С инициативой реализации нового масштабного проекта будущего выступил президент Путин. В ходе беседы с губернатором Сахалинской области Валерием Лимаренко, которая была посвящена социально-экономическому развитию региона, Владимир Владимирович заявил, что необходимо связать остров Сахалин с континентальной частью России. Благодаря этому, можно твёрдо надеяться на совершенно другие темпы развития дальневосточного региона – гораздо более быстрые.
Были озвучены некоторые цифры: что на строительство мостового перехода на Сахалин потребуется порядка трёхсот миллиардов рублей. Однако, ещё в не меньшую сумму обойдётся и подведение к нему транспортных магистралей – через тайгу, труднодоступные места.
Астрономические траты эти нужно рассматривать как инвестиции нашего государства в освоение и развитие его дальних территорий. Владимир Путин выразил твёрдую уверенность в том, что с ускоренным развитием региона появятся и инвестиционные проекты, благодаря которым все траты окупятся.
Действительно, кроме нефтяных шельфовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», которые развиваются, вопреки уходу западных бывших партнёров – компаний «Экссон» и «Шелл», прорабатывается возможность строительства на острове нефтехимического завода и крупного морского порта. А «Газпром» проектирует строительство завода газового конденсата.
Да, никто не скрывает того, что вложения в столь масштабное строительство смогут окупиться не ранее чем через двадцать пять лет. Это действительно долго. Но это тот случай, когда нужно мыслить в более широкой исторической перспективе. Географическое положение острова Сахалин таково, что мост или тоннель на него с материка – исторически такое же предопределённое дело, как Панамский или Суэцкий канал. Они тоже были невероятно дорогостоящими, однако предопределёнными за долгие годы до того, как их прорыли.
Мост на Сахалин просто обязан появиться как по экономическим, так и по военно-политическим причинам. В этом был уверен ещё Сталин (с той лишь разницей, что тогда речь шла не про мост, а про тоннель на остров, который реально начали строить, и лишь смерть вождя остановила проект).
Воплощённый до конца, он колоссально усилит возможности России в стратегически важном регионе «Сахалин — Курилы — Камчатка». Либералы, критиковавшие БАМ (дескать, дороговизна, нехватка грузопотока, слишком долгая окупаемость) – давно посрамлены. Магистраль доказала свою экономическую, а не только политическую, эффективность. И мост на Сахалин – тоже, несомненно, докажет.
В самом узком месте ширина пролива Невельского составляет всего семь километров двести метров. Мост будет в три раза короче, чем Крымский, протянутый Россией через Керченский пролив.
Решение есть. Теперь своё веское слово должны сказать учёные, предоставив стране оптимальный для реализации вариант проекта. При Сталине решили, что лучше подходит тоннель. Из-за того, что зимой пролив замерзает, и мост будет подвергаться сильному обледенению.
Сегодня говорят, что вместо моста лучше построить насыпную дамбу. Не «глухую», а с опорами, внутри которых стоят гидрогенераторы. Что позволит задействовать энергию течения в проливе. По факту, создать приливную электростанцию.
Не сбрасывается со счетов и сталинский вариант - подводный тоннель. Пролив под Ла-Маншем тянется на 50 километров. Тоннель на Сахалин получится намного короче. Гораздо труднее будет обеспечить подъездные пути к нему, подвоз всех необходимых стройматериалов. Но это всё уже детали. Главное – есть решение, принятое на самом высоком государственном уровне.