История Надежды Дуровой в общих чертах известна каждому россиянину хотя бы по замечательной музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Ее служба в армии под видом мужчины во время наполеоновских войн стала легендой и предметом всеобщего любопытства и восторга.
Что подтолкнуло 23-летнюю женщину, которая к тому времени уже вышла замуж и стала матерью, покинуть родные пенаты, переодеться в боевую униформу и бежать в казачий полк – навстречу опасной неизвестности?
Ответ следует искать в воспитании и характере героини. Она родилась в семье военного:
- ее дед участвовал во взятии крепости Измаил и за свою доблесть получил саблю от самого Александра Суворова;
- отец Андрей Дуров был секунд-майором, и детство будущей кавалерист-девицы прошло среди гусар.
Мать, мечтавшая о рождении сына, невзлюбила маленькую Надю.
«Мать моя… кажется, как нарочно делала все, что могло усилить и утвердить… страсть мою к свободе и военной жизни: она… не позволяла отлучаться от нее ни на полчаса… она сердилась и выходила из себя и била меня очень больно…», – вспоминала впоследствии Дурова.
Поэтому воспитанием девочки занимался солдат Астахов. Под его чутким руководством девочка научилась лихо скакать на лошади, орудовать саблей и даже стрелять из пистолета.
«Седло было моею первою колыбелью, лошадь, оружие… – первыми детскими игрушками…», – говорила она.
Поэтому неудивительно, что ни тихая семейная жизнь, ни воспитание сына Вани, ни ведение домашнего хозяйства совершенно не привлекали Надежду, которую неудержимо тянуло к боевым лошадкам, оружию и полковой музыке.
Неженские подвиги кавалерист-девицы
В 1806 году Дурова бежала из дома и под именем Александра Соколова стала настоящим бойцом. Чем же она отличилась на военном поприще? В заграничной компании против Наполеона 1806-1807 годов Надежда проявила недюжинную храбрость и спасла офицера, за что получила от самого государя Александра I Георгиевский крест и почетное звание корнета.
Какими убеждениями руководствовалась Надежда Андреевна в своих воинских подвигах? Желанием прославиться? Или стремлением реализовать свои амбиции? А может, – жаждой новой – деятельной и насыщенной – жизни? Но нет: молодая женщина проявила поистине суворовский патриотизм.
«Неустрашимость есть первое и необходимое качество воина…», «Священный долг к Отечеству заставляет простого солдата бесстрашно встречать смерть, мужественно переносить страдания и покойно расставаться с жизнью», – под каждым из этих ее слов расписался бы сам Александр Васильевич.
Отличилась Дурова и во время Отечественной войны 1812 года. В тяжелейшем сражении под Смоленском (август 1812 года) Надежда Андреевна командовала полуэскадроном и удерживала левый фланг при атаке противника! Некоторое время она служила ординарцем у Кутузова и в знаменитом Бородинском сражении на передовой защищала Шевардинский редут. Здесь она получила два несерьезных, но болезненных ранения, которые давали о себе знать на протяжении всей военной компании.
В заграничных походах 1813-1814 годах Дурова участвовала в битвах за крепость Модлин и город Гамбург (современная Германия) и вышла в отставку в чине штабс-ротмистра только в 1817 году, но продолжала носить мужскую одежду и называться мужским именем.
«Минувшее счастье! Слава! Опасности! Жизнь, кипящая деятельностью!.. Прощайте!» – так пафосно простилась Надежда Андреевна в своих «Записках» с боевым прошлым.
Феминистка в мундире?
Надежда Андреевна оказалась не только храбрым воякой, но и талантливой писательницей. Она вела дневник, куда записывала свои воспоминания и впечатления, которые впоследствии легли в основу ее знаменитых «Записок кавалерист-девицы». Эти мемуары имели успех у публики и заслужили одобрение Александра Пушкина, Виссариона Белинского и других, менее известных критиков.
«… Мы… увидели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живописным и пламенным», – так отзывался о «Записках» Пушкин.
Но самое главное – они пользовались спросом читателей, благодаря чему пережили свое время. Воодушевленная первым успехом, Дурова всерьез взялась за перо. Она писала не только биографические очерки, но и рассказы («Клад»), повести («Угол») и даже романы («Гудишки»). Чем же они привлекали читающую публику?
Во-первых, ярким, образным языком, узнаваемыми героями и сюжетами. Но главное – писательница на бумаге, так же, как и в жизни, утверждала равенство между мужчиной и женщиной. Для читателей 19 века это было интересной и увлекательной новостью – тем более, что автор личным примером доказала возможность этого равенства. Можно ли на этом основании считать Надежду Андреевну феминисткой золотого века русской культуры?
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))