В 2023 или 2024 г. исполняется 2450 лет со дня рождения выдающегося греческого философа, основателя Академии Афинской и многовековой традиции платонизма в европейской философии (428/427 или 424/423 – 348/347 гг. до н. э. др.-греч. Πλάτων).
Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл (др.-греч. Ἀριστοκλῆς; буквально, «наилучшая слава»). Отец Платона – Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра и законодателя Солона, мать Периктиона – тоже из рода Солона, двоюродная сестра одного из 30 афинских тиранов Крития. Платон родился в г. Афины. С 407 г. до н. э. он оказывается среди слушателей выдающегося древнегреческого философа Сократа, решив всецело посвятить себя философии. “Философией” в то время древние греки называли почти все известные светские науки, поэтому Платон стал настоящим энциклопедистом, проявив себя также в политологии, а также создав в 387 г. до н. э. первое высшее учебное заведение в Западном мире − Академию в г. Афины. Академия располагалась в одноимённом саду (священная оливковая роща) около г. Афины. Местность была так названа в честь мифического героя Академа (др.-греч. Ἀκάδημος). Афинская Академия стала прообразом высших учебных и научных заведений. Платон был новатором письменного диалога и диалектических форм в философии. Платона полагаю основателем западной политической философии. Аристотель стал выдающимся учеником Платона. Потомкам повезло по части наследия Платона, ибо в отличие от работ почти всех его современников, все работы Платона, как полагают, сохранились нетронутыми более 2400 лет. Между тем, сохранилось порядка 70 античных свидетельств о том, что Платон в последние годы жизни излагал некоторое систематическое учение («Неписаное учение» как называет его Аристотель). Это незаписанное учение, называвшееся, предположительно, «О благе как таковом», Платон по мнению исследователей тюбингенской школы в платоноведении, излагал в последние годы преподавания в Академии. Рассмотрим только некоторые из сочинений Платона.
В центре философии Платона – учение об идеях, источнике бытия эмпирич. вещей. Как тени относятся к реальным существам, их отбрасывающим, так вся область чувственно воспринимаемого в целом относится к вещам умопостигаемым: идея настолько же реальнее и живее зримой вещи, насколько вещь подлиннее своей тени. Далее, сама область умопостигаемого бытия делится на два класса по степени реальности: больший класс – подлинно сущее, вечные идеи, постижимые только умом, беспредпосылочно и интуитивно; меньший класс – предмет дискурсивного предпосылочного знания, прежде всего математических наук; это числа и геометрические объекты. Присутствие (παρουσία) подлинного умопостигаемого сущего делает возможным бытие всех низших классов, существующих благодаря причастности (μέθεξις) высшему. Наконец, умопостигаемый космос (ϰόσμος νοητός ) – единственная подлинная реальность, обладает бытием благодаря наивысшему трансцендентному началу, которое в «Государстве» именуется идеей блага или Благом (τὸ ἀγαθόν) как таковым, в «Пармениде» – Единым (др.-греч. τὸ ἕν, лат. unum). Это начало выше бытия, по ту сторону всего сущего, оно неизреченно, немыслимо и непознаваемо.
Учение о государстве и политике.
«Государство» (греч. Πολιτεία; лат. Res publica)
«Законы, или О законодательстве» (др.-греч. Νόμοι) —
«Политик» (др.-греч. Πολιτικός)
Задолго до немецких философов и политиков К. Маркса и Ф. Энгельса высказал следующую идею о происхождении государства: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе.
Учение о бессмертии души и дуализме души и тела
«Государство» (греч. Πολιτεία; лат. Res publica)
«Федр» (др.-греч. Φαῖδρος; лат. Phaedrus)
Горгий (греч. Γοργίας)
От своих известных нам греческих предшественниках Пифагор отличается склонностью к необычайно детализации при описании загробного мира, его ландшафтов и нравов его владык.
Диалог о риторике.
Горгий (греч. Γοργίας)
Диалог о логике и диалектике одного (единого) и иного.
Парменид (греч. Παρμενίδης)
Самый сложный в понимании.
Диалог о любви.
Пир или Симпосий (др.-греч. Συμπόσιον).
История Атлантиды.
«Критий» (греч. Κριτίας)
«Тимей» (греч. Τίμαιος; сокр. Plat. Tim.)
Самые загадочные диалоги. Платон впервые в истории изложил в письменной форме представления о некому могущественном островном государстве, которое оказывало политическое, культурное и экономическое влияние на страны и этносы, проживавшие в далёкие времена в Средиземноморье.
Платонизм оказал значительное влияние на христианство. Так, Блаженный Августин писал о Платоне в своем труде «О граде Божием»: “Никто не приблизился к нам более, чем философы его школы”. Священник Павел Флоренский писал: “Не христианство платонизирует, а Платон христианствует”. По имени Платона названа платоническая любовь и платоновы тела или многогранники.