Никто не застрахован от правильностей жизни
Не кот, не пес, не леший,
Не даже бегемот.
От правильностей жизни никто не застрахован
И сыплет снег из неба уже который год.
Мне хотелось бы сегодня рассмотреть тему снов.
Сны наши появляются из не от куда и уходят в никуда. От чего одним людям снятся кошмары, другим совсем ничего не снится? А кто то живет и видит сны наяву! Все это имеет место быть и рассматривается разными науками в том числе и психологией.
Вместе с этой темой, мне хотелось бы рассмотреть тему некоторых состояний человека, когда спать хочется всегда и нет сил ничего понимать так, словно живешь наяву как во сне. Почему одни люди выглядят свежими и отдохнувшими, даже когда не выспались то у них есть силы жить, что то делать. Когда другие спят по восемь часов и более, но при этом им постоянно хочется спать и выглядят они скажем угнетенно.
Помните про Канзас и Элли с Тотошкой сказку? Кажется она называется "Волшебник изумрудного города". Так вот в этой сказке герои неожиданно попадают на маковое поле, где почти сразу засыпают самым тяжелым и беспробудным сном, который может случиться с кем либо, если он вдохнет аромат цветов.
Я не знаю, на сколько действительно правда о том, что большой объем комнаты наполненной огромным количеством тех или иных соцветий, в том числе и мака может кого то усыпить или довести до состояния полного затмения. Но знаю, что во все времена цветы обладали целебными свойствами, а могли стать и ядом для тех, кто их не разумно использует или пренебрегает советами травников и травниц.
Есть на свете места, где любое даже самое тихое слово покажется ором.
Где даже самый тихий шепот будет услышан.
Где самые грациозные жесты, станут нелепыми дерганиями, а самая обаятельная улыбка превратится в гримасу или лицо искаженное уродством.
Где самый пышный наряд станет отрепьем.
Где самый добрый и чистый взгляд превратится в отравленное завистью чье то грубое изображение на холсте.
Где даже незатейливая шутка покроется ядом и станет опасной, смрадной притворной разменной монетой для шутов и браконьеров, чья совесть давным - давно уснула и чьи руки не чисты.
Такие места называют в разные времена по разному. Человечество рассказывает о них из века в век и хоронит их в своей истории как неисчерпаемые источники гротескного мира о котором многие знают не по наслышке.
Где же берет свое начало сновидение? В сказках или рассказах? В прелестях жизни ускользающей от глаз, рук, ушей и тела? А где эти сновидения находят свой конец? Я постараюсь дать ответ на некоторые вопросы, поглядев через призму того, где берет свое начало сама жизнь.
От чего в нас рождается вкус к жизни? Где этот вкус берет свое начало? Вы когда нибудь замечали, что бывают люди, которые как будто оставаясь совершенно не участвующими в жизни, а проходящими мимо всего в этом мире на краешке носочков, даже не касаясь всего, что есть вокруг, идя то равнодушно, то строго, поразительно заражают других всем тем, чего не касаются, чем не интересуются? Есть люди, кто горит чем то и рядом с ними чувствуешь себя легко, светло и достойно. Все сразу становится таким интересным и новым. Таким неизведанным и необходимым. Есть и те, с кем все краски жизни теряют свой смысл и даже цвет. От куда же рождается в нас вкус к радостям жизни? Зависит ли этот вкус от того, кто нас окружает? Какие у этих людей мысли, слова, действия, предпочтения и тд. Давайте рассмотрим эту тему и общее понятие слова - радость. Исходя из области психологии и психиатрии, а так же изучаемые этими науками темы, мы можем выявить некоторые общие особенности и причины радости. То есть в нашем сознании что то меняется благодаря тому, что меняется в нашем мозге исходя из каких либо внешних проявлений мира или состояния сознания количества эндорфинов, ускоряющих некоторые процессы, благодаря чему возникает чувство которое принято называть радостью. Но вот я заметила такую удивительную вещь, что все мы можем испытывать как радость, так и огорчение не зависимо от вкуса жизни, проявления внешних форм предметов и прочих вещей. И вся штука в том, что из за радости или огорчения в нас может появиться желание понять эти вещи - внешние предметы либо же отказаться от них. То есть совершить по отношению к предмету то или иное действие или отказаться его совершать. Значит понятие радость - само по себе независимое и у каждого человека это будет что то свое. Что такое вкус к жизни? Где берет он в нас свое начало и конец? От чего мы его можем потерять или совсем его лишиться? Все мы когда рождаемся, пьем молоко матери. Холодное оно или горячее, мы его пьем потому что это такой инстинкт самосохранения. Останься ребенок без материнского молока и он погибнет. Это такой закон жизни. Так, по мере взросления мы начинаем осваивать и узнавать окружающий нас мир. Он по отношению к нам тоже бывает очень изменчив. От чего сталкиваясь с теми или иными вещами, обстоятельствами, мы даем им оценку и учимся своему к ним отношению? Какие вещи влияют на это?
Почему по отношению к одним предметам мы агрессивны, к другим наоборот проявляем интерес и учимся с ними взаимодействовать? Если мир к нам агрессивен, то в зависимости от свойств предметов, окружающей нас обстановки мы отрицаем их в повседневной жизни или же, если мир к нам заботлив находим к ним увлеченность. От чего же со временем в одних людях рождается вкус к какой либо деятельности, в других нет? По какой причине? Одни люди корпят всю жизнь над какими либо знаниями, совершенству себя в той или иной мере и степени, не в силах себя остановить, часами оставаясь без сна, воды и еды, тогда как другие не всегда находят в себе силы, чтобы подняться с постели, выйти из дома и тд.? От чего все это зависит? Все эти размышления натолкнули меня на то, что во все времена в условиях постоянных гонений, по различным причинам (религиозное насилие и войны, использование власти над слабыми и теми, кто не в состоянии себя защитить и тд.) в этих условиях людям бывает довольно сложно сохранить свои традиции, свою жизнь, восприятие мира и внешних его форм, потому как их уровень жизни в таком случае очень не высок и отношение к жизни таких людей бывает пренебрежительным даже со стороны тех, кто призван эти жизни защищать и беречь. От уровня жизни, того, что нас окружает, складывается наше отношение к миру и людям, к жизни. Восприятие мира и жизни формируется в ребенке постепенно. Как же влияет все это на наше желание - обучаться новому, находить знакомства, изменять свои правила и устои если это кому то сильно вредит. Меняться и узнавать жизнь с разных ее сторон?
Разберем на примере простой ситуации: Вы приходите в платье, в самом красивом платье в место, где Вам необходимо быть и находиться и что то еще делать - писать и читать, что то предпринимать самостоятельно. И если Вы ничего не умеете, то нужно будет учиться очень быстро. Потому как жизнь диктует нам суровые условия бытия и часто не оставляет выбора. И вот у одних людей получается преодолеть себя, победить всякого рода беспокойства и справляться, а у других нет. Но хотят научиться эти люди одинаково. Будет ли влиять тогда платье на Ваше состояние, мысли, ваши слова, действия? Если Вы привыкли: ругаться матом, харкать когда захочется в окружающих, шутить издеваясь и унижая других? Будет ли важно для людей, которые Вас окружают то, какого цвета ваше платье? Как оно на Вас сидит? Какой у него фасон? А для Вас?
Рассмотрим само понятие - знание. От куда оно берет свое начало?
Чтобы учиться - необходимо хотеть понять, узнавать - понимать+ запоминать+ учить. Победить свою гордыню и понять, что знания даются только тогда, когда человек внутренне к ним готов. Часто наше сознание и восприятие блокируется к приобретению новых знаний по тем или иным причинам. Как и почему это происходит? С чем связано такое положение вещей? От чего когда мы бываем расстроены, рассеяны, то нам так не просто что то новое узнавать, чем то гореть и быть профессионалами во многих вещах?
Чтобы быть выше себя вчера, необходимо что нибудь делать каждый день. Все мы знаем об искусстве маленьких шагов и того, как это может повлиять на наше развитие в общем и целом. За небольшое количество времени очень многое можно сделать и изучить благодаря тем же самым знаниям. Но секрет в том, что этого желания у нас часто не появляется по тем или иным причинам. Пролетают люди, мысли, предметы но у нас не возникает к ним никакого интереса.
Здесь причин может быть великое множество. У каждого из нас своя. Если конечно Вам когда нибудь приходилось сталкиваться с таким состоянием. Я приведу пример очень простой здесь на примере детской песочницы, где многое зависит от родительского воспитания, от того, в какие границы поставлен ребенок:
1. В песочнице сидят дети. У каждого из них есть по своей игрушке. И часто приходится наблюдать такую картину, как то, что трое детей или больше выбирают одного ребенка, чтобы отобрать у него ту или иную игрушку. Сначала ребенок сопротивляется, плачет, кричит, потом пробует защититься, но поскольку агрессоров больше чем его, то в конце концов он игрушку им отдает и спокойно подходит к маме, протягивая пальчик и говоря - хны. Мама вступается один раз, второй, а затем просто или перестает обращать внимание на эту ситуацию, или перестает водить ребенка в эту песочницу. Вариантов развития ситуации может быть много. Давайте рассмотрим такую, как если бы ребенок остался в песочнице и у него все так же продолжили отнимать игрушки. Я не буду описывать Вам всех промежуточных состояний психики ребенка, который оказался в данной ситуации, а доведу это до внушающего конца - в результате такого процесса ребенок теряет всякий интерес сначала к предмету (игрушке), а потом ко всякой деятельности связанной с этим предметом (игрушкой). Если такая ситуация не изменится со временем, то мы можем найти человека взрослого, который не в состоянии вообще интересоваться жизнью или имеющий травматичный опыт и очень странно себя ведущий.
Я встречала ситуации когда ребенку просто ничего нельзя. Нужно сидеть смирно на стульчике и смотреть в одну точку. При этом если он чем то начинал интересоваться, проявлял живую фантазию, то ребенка могли наказать психически и физически, как пример: (привязывание к стулу рук и ног, или головы, чтобы ребенок ел красиво, или же чтобы не выходил из постели и оставался там сутками, лекарства, градусники, прочее, завязывание рта во время пищи, чтобы проживал и тд). Эти ситуации я рассматриваю на примерах литературы, фильмов и моего личного опыта наблюдения. Как правило наказания поддерживаются криками и слезами о том, что: ты всегда ничего не делаешь, ты никогда ничего не можешь, ты не совсем здоров (а), закрой рот, когда с тобой не говорят и сиди тихо на своем месте (местом может выступать - стул, кровать, пол). и тд. Ходить обычно в таких ситуациях не разрешается, так как это вызывает чувство агрессии стороны тех, кто блюдет "порядок." Нельзя громко говорить, ходить, молчать и тд. Можно то, что разрешили, но поскольку общения обычно не происходит, то и молчать тоже можно по разрешению, то есть "правильно."
Я много могу писать на тему того, как это сказывается в дальнейшем на психике детей и что бывает, что не одна работа психиатора уже потом не поможет изменить ряд существующих изменений в процессе искаженного мировосприятия человека.
Конечно же в дальнейшем редко кто станет разбираться в том, что у такого ребенка не было пианино, а если оно было, то только для того, чтобы вытереть с него пыль, или уронить его доску в игре себе на пальцы, чтобы потом отпустили поиграть или посидеть с кем то в тишине. И о другом тоже ничего не напишу, потому что мне не известно ничего из того, что бывает в тех или иных ситуациях, потому как каждую из них необходимо рассматривать отдельно от других, с лечащим врачом или тем, кому данная тема не безразлична. Но на моем опыте дети которых учили, к которым проявляли интерес, к которым не проявляли агрессии, с которыми занимались всерьез и говорили как со взрослыми - гораздо более устойчивы психически и физически в жизни, гораздо более успешны, чем те, кому пришлось столкнуться с домашним насилием или быть угнетаемыми теми или иными людьми (родителями, педагогами, врачами, друзьями, соседями).
А теперь давайте вернемся к нашей прошлой теме - от куда берется радость и вкус к жизни? Есть люди, с кем так легко чему то новому учиться. Кто даже в скромности своей строг и ясен. И учитывая особенности воспитания, окружения, правил и целей, понимания вещей и их применения в нашей жизни, мы находим среди этих людей свое расположение, успокаиваясь, ощущая внутреннюю свободу и оказываясь так или иначе в их обществе. И здесь берет начало то, как можно мотивировать человека на ту или иную деятельность? При помощи каких этических норм, правил, догматов? При помощи каких слов? Все это можно понять по нашему потом "взрослому" миру:
2. Два человека с кистью в руках будут совершенно по разному выражать свои мысли. Они будут совершенно по разному писать одну и ту же картину. От чего это зависит, от каких правил? Норм? Ведь у каждого из этих людей есть свой подчерк, свой творческий стиль! Что может помешать художнику писать, если он - художник!? И если у него есть краски и он уже взял в руки кисть?
Если кто то станет стоять рядом и говорить о том, что картина плохая? Что все это не имеет никакого смысла? Фантазия такого человека не будет зависеть от чьих то слов и настроения. Он пишет потому что хочет писать. И даже тысяча людей которые станут плевать в его творения не смогут заставить такого человека оставить дело своей жизни. Но мы видим, что люди хрупкие, творческой направленности и даже гениальные часто остаются неудел из-за каких то внешних обстоятельств жизни и отношения к их творчеству других людей. Так вот один художник продолжит писать даже среди - падающих кулис, лающих собак, даже не имея рук, а другой из за чьего то неосторожного слова или взгляда никогда уже не возьмет в руки кисть. Оба они талантливые. По своему интересны. Неужели мы приходим к вопросу о темпераментах и воспитании? Есть люди толстокожие, с которых все "как с гуся вода", есть очень нежные и хрупкие. Все мы с Вами привыкли к какому то стилю общения. У всех нас разный уровень восприятия той или иной информации мира. Все мы учимся друг у друга чему то новому. У всех разное понимание проявлений этого мира, чувства связанные с этим, состояние сознания и тд. Где же кроется отношение - мне плохо и я ничего не хочу, не могу? Где оно берет свое начало? И почему имея одинаковые возможности, одни люди идут что то отнимать у других, другие бросаются что то изучать и не поднимут своей головы, третьи не в состоянии что либо начать вообще? Ведь часто видимых причин для данного явления нет.
От куда в нас рождается - уверенность, чувство внутренней гармонии, полноценности, внешняя и внутренняя красота или наоборот отвращение от самой жизни и ее проявлений? Может быть это происходит когда кто то вмешивается в нашу жизнь, судьбу? А может нет. Ответа на эти вопросы однозначного у меня нет, но думаю, что в каждом из нас можно найти что то такое, благодаря чему жизнь станет гораздо более интересной и разумной. Откроются новые ее горизонты. Следующую тему к рассмотрению беру о двоякости чувств, на примере комедии положений и литературе времен античности и средневековья. Спасибо за внимание и возвращайтесь!