Фалес, греческий философ, живший 2 600 лет назад, прославился тем, что предсказал знаменитое солнечное затмение и основал то, что мы теперь называем наукой.
Весной 585 года до нашей эры в Восточном Средиземноморье луна появилась из ниоткуда и скрыла лицо солнца, превратив день в ночь.
В те времена солнечные затмения были окутаны пугающей неизвестностью. Но один греческий философ, как говорят, предсказал исчезновение солнца. Его звали Фалес. Он жил на Анатолийском побережье - сейчас оно в Турции, но тогда было колыбелью ранней греческой цивилизации - и, как говорили, обрел свою необычную силу, отказавшись от богов.
Затмение сразу же оказало влияние на мир. Мидийское и Лидийское царства годами вели жестокую войну. Но затмение было истолковано как очень плохое предзнаменование, и армии быстро сложили оружие. Условия мира включали в себя брак дочери лидийского царя с сыном медийского царя.
Нечестивость Фалеса имело более долгосрочные последствия, его репутация воссияла в веках. Геродот рассказывал о его предсказаниях. Аристотель назвал Фалеса первым человеком, постигшим природу. В эпоху классической Греции его почитали как одного из семи мудрецов.
Сегодня эта история иллюстрирует благоговение древних перед исчезновением солнца и их удивление тем, что философ знал об этом заранее.
Этот эпизод также знаменует собой поворотный момент. В течение многих веков затмения солнца боялись как предвестников беды. Правители трепетали. Затем, примерно 2 600 лет назад, Фалес возглавил философское движение, которое заменило суеверие рациональным предсказанием затмений.
Сегодня астрономы могут определить - с точностью до секунды - когда солнце 8 апреля исчезнет в Северной Америке. Если позволит погода, ожидается, что это будет самое наблюдаемое астрономическое событие в истории Америки, которое поразит миллионы любителей наблюдать за небом.
"Куда бы вы ни посмотрели, начиная с современности, все хотели получить предсказания" того, что ждет небеса, говорит Матье Оссендрийвер, ассириолог из Свободного университета Берлина. По его словам, вавилонские цари "были смертельно боялись затмений". В ответ на это правители вглядывались в небо, пытаясь предугадать дурные предзнаменования, задобрить богов и укрепить свою легитимность.
По общему мнению, Фалес положил начало рационалистическим взглядам. Его часто считают первым в мире учёным - основателем радикально нового образа мышления.
Патриция Ф. О'Грейди в своей книге 2002 года о греческом философе назвала Фалеса "блестящим, правдивым и авантюрным". Она описала его великое достижение: он увидел, что нестабильный мир человеческого опыта является результатом не прихоти богов, а "самой природы", и положил начало охоте цивилизации за её секретами.
Задолго до Фалеса древние ландшафты несли в себе намеки на успешное предсказание затмений. Современные эксперты утверждают, что Стоунхендж - одно из самых известных в мире доисторических мест, строительство которого началось около 5 000 лет назад, - мог предупреждать о лунных и солнечных затмениях.
Хотя древние китайцы и майя отмечали даты затмений, лишь немногие ранние культуры научились предсказывать их.
Первые явные свидетельства успеха приходят из Вавилонии - империи древней Месопотамии, в которой придворные астрономы вели ночные наблюдения за Луной и планетами, как правило, в связи с богами и магией, астрологией и мистикой чисел.
Начиная примерно с 750 года до н. э., на вавилонских глиняных табличках появляются сообщения о затмениях. На основе вековых наблюдений за затмениями вавилоняне смогли выявить закономерности небесных циклов и сезонов затмений. Придворные чиновники могли предупредить о недовольстве богов и попытаться избежать их наказания, например падения царя.
Самой крайней мерой было использование козла отпущения. Замещающий правитель исполнял все обычные обряды и обязанности, включая брачные. Затем замещающего царя и царицу убивали в жертву богам, а настоящего царя прятали до тех пор, пока опасность не минует.
Первоначально вавилоняне сосредоточились на регистрации и предсказании затмений луны, а не солнца. Разные размеры теней затмений позволяли им наблюдать большее количество лунных исчезновений.
Тень Земли настолько велика, что во время лунного затмения она блокирует солнечный свет из огромной области космического пространства, делая исчезновение и появление Луны видимым для всех, кто находится на ночной стороне планеты. При солнечном затмении разница в размерах обратная. Относительно небольшая тень Луны делает наблюдение за тотальностью - полным исчезновением Солнца - весьма ограниченным по географическому охвату. В апреле ширина пути тотальности над Северной Америкой будет варьироваться от 174 до 196 км.
Много веков назад здесь господствовала та же геометрия. Поэтому вавилоняне, в силу возможностей, сосредоточились на Луне. В конце концов, они заметили, что лунные затмения повторяются каждые 6 585 дней - или примерно каждые 18 лет. Это привело к прорыву в предсказании вероятности лунных затмений, несмотря на то, что они мало что знали о космических реалиях, стоящих за исчезновениями.
"Они могли предсказывать их очень хорошо, - говорит Джон М. Стил, историк древних наук из университета Брауна и автор недавней книги "Затмения и откровения".
Именно в таком мире родился Фалес. Он вырос в Милете, греческом городе на западном побережье Анатолии. Это была морская держава. Флоты города проложили широкие торговые пути и создали большое количество колоний, которые платили дань, сделав Милет богатым и звездой ранней греческой цивилизации до того, как Афины заняли видное место.
Считалось, что Фалес происходил из одной из знатных милетских семей, путешествовал в Египет и, возможно, Вавилонию, а также изучал звёзды. Платон рассказывал, как однажды Фалес упал в колодец, изучая ночное небо. Служанка, по его словам, дразнила мыслителя за то, что тот так стремился познать небеса, что не обращал внимания на то, что было у него под ногами.
Именно Геродот в "Истории" рассказал о том, как Фалес предсказал солнечное затмение, положившее конец войне. По его словам, древний философ предсказал дату исчезновения солнца "в пределах года" от фактического события - точность, далёкая от сегодняшней.
Современные эксперты, начиная с 1864 года, все же подвергли сомнению древнее утверждение. Многие считали его апокрифическим. В 1957 году Отто Нойгебауэр, историк науки, назвал его "очень сомнительным".
В последние годы утверждение получило новую поддержку. Обновления опираются на знание тех циклов наблюдений, которые впервые были обнаружены в Вавилоне. Считается, что эти циклы позволяли Фалесу делать солнечные предсказания, которые если и не были верными, то все же могли время от времени сбываться.
Если Стоунхендж мог делать это время от времени, то почему не Фалес?
Астроном Марк Литтманн и астрофизик НАСА в отставке Фред Эспенак, специализирующийся на затмениях, утверждают в своей книге "Тотальность", что дату военного затмения было относительно легко предсказать, но не его точное местоположение. В результате, пишут они, Фалес "мог предупредить о возможности солнечного затмения".
Лео Дюбаль, швейцарский физик в отставке, изучающий артефакты древнего прошлого и недавно написавший о Фалесе, согласен с этим. Греческий философ мог с большой долей уверенности знать дату и при этом не знать мест, где затмение может быть видно, например, на линии фронта войны.
В интервью и недавнем эссе доктор Дюбаль утверждал, что поколения историков путают обоснованную догадку философа с точностью современного прогноза. По его мнению, Фалес всё понял точно - именно так, как утверждали древние греки.
"Ему повезло", - сказал доктор Дюбаль, назвав такие случайности обычной частью процесса научных открытий.
С течением времени греческие астрономы узнавали всё больше о вавилонских циклах и использовали эти знания как основу для продвижения своих собственных работ. То, что во времена Фалеса было маргинальным, стало более надёжным - в том числе и предсказание солнечных затмений.
Антикитерский механизм, потрясающе сложное механическое устройство, является свидетельством греческого прогресса. Он был изготовлен через четыре столетия после Фалеса, во втором веке до нашей эры, и найден на одном из греческих островов в 1900 году. Десятки шестеренок и циферблатов позволяют ему предсказывать многие космические события, в том числе даты солнечных затмений, но не их узкие траектории.
На протяжении многих веков, вплоть до эпохи Возрождения, астрономы продолжали совершенствовать свои предсказания затмений, основываясь на том, что было разработано вавилонянами. По словам доктора Стила из университета Брауна, 18-летний цикл "имел очень долгую историю, потому что он работал".
Затем произошла научная революция. В 1543 году Николай Коперник поставил Солнце - а не Землю - в центр планетарных движений. Его прорыв в космической геометрии привел к детальному изучению механики затмений.
Суперзвездой стал Исаак Ньютон - великий гений, который в 1687 году открыл Вселенную с помощью закона гравитационного притяжения. Его открытие позволило предсказывать точные траектории движения не только комет и планет, но и Солнца, Луны и Земли. В результате точность прогнозов затмений резко возросла.
Новые возможности Ньютона выставил на всеобщее обозрение его хороший друг, Эдмонд Галлей, давший своё имя яркой комете. В 1714 году он опубликовал карту с предсказанным путем солнечного затмения через Англию в следующем году.
Галлей попросил наблюдателей определить реальный масштаб тотальности. Ученые называют это первым в истории широким исследованием солнечного затмения. По точности его предсказания превзошли прогнозы Королевского астронома, который консультировал британскую монархию по астрономическим вопросам.
Современные специалисты, используя законы Ньютона и банки мощных компьютеров, могут предсказывать движение звезд на миллионы лет вперед.
Но ближе к дому им трудно делать предсказания затмений на столь длительные периоды времени. Это связано с тем, что Земля, Луна и Солнце находятся в относительной близости друг от друга и поэтому оказывают друг на друга сравнительно сильное гравитационное воздействие, которое с течением веков неуловимо меняется, слегка изменяя вращение и положение планет.
Несмотря на такие сложности, "можно предсказать даты затмений более чем на 10 000 лет вперед", - утверждает доктор Эспенак, бывший эксперт НАСА. Он создал веб-страницы космического агентства, на которых перечислены предстоящие солнечные затмения, в том числе и те, которые произойдут почти через четыре тысячелетия.
Так что, если вы с энтузиазмом относитесь к полному затмению 8 апреля, подумайте о том, что ждет тех, кто будет жить на территории, которую мы сегодня называем Мадагаскаром, 12 августа 5814 года. По словам доктора Эспенака, в эту дату произойдет феномен превращения дня в ночь и обратно в день - зрелище природы, а не злобных богов.
Пожалуй, это зрелище стоит того, чтобы его обдумать, потому что, если не по какой-либо другой причине, оно является еще одним свидетельством мудрости Фалеса.
Буду несказанно благодарен если, зайдя однажды, останетесь с каналом навсегда.
Желающие поддержать канал, в ЧЕТВЁРТЫЙ раз поднимающийся из дзеновских руин, могут присылать донаты.
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.). Пожалуйста, сопроводите перевод сообщением: «Для Каморки».