Русская Земля
Капцов март 2010года.
Под собственно Русью в значительно более узком смысле слова понималось историческое ядро Киевской Руси: Среднее Поднепровье и лесостепное Левобережье Днепра примерно до Курска…. единодушное определение Русской земли только в географических рамках Среднего Поднепровья (с левыми притоками Днепра) должно рассматриваться не как отражение реальности XII в., а как прочное воспоминание о каком-то минувшем историческом периоде, когда Киевская земля и левобережная Северщина составляли единое целое, и это целое не включало в себя ни Древлян, ни Радимичей, ни Вятичей, соседивших с Русью в узком смысле слова.Обращение к письменным источникам любого времени не даст нам ничего для установления хронологии этого загадочного региона. (Рыбаков Б. А.)
Письменных источников просто не существовало в том виде, которое имеет государство. Но археология, сказки, былины, да и современный фольклор со старинными костюмами даёт нам в руки оружие, с помощью которого можно понять жизнь людей очень далёкого прошлого. Письменных источников нет, но Трахтемировское городище, основанное ещё в 9-8 веке до н. э. уже играло основную роль в жизни и верованиях тех земледельческих племён, которые населяли Приднепровье. Учитывая, данные археологии мы можем с полной уверенностью говорить, что и донская земля в районе Воронежа, Владимирщина, да и Московская область являются такими же центрами появления праславянских культур. По крайней мере, Воронежско-Московско-Владимирский регион говорит нам о том, что начиная с 50.000 лет назад на этой земле жил постоянно человек современный европеоидного типа. Стоянки современного человека столь далёкого прошлого ещё нельзя относить к культурам которые начали образовываться здесь примерно 12 -10 тысяч лет до н. э. Но то, что потомки именно этих людей принимали участие в создании культур этого периода не вызывает ни каких сомнений. Достаточно посмотреть на антропологический портрет человека жившего 50.000 лет назад и хотя бы современного русского мужика в этой глубинке, сразу виден единый антропологический тип лица. Скорее всего исторически восприятие этого региона как единого целого надо относить к временам ещё киммерийцев, когда местные земледельческие племена были вынуждены строить Змиевы валы для своих городищ от нападения кочевников киммерийцев начиная с 9 века до н. э. Историческая память народов о таком великом деле осталась и передалась праславянам, а затем и Славянам – Русичам. И самым естественным образом вошла в мифологию земледельческих племён. Выглядит эта мифологическая притча так
- Чрезвычайно важным для понимания этнической ситуации внутри скифского квадрата является общеизвестный подробный рассказ Геродота о земледельческом празднике у скифов:
"У него (Таргитая, сына Зевса и дочери Борисфена) родились три сына: Липоксай и Арпоксай и самый младший Колаксай. Во время их правления на скифскую землю упали сброшенные с неба золотые предметы: Плуг с ярмом, обоюдоострая секира и чаша. Старший, увидев первым, подошел, желая их взять, но при его приближении золото загорелось. После того как он удалился, подошел второй, и с золотом снова произошло то же самое. Этих [старших братьев] золото отвергло, при приближении же третьего, самого младшего, оно погасло, и он унес его к себе. И старшие братья после этого, по взаимному соглашению, передали всю царскую власть младшему" (Геродот. История. Кн. IV, 5. - В кн.: Доватур А. И. Каллистов Д. П., Шишова Я. А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. М., 1982, с. 101. Дальнейшие ссылки делаются на это издание. ).
Называлась ли эта Земля в то время Русью нам неизвестно. Одной из версий названия этого места Русью вполне может служить и такая.
Во времена Гунского нашествия с 410 и по 437 годы частью Гуннских племён правил дядя Аттилы Руа (Руас, Ругила), который пытался подчинить себе всех Гуннов, вполне возможно что именно эта излучина Днепра и впадающей в неё Росью могла служить для него ставкой. Подчинить все гуннские племена ему не удалось. Эту миссию выполнил его племянник Аттила. Место было крайне удобное со всех точек зрения. Достаточно вспомнить, что из себя представляет и сейчас эта излучина. Высокий 180 метровый обрывистый скальный правый берег Днепра был естественной преградой на пути любого врага. Правее в Днепр впадала глубоководная река Рось. Буквально в 15 км от места слияния Роси и Днепра начинались не проходимые болота полностью отсекавшие проход между Росью и Днепром с северо-западной стороны к существовавшему ещё с 9 века до н. э. священному Трахтемировскому городищу. Достаточно сказать, что еще древние земледельческие племена использовали это городище для хранения своих священных сакральных предметов, по легенде упавших с неба к сыновьям Таргитая (первого человека на Земле) –золотой плуг, золотое ярмо, золотая чаша и золотая секира. Это городище все земледельческие культуры Днепровско-Волжского бассейна почитали как самое священное и самое оберегаемое место для них, вплоть до принятия Христианства Русью. Недаром по легенде кузнецы земледельцев выковали громадный плуг и пропахали Змиевы валы вставшие непреодолимой преградой для кочевников киммерийцев на пути к Трахтемировскому городищу. Такова легенда
Тем более, что других наиболее подходящих для этого мест на всей русской равнине не было. Естественно, что сам Руас имел свою гвардию или племена которые были именно его подданными и просто по жизни называла себя Руасовцы. У тюркских народов было принято называть сам собственно народ по имени выдающегося правителя, достаточно вспомнить турок османов или турок сельджуков.
Его племянник Аттила ставший после смерти дяди правителем всех Гуннов, все свои военные действия перенёс против Западной части Римской Империи и «варварских» племён проживавших в Западной Европе, тогда как дядя всю свою жизнь воевал только против Восточной части этой Империи Византии и был союзником Западной Римской Империи. Он то и погиб от удара молнии в очередном походе против Константинополя. Для гуннов поклонявшихся природным явлениям, это стало естественным предупреждением о прекращении походов на Константинополь. Аттила в свой поход против Римлян и германских племён увлёк все население лесостепной зоны Русской Равнины, кроме тех, кто успел убежать в леса. После разгрома Гуннской империи Аттилы, вполне естественно было ожидать, что остатки руасовцев вполне могли вернуться в это место, с их точки зрения вполне безопасное. Откуда они могли совершать набеги на земледельческие племена и кормиться этим. Недаром Нестор первый историк Руси в отдельных местах отделял Русь от Варягов, а в других сваливал их в одну кучу, так как те и другие, по сути были простыми разбойниками кормившиеся военными набегами на славянские уже Земли. Со времён Рюрика и русь и варяги просто стали частью княжеской дружины, но отличавшиеся одной простой РАЗНОСТЬЮ, русь изначально существовала на этой земле, ещё до того как возникли письменные источники о существовании славянского рода, а варяги были пришлыми людьми появившимися после заселения этой земли славянскими племенами. Достаточно сказать, что в народе до сих пор чужаков называют ВАРЯГАМИ, в этой ситуации эти пришельцы ну просто по определению не могли привнести своё имя этой Земле, не смотря на все Финские, Скандинавские Германские и прочие определения названия этих бродяг. Единственное, что возможно было сделать им в этой ситуации это прикрыться уже существующим именем племени, которое значительно раньше начало заниматься рэкетом всех этих земледельческих племён. Варяги появились на Руси уже в последней стадии рождения государства на этой земле и она эта земля уже имела название Русь.
Река Рось, Руасовцы, всё это постепенно трансформировавшиеся в Русь, всё это говорит нам о том, что именно так и только так произошло название Земли Русь. Нормандцы завоевавшие часть Франции и осевшие там составляли большинство населения этой провинции, (предыдущих они просто уничтожили или выдавили в Испанию) абсолютно другая была ситуация на русской равнине. Пришлые Варяги были в меньшинстве и вынуждены принять имя и прикрываться им этим именем племени, которое до них так же грабило славян, как и они сами. Сказать, что взаимоотношения племени Русов и варягов с земледельцами славянами носили характер только военного давления на земледельцев, нельзя это был уже сложный симбиоз единой жизни земледельцев, кочевых племён и воинствующих руссов с варягами в лесостепной зоне. Тем более, что земледельческие племена этой территории уже за долго до появления варягов, русов, гуннов, научились вести свои дела со всеми приходящими и проходящими завоевателями. Принцип прост, кушать всегда хочется, а без земледельцев, это просто не возможно по определению. Тем более, что именно через земледельцев шёл обмен продуктами питания, на необходимые им орудия труда, и жизни, как лесных жителей, так и степняков. В лучшие времена, земледельцы сами выходили на рынки греческих городов Причерноморья, получая от греков, то что им было нужно, в тяжёлые времена нашествий, временно эти контакты прекращались, но они каждый раз возобновлялись вновь и вновь. Даже Гунны первоначально уничтожившие греческие города, были вынуждены их восстановить. Как вы думаете, почему Гунны уничтожили остготов, после того как те разгромили славянское племя Антов (Черняховскую культуру земледельцев). Только по одной простой причине, готы попытались подорвать экономическую жизнь гунского государства. Следовательно даже эти с точки Римлян самые дикие варвары питавшиеся полусырым мясом животных, понимали необходимость существования земледельцев.
Самое первое письменное упоминание о Русской земле(государственном образовании) находится в анналах Священной Римской империи, когда там в купе с Византийским посольством принимали 17 послов не знакомого имперцам государства с названием Русь ещё в 839 году. Но это не значит что название возникло только что. Могло пройти много веков, прежде чем это название дошло до «так называемых цивилизованных народов». Я уже говорил, что просторы Русской равнины много тысячелетий просто являлись не насыщенным ландшафтом и в результате этого народу не требовался государственный механизм защиты своей земли от завоевателей, так как всем приходящим хватало места. Пока другие (Египтяне, Эламиты, Китайцы, да и Греки с Римлянами) ютились на небольших пригодных к Жизни территориях у прапрарусичей шёл процесс насыщения вмещающего ландшафта. Именно этим объясняется разница в появлении государственного механизма у всех народов земли. И именно и этим во многом объясняется разница в ментальности народов. Как мы заметили из истории письменность появляется у народов тогда когда возникают государства. Именно для учёта и государственных нужд, как то надо было всё это делать единообразно. Вспомним историю Шумера Египта, Китая, да и Греции с Римом. Русь, когда пришла пора строить государство, тут же нашла себе подходящую для неё письменность. В истории нет народов имевших письменность, но не имевших государства.
Очевидно так же, что те набеги кочевых народов от Киммерийцев со Скифами, до гуннов с аланами и в последствии аваров, для лесостепных и лесных племён носили кратковременные и единичные случаи. Где то кочевники успевали сжечь поселения земледельцев, но после их ухода Жизнь тут же возрождалась на старом месте. За исключением Гунского нашествия, когда Жизнь земледельцев в районе Киевщины прервалась почти на столетие, но остались не затронутыми другие районы современные земли Курской Брянской Тульской и других областей России и Беларуси.
Но суть дела такова, что для всех внешних народов Русская земля в этнографическом и политическом понимании воспринималась как государственное образование принадлежащее правителям рода Рюрика, начиная с 9 века нашей эры. А конкретно с 862 года.
Если мы взглянем на каpтy позднего этапа трипольской кyльтypы,( 4000 л до н. э. -2500л до н.э особенно в Киевском регионе) то увидим, что она в своей основе совпадает, во-первых, с областью белогpyдовско-чеpнолесских племен, ( 2500 лдо н. э. – 750 лдо н. э.)
а во-вторых, с землей сколотов-землепашцев скифо-сармато-аланского периода (750 л до н. э. – 4 век н э.) В четвёртом веке на краткий период Жизнь на большей части Русской Земли прерывается в связи с нашествием Гуннов. Но северные районы современные области Курская, Орловская, Брянская Воронежская остались не затронутыми этим нашествием. Именно эти северные племена и остатки ушедших с Гуннами после крушения империи Аттилы вновь заселили всю русскую Землю, восстановив при этом весь сложный комплекс своих верований, существовавший как минимум с 8 века до н. э, а самое главное восстановили свои религиозные центры, которые просуществовали до принятия Христианства. Как мы знаем во многом православные храмы строились на местах капищ язычников. Следовательно, начиная с 8 века до н. э и по 10 век нашей эры на этой территории жили народы единой религиозной культуры как минимум 1800 лет до принятия Христианства. За это время верования этих племён значительно усложнились, особенно после контактов с греческой культурой и греческими верованиями. Поэтому то и нет ничего удивительного в том, что Владимир креститель выбрал именно Византийский вариант Христианства, поскольку ещё за тысячи лет до этого все эти земледельческие культуры контактировали с греческим миром и во многом перенимали опыт Жизни от них.
"пвса и дочери Боpисфена, здесь видно влияние греческой мифологии. Далее покРазберем сколотскyю легенду по оказанным ею поколениям мифических предков. В "первый житель этой, тогда еще неазберем сколотскyю легенду по оказанным ею поколениям мифических предков. В основе генеалогии стоит Таpгитай, "Разберем сколотскyю легенду по оказанным ею поколениям мифических предков. В основе генеалогии стоит Таpгитай, "первый житель этой, тогда еще необитаемой, страны". Происхождения он божественного - он сын самого Зевса и дочери Борисфена, здесь видно влияние греческой мифологии. Далее показывается единство Индоевропейского мира, включая и греческий. Падение плуга, ярма, чаши и секиры, произошло не при нем, а при его мифологических сыновьях. Следовательно, пpедставления о Таpгитае-пеpвочеловеке следует отодвигать далеко вглубь тысячелетий, в эпоху до появления пашенного земледелия. Иранисты поставили сколотского Таpгитая впpямyю связь с иранским Тpаетаоной и индийским Тpитой. житель этой, тогда еще необитаемой, страны". Происхождения он божественного - он сын самого Зевса и дочери Боpисфена, здесь видно влияние греческой мифологии. Далее показывается единство Индоевропейского мира, включая и греческий. Падение плуга, ярма, чаши и секиры, произошло не при нем, а при его мифологических сыновьях. Следовательно, пpедставления о Таpгитае-пеpвочеловеке следyет отодвигать далеко вглубь тысячелетий, в эпоху до появления пашенного земледелия. Иранисты поставили сколотского Таpгитая впpямyю связь с иранским Тpаетаоной и индийским Тpитой.мой, страны". Происхождения он божественного - он сын самого Зевса и дочери Боpисфена, здесь видно влияние греческой мифологии. Далее показывается единство Индоевропейского мира, включая и греческий. Падение плуга, ярма, чаши и секиры, произошло не при нем, а при его мифологических сыновьях. Следовательно, пpедставления о Таpгитае-пеpвочеловеке следyет отодвигать далеко вглубь тысячелетий, в эпоху до появления пашенного земледелия. Иранисты поставили сколотского Таpгитая впpямyю связь с иранским Тpаетаоной и индийским Тpитой.тся единство Индоевропейсказберем сколотскyю легенду по оказанным ею поколениям мифических предков. В основе генеалогии стоит Таpгитай, "Разберем сколотскyю легенду по оказанным ею поколениям мифических предков. В основе генеалогии стоит Таpгитай, "первый житель этой, тогда еще необитаемой, страны". Происхождения он божественного - он сын самого Зевса и дочери Борисфена, здесь видно влияние греческой мифологии. Далее показывается единство Индоевропейского мира, включая и греческий. Падение плуга, ярма, чаши и секиры, произошло не при нем, а при его мифологических сыновьях. Следовательно, пpедставления о Таpгитае-пеpвочеловеке следyет отодвигать далеко вглубь тысячелетий, в эпоху до появления пашенного земледелия. Иранисты поставили сколотского Таpгитая впpямyю связь с иранским Тpаетаоной и индийским Тpитой. житель этой, тогда еще необитаемой, страны". Происхождения он божественного - он сын самого Зевса и дочери Боpисфена, здесь видно влияние греческой мифологии. Далее показывается единство Индоевропейского мира, включая и греческий. Падение плуга, ярма, чаши и секиры, произошло не при нем, а при его мифологических сыновьях. Следовательно, пpедставления о Таpгитае-пеpвочеловеке следyет отодвигать далеко вглубь тысячелетий, в эпоху до появления пашенного земледелия. Иранисты поставили сколотского Таpгитая впpямyю связь с иранским Тpаетаоной и индийским Тpитой.ра, включая и греческий. Падение плуга, ярма, чаши и секиры, произошло не при нем, а при его мифологических сыновьях. Следовательно, пpедставления о Таpгитае-пеpвочеловеке следyет отодвигать далеко вглубь тысячелетий, в эпоху до появления пашенного земледелия. Иранисты поставили сколотского Таpгитая впpямyю связь с иранским Тpаетаоной и индийским Тpитой. "пвса и дочери Боpисфена, здесь видно влияние греческой мифологии. Далее показывается единство Индоевропейского мира, включая и греческий. Падение плуга, ярма, чаши и секиры, произошло не при нем, а при его мифологических сыновьях. Следовательно, пpедставления о Таpгитае-пеpвочеловеке следyет отодвигать далеко вглубь тысячелетий, в эпоху до появления пашенного земледелия. Иранисты поставили сколотского Таpгитая впpямyю связь с иранским Тpаетаоной и индийским Тpитой.
Пpедания о Таpгитае-Таpгелии-Тpаетаоне сфоpмиpовались, веpоятно, еще до pаспада ДЮВЗ, где-то в конце энеолита, и поэтому оказались сходными y далеко разошедшихся потомков: в Индии и Иpане, в Гpеции и в славянской лесостепи.
В этой связи необходимо веpнyться к вопpосy, поставленному в начале раздела: к какому времени следyет относить зарождение мифов о появлении пашенного земледелия и ковки металла?
По всей веpоятности, эти мифы pождались в два этапа: пеpвоначально это пpоизошло тогда, когда тpипольские племена пеpешли к пашенномy земледелию и гоpячей ковке чистой меди, т. е. в конце III тысячелетия до н. э. Тогда и мог возникнyть миф о Колаксае, Цаpе-Солнце, владельце золотого pала. Тогда же в связи с работой тpипольских медников мог возникнyть и миф о божестве, пославшем людям клещи для ковки. И названо было это божество, почти позабытое к средним векам, индийским именем Сваpог, от индийского "swarga" - небо. А Таpгитай, отец цаpя-пахаpя, должен быть отнесен к еще более pаннемy вpемени.
Спустя тысячу лет вновь появилось пашенное земледелие и вновь "нача люди оpyжье ковати", но на этот pаз yже не медное, а железное(Рыбаков Б. А.)
В этом большом пассаже Рыбакова для меня важны два момента. Первое это то, что в поздние времена трипольцы уже владели пашенным земледелием. А самое основное это родоначальник рода сколотов (не скифов кочевников) - Таpгитай, Остановимся на этом имени а точнее на священном городище под именем Трахтемировское городище, во много раз превосходящее по своим размерам все крепости сколотской лесостепной зоны - его площадь равняется 500 га при длине в 3,5 км! (Археологiя Української РСР, т. II, с. 80. План - рис. 24. ) По своим размерам Трахтемировское городище равнялось Белому городу Москвы в пределах бульварного кольца. Жилая часть Трахтемировского городища была сравнительно небольшой - поперечник около 350 – 400м. Возвращаясь к сколотскому времени, следует сказать, что данных для утверждения, что Трахтемировское городище являлось главным святилищем сколотского племенного союза, недостаточно, но необходимо отметить, что это городище совершенно уникально как по своим размерам, так и по степени укрытости и защищенности от возможных нападений со стороны скифов-кочевников. Не следует забывать, что соседнее Левобережье, представлявшее в позднейшее время плацдарм кочевников, тогда было заселено земледельцами (в том числе и выходцами из сколотского Правобережья) и пограничной со скифами рекой была Пантикапа-Ворскла, впадающая в Днепр в 220 км ниже Трахтемирова. Быть может, Зарубинский брод, опасный в эпоху Киевской Руси, был просто "дорогой паломников" в сколотское время? Сущность Трахтемировского городища выяснится в дальнейшем, в процессе будущих раскопок, хотя постройка монастыря могла уничтожить сакральный центр этого необъятного святилища-требища, так как при христианизации Руси церкви ставили непосредственно на месте языческих капищ: Резиденцией первых митрополитов Руси был не Киев, а Переяславль: сооруженный непосредственно на этом городище. (Рыбаков Б. А.)
Достаточно сказать что в свои лучшие времена города малой Азии Вавилон, Дамаск Иерусалим не превышали и 150 гектаров по площади. Вот вам Великие города древности в Малой Азии, которые преподносятся нам, как источники возникновения современной цивилизации всего человечества и одно единственное городище на русской равнине. Просто наша история еще не изучена и неосознанна, но это время придёт в этом лично у меня нет ни каких сомнений.
Район Роси и треугольник, образуемый Росью, Днепром и линией от верховий Роси к Киеву, постоянно во все времена является главным, наиболее значительным и ярким по культуре. Кроме того, археологический материал позволяет установить преемственную связь между культурами: позднескифская культура "генетически" связана с раннезарубинецкой, а черняховская культура в определенных исторических условиях вырастает в южной половине зарубинецкой из зарубинецких форм. После бурных событий великого расселения славян в V - VI вв. мы снова видим район Роси как главный культурный центр "Русской земли", память о рубежах которой дожила до XII в. (Рыбаков Б. А.)
После Гуннов это городище было восстановлено и продолжало играть роль религиозного центра для всех племён живших на этой территории, уже точно воспринимаемых окружающим Миром, как славянские племена, но здесь важна очень существенная деталь. Именно эти племена и восстановили Трахтемировское городище, восстановили его Сакральность верования, что несомненно говорит нам о генетической, а самое важное о духовной связи предыдущих жителей со славянами. И в то же время скорее всего именно эти места уже занимало племя руасовцев со временем превратившихся в русов. И именно отсюда пошло название Русь.
В истории ничего не бывает случайного, так как существуют внутренние связи которые необходимо учитывать всегда. Сама по себе Жизнь непрерывна и она эта Жизнь людей помнит многое. Пойдём от обратного Икона Владимирской Божьей Матери самая почитаемая на Руси, ходят легенды, что в 41 году Жуков с этой иконой во время Битвы под Москвой, где решалась судьба государства, а самое важное судьба Русского народа, облетал на самолёте линию фронта. После этого наступили ранние сильные зимние морозы во второй половине ноября. Немецкие танки из за морозов перестали заводится. Красная Армия разгромила наступающую группировку немцев. Немцы до сих пор считают что войну в России они проиграли из за генерала мороза 41го года. Эта икона помогла как считают практически все русские люди остановить непобедимые полчища Тамерлана, когда он после разгрома Золотой Орды повернул свою армию на север и по дошёл к границам русских, земель. Разграбил рязанские земли и двинул свою армию на Москву. Но в день когда москвичи встречали икону Владимирской Божьей Матери из Владимира Тамерлан повернул свои войска на юг по неизвестной причине. Андрей Боголюбский выкрал икону Владимирской Божьей Матери, именно из Выштородского женского монастыря. И увёз икону во Владимирское Княжество, именно после этого постепенно Русская Жизнь переместилась на Владимирщину, а в последствии в Москву, с переносом туда Иконы Владимирской Божьей Матери. Переяславль-Русский возник в однодневном переходе от Трахтемировского городища громадного хорошо защищенного, являвшегося Сакральным Центром народа и всех земледельческих племён ещё как минимум с 8 века до н. э. Этот центр представлял из себя хорошо укрепленное городище, в котором земледельцы укрывали свои божества от степняков, и от жителей лесов. Находился этот центр в излучине Днепра при впадении в него реки под названием Рось. Именно это городище было уничтожено Владимиром –крестителем Руси, и на месте сакральных, священных капищ язычников был возведён храм святого Михаила, и первые пятьдесят лет Христианства на Руси, митрополиты жили именно здесь. Так что в Жизни ничего случайного не бывает. Сакральность не религии, а ВЕРЫ, вот что важно в этой непрерывной Жизни множества поколений наших предков. Именно понимая это всё самый богомольный правитель Русской земли и совершил греховным способом, перенос святой непрерывной веры из Треугольника русской Жизни - Трахтемировское городище – Юрьев – Вышгород – во Владимир. Так что Сакральность Жизни народа сохранена и продолжена. Уже в средние века в плоть до 18 века Трахтемировское городище являлось базой запорожцев, где они хранили свои припасы и вооружение.
Если мы в своем поиске начнем углубляться в века, предшествующие оформлению Киевской Руси, то найдем искомое соответствие области Руси с определенным археологическим ареалом только в VI в. н. э. И это не случайно, так как именно в середине VI в. сирийский автор упоминает "народ РОС (РУС)", живший где-то северо-западнее приазовских амазонок, т. е. на Среднем Днепре. (Рыбаков Б. А.)
Подведем итоги не в меру затянувшемуся, но тем не менее неизбежному экскурсу в предысторию Руси:
1. Вычленение Среднего Поднепровья (а более точно - местности по Днепру и Роси) из всего лесостепного пространства, как наиболее важного, полнокровного региона мы наблюдаем уже в сколотско-скифское время в VI - IV вв. до н. э. (подробнее см. ниже).
2. В сарматское время, несмотря на общий упадок всех праславянских земель, наибольшая густота населения и полнокровность жизни наблюдается все в том же киевско-росском регионе зарубинецкой культуры.
3. В римскую эпоху (II - IV вв. н. э.) при общем оживлении жизни земледельческих племен, сказавшемся и на днестровском участке (ближайшем к Дакии), одним из важных центров славянской (антской) черняховской культуры остается тот же киевско-росский регион, протянувший вниз по Днепру линию своих поселений до днепровской луки включительно.
4. "Люди росы" - "росомоны" Иордана - обитатели как киево-росского региона, так и заселенного отсюда района днепровской луки и Порогов.
5. Hа рубеже V - VI вв. н. э. основывается крепость Киев, ставшая как бы штабом начавшегося великого расселения славян и завоевания Балканского полуострова. Вокруг Киева складывается особая археологическая культура, получившая наименование "киевского типа".
6. В VI - VII вв. в Среднем Поднепровье складывается мощный поляно-русско-северянский союз, охвативший Среднее Поднепровье и Левобережье Днепра. Территория этого союза надолго вошла в память всех восточных славян как "Русская земля". Она стала ядром Киевской Руси.
По форме височных колец, которые давно уже расцениваются археологами как племенные признаки славян, вся Русская земля VI в. делится на два района: западный среднеднепровский и восточный курско-северский. Височные спиральные кольца северского района нашли продолжение в курганных спиральных кольцах северян X-XII вв.
В русских кладах женских вещей XI - XII вв. встречаются длинные серебряные цепи сложного плетения (до 1 мерной сажени = 176,4 см), которые носились на шее и спускались ниже пояса, образуя самый нижний ряд украшений.
Перечень культур русской Земли (Проект Хронос)
~4000 до н. э. – 2500 до н. э.
Трипольская культура - получила название по селу возле Киева. Распространена Украины, Молдавии и Румынии. Названа по с. Триполье под Киевом. Остатки поселений, погребения, клады,
Хозяйственная деятельность – начало мотыжного земледелия, индивидуальная охота (лук стрелы, охотничьи собаки) пастушечье скотоводство, рыбалка. Зародилось производящее хозяйство. Появилась керамика, без гончарного круга, но с высоким исскуством росписи керамики. Ещё матриархат, переходящий в процессе в патриархат, родоплеменной строй, захоронения вытянутое, головой на запад, в последней стадии стали кремировать умерших. Начало выделения родовой знати. Трипольцев, сменили племена Среднеднепровской культуры ассимилировав жителей. трипольской культуры. Появление мужских божеств.
Среднеднепровская[27] (круг КШК). В Среднем и Верхнем Поднепровье. Европеоиды. Культура шнуровой керамики и боевых топоров в лесной полосе Европы (пример Среднеднепровская культура. Характерны каменные сверленые полированные боевые топоры, шнуровая керамика, погребения ещё в скорченном положении. Хозяйство: скотоводство, земледелие Осёдлая жизнь. Именно эта культура освоила земли трипольцев в районе Киевщины. Эти племена знали ткачество, и обладали более высокими технологиями в обработке кремневых орудий. В конце 3-го тыс. до н.э. на территории, занятые трипольскими племенами, с правого берега Среднего Поднепровья расселились племена так называемой средне-днепровской культуры, ассимилировавшие трипольское население. Свои жилища представители этой культуры строили уже из дерева. Кроме земледелия и скотоводства, значительное место в их хозяйственной деятельности занимали ткачество и гончарство. Мы видим с вами рост навыков хозяйственной деятельности людей, к тому же не наблюдается периода разрушения собственно предыдущей жизни Трипольцев, Просто жизнь людей становится разнообразнее и богаче с приходом пришельцев.
Белогрудовская. В лесостепной части Правобережной Украины. Европеоиды/Славяне/Фракийцы.
Из этой культуры выросла Чернолесская культура, уже с переходом в железный век. Почему же все культуры Поднепровья существовали до 750 года до н. э. На лесостепь нагрянули Скифы.
Чернолесская. Между Днестром и Днепром в бассейне реки Ворскла. Европеоиды/Предки скифов( гелонов.) Происходит переход от захоронений в позе эмбриона к вытянутому положению головой на запад.
Культура существовала во времена киммерийцев в степной зоне, с победой Скифов над киммерийцами прекратила своё существование, плавно перейдя в скифскую земледельческую культуру. Это не значит, что народ живший при Чернолесской культуре исчез, просто элементы кочевой Скифии, стали восприниматься и земледельцами, тем более, что в скором времени на северных берегах Черного моря появились греческие колонии и земледельцы стали продавать зерно Грекам.
Насчёт предков Скифов сомневаюсь, хотя именно эта культура остановила киммерийцев. Именно этой культуре приписывают создание Змиевых валов. Именно эта культура праславян распространилась на левобережье (восточное) Днепра и в дальнейшем распространилась до Курска. Гелоны скорее всего стали кочевой знатью (всадническое сословие) земледельцев. И в принципе оторвавшись от земледельцев в полнее могли слиться со скифами, освоивших степные просторы Причерноморья.
750г до н. э. до 4века н.э.
Скифская (сколотская) культура Приднепровья включала в себя основной массив будущей «русской земли» Земледельцы, в это время не только мирно сосуществовали с кочевниками, но как показывает археология, уже строили укрепленные городища, продолжали совершенствовать Змиевы валы, возникшие ещё в процессе борьбы с киммерийцами.
200 до н. э. — 100 н. э.
Зарубинецкая. На территории Среднего и отчасти Верхнего Приднепровья и Припятских болот. Славяне. Зарубинецкая культура - это проявление быта простых людей, рядовых членов племени, оставшихся без своей племенной знати, смогшей уйти или в Крым или во Фракию после нашествия Сарматов.
Эта культура характеризуется более низким по своему уровню, качеством жителей чем предыдущая . у разных авторов разные взгляды на начало возникновения этой культуры. Рыбаков относит начало Зарубинецкой культуры к 3 веку до н. э.
Черняховская[41] (круг ППК). От Нижнего Подунавья на западе и до левобережья Днепра на востоке, Румыния. Готы, Славяне. Появилась на тех же землях, что и Зарубинецкая, но значительно выше по качеству Жизни людей, распространение показанное выше говорит нам о том, что эта культура выдавила или подчинила своему влиянию степняков- сарматов. Так как именно жители этой культуры установили прямые торговые отношения с греческой колонией Ольвия, и уже торговали с греками зерном выращенным на продажу. Разница в культурах объясняется появлением пашенного земледелия, появился усовершенствованный железный плуг с плужным ножом. И скотоводы были вынуждены уступить земледельцам пальму первенства. И естественно эта культура распространилась широко в плоть до Черноморского побережья. Хвойко (первый археолог Киева) рассматривал Зарубинецкую Черняховскую культуры как два этапа развития одного и того же народа. К этому моменту и греческие города Причерноморья восстановились, но уже под Римским протекторатом. Опять возникла необходимость в зерне лесостепной зоны Руси. Эта культура земледельцев существовала до нашествия Гуннов. В славные трояновые века.
После распада Гуннской державы, уже появляются письменные свидетельства о существовании славян в Греко-римском Мире. Учитывая духовную и религиозную непрерывность жизни людей на этой территории как минимум с 8 века до н. э. вплоть до принятия Христианства. В культурно историческом плане до сегодняшнего дня, можно с полной уверенностью утверждать, что все наши предки принадлежавшие разным народам и разным расам жили на этой территории много тысяч лет подряд. Крайне слабое движение племён в лесной части равнины, говорит о громадной стабильности в Жизни народа, которая краем нарушалась в лесостепной части из за периодического появления кочевников.
Чернолесская культура является дальнейшим развитием так называемой Белогрудовской, которая в свою очередь вырастает из той широкой археологической общности, которая представлена Тшинецко-Комаровской культурой, принятой нами за прародину славян. Качественное отличие чернолесской культуры Среднего Поднепровья от белогрудовской объясняется появлением такого важного фактора прогресса, как железо, широко распространенного именно в лесостепной и в лесной зоне. И Железный плуг.
Отношение Чернолесской культуры(950- 750 л. до н. э.) к будущей "Русской земле" таково: основное днепровское ядро "Русской земли" и часть Левобережья (Ворскла) покрыты памятниками чернолесской культуры, а на Правобережье Чернолесская культура распространяется (в границах славянской прародины) и далее на запад, охватывая и те области, где в дальнейшем сложилась, очевидно, тоже праславянская Милоградская культура – в основном расположена в Припятских болотах, в значительной мере (в своей южной части) базирующаяся на землях прародины. эту культуру связывают с племенным союзом невров) племенем обитавшим на севере совр. Украины и юге Беллорусии. Места здесь болотистые богатые болотным железом, и в ранний железный век племя невров, играло существенную роль, для жителей лесостепной зоны поставляя железные орудия труда.
За Чернолесской культурой идёт общескифская культура, включающая в себя органически две культуры – кочевников и земледельцев.
Скифская культура земледельцев сменяется Зарубинецкой (100л до н. э -100л н. э.)на землях Приднепровья, в связи с захватом степей Сарматами. Пока сарматы разобрались в жизни этого своеобразного региона прошло время в это время греческие города колонии переживали не лучшие времена их метрополию к этому времени захватили римляне, только к началу третьего века, жизнь греческих городов восстановилась, так же к этому времени у земледельцев возникает новая более развитая культура под именем Черняховская. (200-400 л н. э.) и Киевская культура(которая стала основой рождения восточного славянства), непосредственная культура перед появлением собственно восточнославянской и именно Киевский регион сыграл здесь существенную роль в появлении русской земли, русского народа. Учёные до сих пор спорят и очевидно ещё долго будут спорить по поводу названия, но суть остаётся непреложной, сам народ вырос из этих общих культур, которые включали в свой состав все перечисленные выше племена и народы принявшие участие в создании и Славянства и к в конечном итоге Руских Украинцев и Белорусов. Короткое перечисление народов и культур с указанием антропологических особенностей.
Трипольская – народы среднеземноморской расы.
Среднестоговская - народ нордической антропологии (кордиты)
Днепро-донецкая. – полное совпадение с французскими кроманьонцами.
Среднеднепровская- кордиты.
Бондарихинская. - к племенам балтской группы угро-финнов.
Белогрудовская. В лесостепной части Правобережной Украины. Праславяне, Фракийцы( средиземноморцы)
Чернолесская культура – Праславяне – плавно перешли в земледельческую культуру сколотского периода(скифского), Гелоны( скифы)
Гуннские племена- Монголоиды, Тунгусы, Тюрки.
Киевская - Славяне.
Именно сплав этих народов и создал восточных славян. Которые в последствии, получили название Руссы. Варяги приняли участие уже в последней стадии – создания государства, когда сам народ уже был готов к этому шагу.