Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

«Мать била меня очень больно…» Бедная Надя... Какой была настоящая Дурова?

Оглавление

История Надежды Дуровой в общих чертах известна каждому россиянину хотя бы по замечательной музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Ее служба в армии под видом мужчины во время наполеоновских войн стала легендой и предметом всеобщего любопытства и восторга.

Что подтолкнуло 23-летнюю женщину, которая к тому времени уже вышла замуж и стала матерью, покинуть родные пенаты, переодеться в боевую униформу и бежать в казачий полк – навстречу опасной неизвестности?

Ответ следует искать в воспитании и характере героини. Она родилась в семье военного:

  • ее дед участвовал во взятии крепости Измаил и за свою доблесть получил саблю от самого Александра Суворова;
  • отец Андрей Дуров был секунд-майором, и детство будущей кавалерист-девицы прошло среди гусар.

Мать, мечтавшая о рождении сына, невзлюбила маленькую Надю.

«Мать моя… кажется, как нарочно делала все, что могло усилить и утвердить… страсть мою к свободе и военной жизни: она… не позволяла отлучаться от нее ни на полчаса… она сердилась и выходила из себя и била меня очень больно…», – вспоминала впоследствии Дурова.
Кадр из фильма «Гусарская баллада»
Кадр из фильма «Гусарская баллада»

Поэтому воспитанием девочки занимался солдат Астахов. Под его чутким руководством девочка научилась лихо скакать на лошади, орудовать саблей и даже стрелять из пистолета.

«Седло было моею первою колыбелью, лошадь, оружие… – первыми детскими игрушками…», – говорила она.

Поэтому неудивительно, что ни тихая семейная жизнь, ни воспитание сына Вани, ни ведение домашнего хозяйства совершенно не привлекали Надежду, которую неудержимо тянуло к боевым лошадкам, оружию и полковой музыке.

Неженские подвиги кавалерист-девицы

В 1806 году Дурова бежала из дома и под именем Александра Соколова стала настоящим бойцом. Чем же она отличилась на военном поприще? В заграничной компании против Наполеона 1806-1807 годов Надежда проявила недюжинную храбрость и спасла офицера, за что получила от самого государя Александра I Георгиевский крест и почетное звание корнета.

Александр Брюллов «Портрет Надежды Дуровой» / Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Александр Брюллов «Портрет Надежды Дуровой» / Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Какими убеждениями руководствовалась Надежда Андреевна в своих воинских подвигах? Желанием прославиться? Или стремлением реализовать свои амбиции? А может, – жаждой новой – деятельной и насыщенной – жизни? Но нет: молодая женщина проявила поистине суворовский патриотизм.

«Неустрашимость есть первое и необходимое качество воина…», «Священный долг к Отечеству заставляет простого солдата бесстрашно встречать смерть, мужественно переносить страдания и покойно расставаться с жизнью», – под каждым из этих ее слов расписался бы сам Александр Васильевич.

Отличилась Дурова и во время Отечественной войны 1812 года. В тяжелейшем сражении под Смоленском (август 1812 года) Надежда Андреевна командовала полуэскадроном и удерживала левый фланг при атаке противника! Некоторое время она служила ординарцем у Кутузова и в знаменитом Бородинском сражении на передовой защищала Шевардинский редут. Здесь она получила два несерьезных, но болезненных ранения, которые давали о себе знать на протяжении всей военной компании.

Юрий Иванов «Надежда Андреевна Дурова»
Юрий Иванов «Надежда Андреевна Дурова»

В заграничных походах 1813-1814 годах Дурова участвовала в битвах за крепость Модлин и город Гамбург (современная Германия) и вышла в отставку в чине штабс-ротмистра только в 1817 году, но продолжала носить мужскую одежду и называться мужским именем.

«Минувшее счастье! Слава! Опасности! Жизнь, кипящая деятельностью!.. Прощайте!» – так пафосно простилась Надежда Андреевна в своих «Записках» с боевым прошлым.

Феминистка в мундире?

Надежда Андреевна оказалась не только храбрым воякой, но и талантливой писательницей. Она вела дневник, куда записывала свои воспоминания и впечатления, которые впоследствии легли в основу ее знаменитых «Записок кавалерист-девицы». Эти мемуары имели успех у публики и заслужили одобрение Александра Пушкина, Виссариона Белинского и других, менее известных критиков.

«… Мы… увидели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живописным и пламенным», – так отзывался о «Записках» Пушкин.
Екатерина Зернова «Надежда Дурова»
Екатерина Зернова «Надежда Дурова»

Но самое главное – они пользовались спросом читателей, благодаря чему пережили свое время. Воодушевленная первым успехом, Дурова всерьез взялась за перо. Она писала не только биографические очерки, но и рассказы («Клад»), повести («Угол») и даже романы («Гудишки»). Чем же они привлекали читающую публику?

Во-первых, ярким, образным языком, узнаваемыми героями и сюжетами. Но главное – писательница на бумаге, так же, как и в жизни, утверждала равенство между мужчиной и женщиной. Для читателей 19 века это было интересной и увлекательной новостью – тем более, что автор личным примером доказала возможность этого равенства. Можно ли на этом основании считать Надежду Андреевну феминисткой золотого века русской культуры?

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))