Есть два вида психологов. Первый — регалии и дипломы знаменитых вузов, второй — реально помогающий.
Вчера на супервизии мы разбирали работу первого психолога. Я была на трех сессиях у психолога, который одобрен сообществом психологов и работает в технике КПТ. Заранее я своим участникам супервизий не говорила о том, какие у меня, как у клиента впечатления.
Когда я клиент, я отключаюсь от оценки работы психолога и слушаю специалиста, делаю то, что он скажет.
У наших психологов было замешательство, они не понимали, что делал психолог, почему не формировал опоры, не исследовал травмы, не выяснял чувства. И все ждали, что это вот вот начнется.
Я тоже ждала, моего терпения хватило на три сессии. Не дождалась. Приятная беседа — это не работа психолога.
И я такое встречаю постоянно. Такая же ситуация и в медицине. Думающие врачи выгорают и очень устают от того, что нужно действовать по протоколу, по таймингу.
Когда-то доктора, у которого процент смертности по онкологии был ничтожно малым исключили из медицинского сообщества и даже посадили за то, что он не следовал протоколам. Речь идет о докторе Хаммере.
Регалии и дипломы не делают психолога психологом. А что делает? Личная проработанность. И это не про количество часов, проведенных в терапии. Знаю я невротиков, которые десятилетиями ходят, как это теперь модно называть "в терапию" и продолжают быть оторванными от личной реальности.
Проработанность — это способность принимать свое несовершенство. Видеть его и принимать. Ох, и трудно это!
И никакие часы в терапии не помогут, никакие дипломы не спасут, если не знать главного духовного закона — мы больше всего в этом мире, но не больше Бога.
Это главное знание для психологического здоровья.
Психология без знаний духовных законов в лучшем случае бесполезна, в худшем опасна.