Найти тему
Оскар

Пропаганда в кино страны советов

Пропагандистский фильм — жанр кино, прямо направленный на пропаганду чего-либо. Как правило, подобные ленты снимаются в жанре документального кино, но нередки и случаи оригинальных сценариев. Цель такого кино — убедить зрителя в конкретной политической точке зрения, повлиять на его мнение и поведение. При этом на экране зачастую отображается субъективная точка зрения, преднамеренно вводящая в заблуждение.

Кинематограф стал уникальным средством для одновременного доступа к большой аудитории. Фильм был первым универсальным средством массовой информации в том смысле, что он мог одновременно воздействовать на зрителей: как на отдельных людей, так и на членов толпы, что привело к тому, что кино быстро стало инструментом для правительств и негосударственных организаций, чтобы проецировать желаемые идеологические послания.

Фильм — это эффективный инструмент пропаганды, потому что он создаёт визуальные образы исторической реальности и сознания, определяет общественное отношение того времени, которое он изображает, или того, в котором он был снят; мобилизует людей на общее дело или привлекает внимание к неизвестной причине. Политические и исторические фильмы представляют, влияют и создают историческое сознание и способны искажать события, делая его убедительным и, возможно, ненадёжным посредником.

Тема феномена пропаганды в кинематографе является актуальной с момента широкого распространения кино в мире, поскольку кинематограф, наряду с телевидением, становится не только средством для развлечения публики, как это было изначально с момента его изобретения, но и, в первую очередь, источником информации об окружающем мире наравне с телевидением и литературой. Огромные возможности кинематографа, такие как возможность одновременного преподнесения визуального и аудиального типов информации, а также возможность просмотра кинопроизведений в домашних условиях, в наше время зачастую делают кино самым предпочтительным для публики способом получения знаний об окружающем мире, при этом речь идет не только о документальных, но и об игровых фильмах. Таким образом, кино открывает широкие возможности для манипуляции общественным мнением и, наряду с прессой и телевидением, может являться средством пропаганды тех или иных идей и взглядов среди огромных слоев населения. Зачастую такие манипуляции влекут за собой катастрофические для общества последствия, как мы видим, например, из истории Германии в период нахождения у власти национал-социалистической партии.

-2

С давних пор кино является не только способом хорошо провести время, погрузиться в интересную историю и получить порцию интересных мыслей и посылов, но и инструментом пропаганды. Слово пропаганда здесь используется в широком смысле. Главная цель пропаганды преподнести определённую точку зрения и представить её, как абсолютно правильную. Об удивительной магии синематографа поняли на рубеже 19-20х веков и поняли, что кино довольно сильно воздействует на аудиторию. В конце 1910х-начале 1920х киноязыком начали активно заниматься советские кинодеятели. Кинематограф пошёл в массы и стал рассказывать гражданам новой большой страны об успехах пролетарской диктатуры. Большое количество людей, как правило жителей деревень не умели читать, поэтому данный способ передачи информации были крайне наглядны и завораживали зрителей. В новообразованной стране решили серьёзно подойти к вопросу кино, что повлияло, как развитие отечественного кинематографа, так и мирового.

Кинематография при четком программировании может быть довольно удачным инструментом пропаганды. Она активно генерирует в сознании зрителя идеализированную иллюзию мира. В зависимости от замысла авторов, фильмы могут создать у зрителей впечатление честности и морального верховенства какого-то персонажа, без учета того, каким был прототип этого персонажа в действительности.

-3

Однако самым главным свойством фильмов, которое позволяет использовать их как средство пропаганды, является их умение влиять на людей тайно, незаметно. Влияние происходит в основном на эмоциональном уровне, вне поля, управляемого разумом человека, и именно это помогает обойти рациональное мышление человека. Эмоциональный резонанс определяется как создание определенного настроения у массовой аудитории. Он позволяет обойти психологическую защиту на сознательном уровне, которая пытается защититься от рекламы, пропаганды и всяких методов “промывания мозгов”. Именно здесь необходим эмоциональный резонанс, поскольку его первым правилом является: “Нужно влиять на человека на эмоциональном уровне, а не на сознательном”.

В 20-е и 30-е годы главной линией стала усиленная героизация недавнего революционного прошлого. На экран выходили как приглаженные биографии видных деятелей Гражданской войны, так и картины, посвященные борьбе трудового народа в целом

-4

Герои-гиганты из железа и стали оптимистично боролись с бюрократами и шпионами, влюблялись, осваивали машины, побеждали отдельные перегибы на местах и строили светлое будущее великой страны, вдохновляясь погибшими героями и живым вождем. Правда интересовала меньше всего, да и люди ходили в кинозалы не за ней, а за яркой сказкой, которую должны сделать былью.

Фильмы о войне, созданные во время самой войны, намеренно лишены трагедийности. Кино должно было поддерживать веру людей в победу, заглушать боль, обращать ее в подвиг. Поэтому и сама война была лишь фоном для мелодрамы, приключенческой ленты, и даже комедии.

Одновременно с этим кинематографисты обращаются к дореволюционному прошлому страны. Пример предков должен вдохновить потомков. В это время пренебрежительное отношение к корням, характерное для 20-х годов, уступает место уважительной памяти о великих страницах прошлого. Так, с оглушительным успехом возвращается на экраны "Александр Невский", выходит первая часть "Ивана Грозного" и даже сказка "Кащей Бессмертный" полна аллюзий на войну.

-5

После войны и вплоть до 1953 года длится эпоха малокартинья. К объективным трудностям вроде съемок в условиях восстановления разрушенной страны добавляются жесткие цензурные запреты. Любое отступление от привычных канонов трактовалось как космополитизм. В кино вернулся "большой стиль", в котором реальные проблемы оставались за кадром, а жизнь вновь рисовалась не такой, какая она была, а какой должна быть. Пожалуй, самым одиозным примером стали "Кубанские казаки" Пырьева, где изображенное изобилие колхозов не имело никакого отношения к действительности.

Новый стиль в кино врывается вместе с оттепелью. В последний раз кинематографисты и идеологи идут в одну ногу, охваченные единой верой в обновление страны, в пресловутый социализм с человеческим лицом. Художники рисуют частную жизнь не титанов великих строек, но обычных людей, которые могут сомневаться и страдать, но далеки от пошлости и мещанства, и будущее принадлежит им.

Одновременно в сатирическом ключе показываются любители легкой жизни. Например, героиня "Девушки без адреса" решительно сбегает из дома мод и заявляет, что "королева — это не профессия". А герой "Легкой жизни" выбирает ложный путь заведующего химчисткой вместо того, чтобы поехать по распределению, и, конечно, разочаровывается. Также порицается стремление юных девушек прожигать жизнь, и выходить замуж по расчету.

Рабочие предстают романтиками-творцами, созидателями великой страны, при этом активно рекламируется образование. В это время советский рабочий должен иметь не только золотые руки, но и ясный ум "Весна на Заречной улице", "Дело было в Пенькове", "Карьера Димы Горина", "Девчата", "Высота". Другими героями эпохи становятся ученые "Девять дней одного года", "Иду на грозу".

-6

Поколение режиссеров-фронтовиков осмысливает страшный опыт войны и создает лучшие военные драмы, касаясь тем, которые идеологи предпочитают замалчивать "Баллада о солдате", "Летят журавли", "Чистое небо".

В конце оттепели и во время последующего застоя личная драма победит практически во всех жанрах. Самое идейное направление, историко-революционный фильм в желании обогнать популярный вестерн, превратится в истерн. Но в истернах, несмотря на положительных красных героев, прослеживается интерес к их оппонентам, начинается подпольная реабилитация и романтизация белого движения "Белое солнце пустыни", "Свой среди чужих, чужой среди своих".

Именно в 70-х годах, несмотря на жесткие тиски цензуры, советская пропаганда начинает проигрывать идеологическую войну. И хотя в картинах по привычке продолжают обличать мещан и спекулянтов, и пропагандировать уже непопулярную тогда военную службу, жизнь за стенами кинозала побеждает картинку. Искреннюю реакцию вызывают только истории в стиле ретро и экранизации наших и зарубежных классиков "Семнадцать мгновений весны", "Место встречи изменить нельзя".

С началом перестройки отпали последние ограничения, а в кино началась новая эра.