Найти тему

2450 лет со дня рождения Платона (др.-греч. Πλάτων)

Платон. Копия портрета, изготовленного Силанионом ок. 370 г. до н.э. для Афинской Академии.
Платон. Копия портрета, изготовленного Силанионом ок. 370 г. до н.э. для Афинской Академии.

В 2023 или 2024 г. исполняется 2450 лет со дня рождения выдающегося греческого фи­ло­софа, ос­но­ва­теля Ака­де­мии Афин­ской и мно­го­ве­ко­вой тра­ди­ции пла­то­низ­ма в ев­ропейской фи­ло­со­фии (428/427 или 424/423 – 348/347 гг. до н. э. др.-греч. Πλάτων).

Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл (др.-греч. Ἀριστοκλῆς; буквально, «наилучшая слава»). Отец Платона – Ари­стон про­ис­хо­дил из ро­да по­след­не­го афин­ско­го ца­ря Код­ра и за­ко­но­да­те­ля Со­ло­на, мать Пе­рик­тио­на – то­же из ро­да Со­ло­на, двою­род­ная се­ст­ра од­но­го из 30 афин­ских ти­ра­нов Кри­тия. Платон родился в г. Афины. С 407 г. до н. э. он ока­зы­ва­ет­ся сре­ди слу­ша­те­лей выдающегося древнегреческого философа Со­кра­та, ре­шив все­це­ло по­свя­тить се­бя фи­ло­со­фии. “Философией” в то время древние греки называли почти все известные светские науки, поэтому Платон стал настоящим энциклопедистом, проявив себя также в политологии, а также создав в 387 г. до н. э. первое высшее учебное заведение в Западном мире − Академию в г. Афины. Академия располагалась в одноимённом саду (священная оливковая роща) около г. Афины. Местность была так названа в честь мифического героя Академа (др.-греч. Ἀκάδημος). Афинская Академия стала прообразом высших учебных и научных заведений. Платон был новатором письменного диалога и диалектических форм в философии. Платона полагаю основателем западной политической философии. Аристотель стал выдающимся учеником Платона. Потомкам повезло по части наследия Платона, ибо в отличие от работ почти всех его современников, все работы Платона, как полагают, сохранились нетронутыми более 2400 лет. Между тем, сохранилось порядка 70 античных свидетельств о том, что Платон в последние годы жизни излагал некоторое систематическое учение («Неписаное учение» как называет его Аристотель). Это незаписанное учение, называвшееся, предположительно, «О благе как таковом», Платон по мнению исследователей тюбингенской школы в платоноведении, излагал в последние годы преподавания в Академии. Рассмотрим только некоторые из сочинений Платона.

Афинская школа. Рафаэль Санти. 1510-1511 гг. Фреска. Станца делла Сеньятура, Ватикан
Афинская школа. Рафаэль Санти. 1510-1511 гг. Фреска. Станца делла Сеньятура, Ватикан

В цен­тре фи­ло­со­фии Платона – уче­ние об иде­ях, ис­точ­ни­ке бы­тия эм­пи­рич. ве­щей. Как те­ни от­но­сят­ся к ре­аль­ным су­ще­ст­вам, их от­бра­сы­ваю­щим, так вся об­ласть чув­ст­вен­но вос­при­ни­мае­мо­го в це­лом от­но­сит­ся к ве­щам умо­по­сти­гае­мым: идея на­столь­ко же ре­аль­нее и жи­вее зри­мой ве­щи, на­сколь­ко вещь под­лин­нее сво­ей те­ни. Да­лее, са­ма об­ласть умо­по­сти­гае­мо­го бы­тия де­лит­ся на два клас­са по сте­пе­ни ре­аль­но­сти: боль­ший класс – под­лин­но су­щее, веч­ные идеи, по­сти­жи­мые толь­ко умом, бес­пред­по­сы­лоч­но и ин­туи­тив­но; мень­ший класс – пред­мет дис­кур­сив­но­го пред­по­сы­лоч­но­го зна­ния, пре­ж­де все­го ма­те­ма­тических на­ук; это чис­ла и гео­мет­рические объ­ек­ты. При­сут­ст­вие (παρουσία) под­лин­но­го умо­по­сти­гае­мо­го су­ще­го де­ла­ет воз­мож­ным бы­тие всех низ­ших клас­сов, су­ще­ст­вую­щих бла­го­да­ря при­ча­ст­но­сти (μέθεξις) выс­ше­му. На­ко­нец, умо­по­сти­гае­мый кос­мос (ϰόσμος νοητός ) – един­ст­вен­ная под­лин­ная ре­аль­ность, об­ла­да­ет бы­ти­ем бла­го­да­ря наи­выс­ше­му транс­цен­дент­но­му на­ча­лу, ко­то­рое в «Го­су­дар­ст­ве» име­ну­ет­ся иде­ей бла­га или Бла­гом (τὸ ἀγαθόν) как та­ко­вым, в «Пар­ме­ни­де» – Еди­ным (др.-греч. τὸ ἕν, лат. unum). Это на­ча­ло вы­ше бы­тия, по ту сто­ро­ну все­го су­ще­го, оно не­из­ре­чен­но, не­мыс­ли­мо и не­по­зна­вае­мо.

Учение о государстве и политике.

«Государство» (греч. Πολιτεία; лат. Res publica)

«Законы, или О законодательстве» (др.-греч. Νόμοι) —

«Политик» (др.-греч. Πολιτικός)

Задолго до немецких философов и политиков К. Маркса и Ф. Энгельса высказал следующую идею о происхождении государства: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе.

Учение о бессмертии души и дуализме души и тела

«Государство» (греч. Πολιτεία; лат. Res publica)

«Федр» (др.-греч. Φαῖδρος; лат. Phaedrus)

Горгий (греч. Γοργίας)

От своих известных нам греческих предшественниках Пифагор отличается склонностью к необычайно детализации при описании загробного мира, его ландшафтов и нравов его владык.

Диалог о риторике.

Горгий (греч. Γοργίας)

Диалог о логике и диалектике одного (единого) и иного.

Парменид (греч. Παρμενίδης)

Самый сложный в понимании.

Диалог о любви.

Пир или Симпосий (др.-греч. Συμπόσιον).

История Атлантиды.

«Критий» (греч. Κριτίας)

«Тимей» (греч. Τίμαιος; сокр. Plat. Tim.)

Самые загадочные диалоги. Платон впервые в истории изложил в письменной форме представления о некому могущественном островном государстве, которое оказывало политическое, культурное и экономическое влияние на страны и этносы, проживавшие в далёкие времена в Средиземноморье.

Карта Атлантиды Афанасия Кирхера. 1665 г. Картограф поместил континент посреди Атлантического океана, юг на карте расположен вверху
Карта Атлантиды Афанасия Кирхера. 1665 г. Картограф поместил континент посреди Атлантического океана, юг на карте расположен вверху

Платонизм оказал значительное влияние на христианство. Так, Блаженный Августин писал о Платоне в своем труде «О граде Божием»: “Никто не приблизился к нам более, чем философы его школы”. Священник Павел Флоренский писал: “Не христианство платонизирует, а Платон христианствует”. По имени Платона названа платоническая любовь и платоновы тела или многогранники.