна усиливаться по мере продвижения сюжета. А есть то, чего быть не должно – суета. Главный герой бегает, мечется, паникует. Наверное, по задумке режиссёра Джулиан должен выглядеть и вести себя как загнанный зверь, а зритель в этот момент должен чувствовать безысходность, отчаяние и неотвратимость. Но я этого не почувствовала. Передо мной было какое-то Броуновское движение. Да и концовка мне показалась какой-то скомканной. Не было вау-эффекта. Хотя задумка была отличная.
Ну и немного о хорошем.
1.Саундтрек
Во вступительной заставке главный герой мчится на шикарном кабриолете по дорогам Калифорнии. Ветер треплет волосы, солнечные блики играют на дорогих солнечных очках, а на заднем фоне играет драйвовая песня « Call me» Blondie. За саундтрек лично от меня отдельное спасибо. Причём это не только моё мнение. Песня входит в число 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone. В 1981 году она попала в номинацию «Лучшая оригинальная песня» престижной премии «Золотой глобус». Однако в тот год золотую статуэтку получила песня «Fame» из одноимённого фильма «Слава». Тут, как говорится, на вкус и цвет…
2.Джорджо Армани
В конце семидесятых европейские мужчины вовсю щеголяли по узким кривым улицам и широким проспектам своих городов в одежде от Армани. Однако на американском рынке одежда маэстро не пользовалась такой популярностью. Ну не понимали тамошние мужчины зачем тратить баснословные деньги на какие-то костюмы и тем более джинсы. Версии о том как Армани удалось стать директором по костюмам «Американского жиголо» разнятся. Одни источники говорят, что его кандидатуру предложил менеджер Траволты, другие утверждают, что Армани лично связался с режиссёром картины Полом Шредером и предложил свои услуги. В общем-то это уже и не важно, главное, что после выхода фильма состоятельные американцы ломанулись в бутики Армани, чтобы выглядеть также шикарно, как Джулиан Кей. Кстати, неравнодушные люди подсчитали, что за весь фильм герой Гира переодевается более двадцати раз. Что скажешь, реклама –двигатель торговли, пусть даже и скрытая.
Подводя итоги, скажу, что несмотря на все критические замечания, это не самый плохой фильм, который мне довелось видеть. Но и любимым, многократно пересматриваемым он также не станет. Это просто фильм на один вечер. А жаль.
Автор статьи - Никонова Алёна