Не понимаю я современный кинематограф. Отчаянно не понимаю! Хоть и так же отчаянно пытаюсь к нему примазаться: слушаю курсы для сценаристов, участвую в конкурсах на написание сценариев, чтобы экранизировать свои рассказы. Но понимать современные тенденции отказываюсь.
В чате начинающих сценаристов и режиссеров, в который я не помню, как затесалась, время от времени возникают сообщения в стиле: нас не ценят, на экраны выходит всякая фигня, вот мы могли бы снять шедевр, но в мир кино без связей не пробиться.
На вебинаре по написанию сценариев один знаменитый сценарист косвенно подтвердил эту теорию. Девушка-начинающий сценарист задала ему вопрос: куда послать свой первый сценарий? Знаменитость прямолинейно спросила: вы выглядите как Паулина Андреева? Девушка сказала: нет. Сценарист задумался, потом снисходительно уточнил: ну, может, Вам 20-25 лет? Девушка сказал: нет, значительно больше. Сценарист сказал, что тогда точно никому не нужно посылать свой сценарий и уж точно не стоит показываться на глаза продюсерам и режиссерам, потому что шансы, что сценарий прочтут и экранизируют, равны нулю.
Все начинающие режиссеры и сценаристы отчаянно ищут спонсоров, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. А я слежу за ними, чтобы понять, что такого гениального они придумали, и почему большой кинематограф пока обходится без этих самородков? Слежу и все больше думаю, что кино – это не мое. Ну, не понимаю я, зачем экранизировать то, что они сочинили.
Вот на днях какой-то мужчина написал в чате: «Я-таки смог оторвать свою задницу от стула, не стал дожидаться предложений от режиссеров и снял первую короткометражку сам». Название короткометражки лаконичное. То ли «Полная жо…», то ли «Все через жо…». Все его хвалят, восхищаются. Я бросила свои дела, села смотреть.
Сюжет нетривиальный. После трех лет активной половой жизни в гражданском браке молодая пара решает узаконить отношения. После первой официальной брачной ночи девушка обнаружила, что у парня волосатая пятая точка. Чем она занималась три года и куда смотрела – непонятно. Но она честно не знала.
Все! Она хочет развестись, потому что ни о какой любви к парню с волосатой пятой точкой речи быть не может. Предпринимает последний шанс спасти свой брак и предлагает ему волосы сбрить. А тот работяга, на заводе после смены с мужиками в общий душ ходит. Ему без волос никак! Это его культурный код, его гендерная идентификация. Поэтому он упирается и идет на принцип: развод так развод! Супруги разбегаются, несмотря на то, что девушка беременна. Она рожает ребенка, дочь растет не по дням, а по часам.
Бывший муж тем временем спивается, но волосы упорно не сбривает. Они ему по-своему дороги. Это все, что у него осталось в жизни вообще. Потом ему приходится лечь под нож хирурга, потому что от долгого сидения за бутылкой в пятой точке развилась неприятная болезнь. И перед операцией ему волосы сбривают принудительно. Он уже не сопротивляется. Потому что, видимо, вопрос жизни и смерти. Счет идет уже на минуты.
Раз культурный код нарушен и гендерная идентификация уже не такая очевидная, мужик после операции предпринимает попытку помириться с бывшей женой. Та гуляет на площадке с подросшей и болтливой дочерью. Бывшего мужа не так чтобы очень рада видеть. Но он сразу к делу: я все осознал, изменился, волосы сбрил и впредь буду брить. Даже мужики на заводе ничего против не имеют и сами подумывают о нарушении культурного кода, потому что гигиена важнее.
Бывшая жена от этих слов растаяла и согласилась снова выйти замуж. Однако в первую же брачную ночь снова решила развестись, потому что обнаружила, что ее муженек справляет нужду в раковину. Причем, делает это с таким умильным выражением лица, что невольно начинаешь верить в то, что, собственно, туда и надо, а куда еще-то?
Весь этот семейный блокбастер уместился в 16 минут. Короткометражка же. Но мне было жаль потраченного времени. Да, я понимаю, что это не драма, где речь о высоких чувствах. Это что-то вроде комедии. Но почему все шутки ниже пояса? Комедия же должна высмеивать какие-то социальные явления, пороки нашего общества. Здесь слишком все примитивно.
Институт брака не имеет никакой ценности перед повышенной волосатостью. Любовь как чувство может резко закончиться, если мужик молниеносно не сделал эпиляцию. Значимость отца в жизни ребенка сводится к нулю, просто потому что мама взбрыкнула и решила, что отец с небритой задницей ее чаду не нужен. Объясните мне кто-нибудь, почему вообще это смешно?
У меня филологическое образование. Во время учебы я прочитала сотни книг. Классику. Я привыкла во всем искать смысл, скрытые посылы автора. Ну, а иначе зачем создается произведение? То же самое я пыталась сделать в этой короткометражке. Думаю, ну, может, в этой «жо…» тоже есть какой-то скрытый смысл? Например, такой, что все приключения в жизни люди находят на свою «жо…» Или что можно вот так запросто проср… свою жизнь из-за пустяка. Или скрытый посыл в том, что если в отношениях все пошло через «жо…», то интимная стрижка – это первое, что нужно сделать, чтобы спасти брак. Готовое решение, так сказать! Как говорится, к психологу не ходи, есть проверенные и увековеченные кинематографом способы.
Несколько месяцев назад слушала курс от режиссера-постановщика, тоже великого. И он тоже снисходительно относился ко всей нашей начинающей братии сценаристов, был заведомо уверен, что ничего гениального мы придумать не способны. И посоветовал учиться у тех, кто смог, кто гений и от рождения, и по призванию.
Привел в пример Асаада Аббуда и его короткометражку «Снегурочка». Типа вот, смотрите, учитесь, там каждый кадр – гениален, каждая фраза на своем месте, каждая эмоция актеров шедевральна. Я посмотрела. Потратила 28 минут своей жизни. Совершенно напрасно потратила.
Я не понимаю, почему такое кино востребовано, почему и зачем вообще это снимают, кто это смотрит и какие уроки извлекает? Кинематограф же – это искусство. А искусство должно стимулировать в человеке высокие чувства, укреплять моральные ценности, стимулировать совершать какие-то правильные поступки.
В «Снегурочке» два главных героя: наркоман и наркоманка на протяжении фильма ищут способ спрятать запрещенные вещества. Дед Мороз женат, но изменяет жене со Снегурочкой. Она бесится из-за его семейного статуса и всячески старается привязать его к себе посильнее. В конце концов Дед Мороз погибает от передоза, а Снегурочке удается сбежать от полиции.
Если вам не жалко 28 минут, посмотрите этот «шедевр». Может, найдется кто-то, кто мне объяснит, в чем там гениальность? Чего я не вижу? Да, я понимаю, что смотрю как зритель, а не как сценарист и режиссер-постановщик. Но ведь кино и делается для зрителей. Если цель была вызвать омерзение, то она, конечно, достигнута. Но зачем столько усилий? Писать сценарий, платить актерам и съемочной группе, искать реквизит, организовать съемки? Что такое хотели до зрителя донести сценарист с режиссером, что заморочились и сняли кино про непростые будни двух наркоманов?
…В марте я больше недели провела в поездах дальнего следования. Коротала время за просмотром старых советских фильмов на планшете. Некоторые смотрела уже на двадцатый раз. И, знаете, пробирало, открывала какие-то новые детали, видела то, чего не замечала раньше. Один фильм вообще переосмыслила и стала воспринимать по-другому. «Три тополя на Плющихе». Я не устаю его пересматривать, потому что каждый раз он у меня вызывает бурю эмоций, и я иначе воспринимаю все происходящее там.
В молодости я осуждала главную героиню. Думала: обычная, слабохарактерная, неумная женщина с низким кругозором. Только пальчиком помани, она уже готова в омут с головой. Осуждала и второстепенную героиню Нину: гулящая женщина, которая разрушила семью ради любовника.
В более зрелом возрасте мне было жаль Нюру. Я понимала, что ей чего-то не хватает, но она сама не понимает: чего? А вот сейчас посмотрела: совсем все по-другому увидела. Этот момент, когда она возвращается в деревню на машине, стоит в кузове. Этот взгляд, эти ответы невпопад! Для меня кульминация фильма не в песне, которая зазвучала по радио, и женщина осознала, что прошла мимо родственной души. Кульминация в этом взгляде, когда она поняла, что нет у нее в жизни настоящей любви. Все хорошо, все есть, а вот любви нет. А, значит, и счастья тоже нет и не видать.
Или вот еще момент, когда она заперла дверь в квартире Нины и забыла, куда положила ключи. Как она мечется! Как боится упустить этот свой шанс быть счастливой. И как потом обреченно понимает, что упустила. Да и не смогла бы ничего с собой сделать, не переступила бы эту черту. И от этого несчастна еще больше. И Нина уже не воспринимается как гулящая и непорядочная женщина. Она смогла! Она просто хочет быть счастливой, поэтому пренебрегает общественным мнением. У нее одна жизнь, и она имеет право прожить ее счастливо.
Умели же раньше снимать! Вот где каждый кадр гениален, каждая фраза на своем месте, каждая эмоция актеров шедевральна. Почему сейчас другие потребности и ценности? Хотя больше всего меня занимают даже не эти вопросы. Мне любопытно: раз кино про наркоманов, мастерски скрывающихся от полиции, и кино про небритую жо… снимают, значит, это кому-нибудь нужно? Сейчас ведь все товары, продукты, услуги ориентированы на определенную аудиторию. На какую???
Есть смысл вообще снимать что-то другое? Стоит ли мне тратить время на постижение сценарного мастерства, если востребованы только фильмы с сюжетом ниже пояса и ниже плинтуса? Не нашла пока ответа на эти вопросы. Но где-то в глубине души очень рада, что я не выгляжу, как Паулина Андреева, и что мне давно не 20 и даже не 25 лет...
________________________________________
На моем втором канале рассказ про то, как наша семья вышла в финал Всероссийского конкурса "Это у нас семейное" и мои советы: как побеждать в таких конкурсах. Много семейных фото!