В отличие от знаний, мудрость — одна из четырёх главных добродетелей. Мудрость — это то, что человек приобретает в процессе жизни, мудрости не научиться в школе, не почерпнуть из учебников. Тем не менее, можно способствовать её развитию.
«Знание — это когда вы знаете, что помидор — это фрукт. А мудрость — это когда вы не добавляете его во фруктовый салат». Этот забавный афоризм, автором которого считается британский журналист и юморист Майлз Кингтон (1941–2008), как нельзя лучше отражает различие между знанием и мудростью.
Сократ и Иисус, великие учителя древности, стремились вдохновить своих последователей на поиск мудрости.
В нашей современной жизни также важно следовать примеру предков и развивать в наших детях способности к размышлению и мудрости.
Традиционные нравоучительные истории помогают формировать правильные суждения.
Читая басни Эзопа, пьесы Шекспира, биографии таких людей, как Джордж Вашингтон, Амелия Эрхарт, Теодор Рузвельт, романы Джейн Остин и тысячи других историй, содержащихся в классической литературе, можно познать множество уроков, помогающих приобретению мудрости.
Такие книги являются как-бы лабораторией человеческого поведения, местом, где можно наблюдать добродетель и порок, добро и зло. Не осознавая этого, при чтении классики, усваиваются важнейшие уроки жизни и нравственности, пополняя запас мудрости.
Общение с родителями, бабушками и дедушками, а также с такими наставниками, как учителя, тренеры также принесут много пользы подрастающим детям. Взрослый человек, много повидавший на своём веку, скорее всего, проявит гораздо больше здравого смысла, чем школьный друг или сверстник из социальных сетей.
Одним из признаков мудрости является способность, столкнувшись с проблемой, сделать шаг назад, что позволяет обдумать варианты и результаты, прежде чем принять решение и действовать. К сожалению, не все взрослые люди, включая некоторых политиков, способны взвешивать последствия.
Своим примером и словом мы можем научить детей не торопиться и подумать, прежде чем действовать.
Ни один родитель не хочет, чтобы его ребёнок потерпел неудачу. Но все люди разные.
Одни родители будут побуждать своих десятиклассников отложить телефоны и готовиться к завтрашнему экзамену. А другие с сочувствием воспринимают оправдания своего подростка о том, что он бросил летнюю подработку, продержавшись всего два дня. Есть даже такие родители, которые звонят преподавателю колледжа, чтобы выразить протест по поводу оценки ребёнка на экзамене.
Стараясь оградить детей от трудностей, мы лишаем их возможности подготовиться к более серьёзным неудачам, с которыми они столкнутся во взрослой жизни, и тем самым препятствуем приобретению ими мудрости. Когда наши дети падают, мы можем помочь им подняться, поддержать, посочувствовать и дать совет. Но при этом надо помнить, что эти маленькие поражения в подростковом возрасте дадут им силу, стойкость и смекалку для преодоления трудностей во взрослой жизни.
Воспитывая в детях честность, доброту, настойчивость и смелость, мы закладываем «кирпичики» мудрости. Обучая детей этим качествам и сами придерживаясь их, мы помогаем им в нелёгком восхождении к мудрости. Например, доброта учит понимать других людей. Смелость при встрече с неприятностями, а не бегство от них, однажды станет мудрым советчиком в браке или на работе.
В молитве о безмятежности заключено смирение, сопровождающее мудрость:
«Боже, дай мне спокойствие, чтобы принять то, что я не могу изменить, мужество, чтобы изменить то, что я могу, и мудрость, чтобы понять разницу».
Признание своей ограниченности — признак мудрого человека. Это даёт нам спокойствие, о котором говорится в молитве, и которое является ещё одним инструментом в практике выработки здравого смысла.
О старцах, живущих на вершинах гор, рассказывают сказки и легенды. Гора символизирует трудное и опасное восхождение, а старец — мудрость.
Когда мы с ранних лет поощряем наших детей к поиску мудрости, мы тем самым даём им толчок к подъёму на эту гору.