Найти в Дзене
ГЕОСТРАТЕГ

Личность и эпоха в истории (06.04.2024)

#теория_власти
Общественные законы определяют основное направление, доступные сценарии и сюжеты развития стран и народов. Наиболее влиятельные личности производят выбор, усиливая / ослабляя тренды и тенденции. В ключевые, знаковые моменты истории очень важно, кто именно принимает решение на перекрёстке. В спорте высоких достижений доли процента оказываются решающими, необратимо поворачивая исторический процесс, так и здесь.

По прошествии лет, вокруг ключевой личности формируются легенды, а то и эпосы, совершенно разного знака. Одни могут практически боготворить, рассказывая про героя-полубога, что пробивался сквозь неприятности и беды, другие смешивают с грязью, собирая и/или придумывая тома ошибок.

Историю пишут победители, нет ничего удивительного, что даже большие успехи «неудобного» лидера из прошлого будут проходить в хрониках не «благодаря», а «вопреки», а рядовые и незначительные проигрыши раздуты до вселенского масштаба. Верно и обратное, даже самые мерзкие поступки будут отвергаться и не признаваться, а если такое невозможно – объясняться силой обстоятельств и вражескими происками. Некритично доверять мемуарам и исследованиям историков - знатное извращение.

Если роль личности в исторических событиях велика, а мнения очень противоречивы, необходимо изучить объективные изменения, реформы, принципы политики, культуру управление и т.д. характерные для государства в период влияния этого деятеля. Даже в самых отлаженных и механистичных государственных системах, первое лицо накладывает отпечаток на структуру, со временем формируя её характер и реакции. Понятное дело, что становится так не сразу, а после перехвата управления и получения высокого уровня контроля. Влияние оказывают не столько прямые команды и распоряжения, сколько подбор команды первым лицом и ставшие привычными принципы принятия решений.

История Германии после отставки канцлера Отто фон Бисмарка в 1890 г. производит впечатление чреды недальновидных ошибок и глупостей, изучение которых очень хорошо перекликается с личностью императора Германии Вильгельма II (1859-1941 гг.). Благожелательно настроенные историки долго рассказывают про врождённые проблемы, строгое детство, воспитание воли, прямоту, набожность, уважение закона, интерес к наукам и т.д. Совершенно лубочная, однобокая картина, слабо стыкующаяся с реальными событиями. Особенно сомнительны рассказы про старого, деспотичного канцлера, который начал совершать ошибки и чиновничий аппарат Германии, что подчинялся только ему.

Однако, есть и иной взгляд много более похожий на правду – потребность в постоянном восхищении, комплексы, стремление что-то доказать окружающим, самолюбование, апломб, патетика, уверенность в своей богоизбранности, необоснованно высокое мнение о себе, недооценка и принижение противников, ограниченность, неумение слушать других, показная сентиментальность и т.д. Словно коллективное, пусть и утрированное описание политики Второго Рейха, а не личностных черт императора.

Если предположить верность второй точки зрения на Вильгельма II, то это не было бы критично, если бы к этому набору прилагался талант и глубокий ум, но его способности были очень поверхностными и неглубокими. Одним из показательных проявлений "государственного мышления" является бравурная импровизация, знаменитая «гуннская речь» (1900 г.). В которой Вильгельм II призвал отправлявшихся в Китай солдат уподобиться гуннам Аттилы – убивать без пощады, пленных не брать, чтобы на тысячу лет никто в Китае не смел косо взглянуть на немца. В 1908 г. по требованию рейхстага Вильгельм II вынужден был подписать обязательство не создавать проблем стране своими публичными выступлениями, слов стало меньше, но "креатив" в делах остался.

Император не был самодержцем, его власть была ограничена рейхстагом и бундестагом, но оставалась велика. Если становление Второго Рейха стали эпохой «железного канцлера», то вторая часть прошла под сенью и отражением Вильгельма II. Ирония и символизм, изучение истории по людям-эпохам имеет свои аргументы, но не нужно считать такой подход универсальным. Только переходные и решающие моменты, периоды быстрого времени, когда ограничения и балансы не успевают за изменениями.

По принципу фрактала, можно легко выйти на параллели с большими и малыми компаниями, объединениями и другими общественными формами. Долгие годы находящийся во главе иерархии харизматичный человек накладывает на неё сильный отпечаток, транслирует принципы и культуру. Среди крупнейших компаний России чего только не встречается, одни выродились до квази-сословий, с департаментами в несколько сотен человек, у других 10-15 лет практически не растет численность административного персонала, вопреки всем законам бюрократии.

И, да, когда смотришь на западных лидеров, не оставляет ощущение, что не просто так в мире в 2011 года начали отмечать 17 ноября (Международный день недоношенных детей), им тоже хочется иметь свой, общий праздник…)))

Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/3502

#АндрейШкольников​​ #стратегия​ #геостратегия​​ #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей