Здравствуй уважаемый читатель владелец малого и среднего бизнеса в России в 2024 году. Я хотела рассказать о некоторых особенностях проведения контрольно-надзорных мероприятий в России в 2024 году в частности о таком информационном ресурсе как национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак».
Что это такое, для чего придумано, и какие нюансы появились при осуществлении предпринимательской деятельности в России в 2024 году в связи с принятием 14 сентября 2023 года Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой приказа № 635 «Об утверждении перечня индикаторов риска» нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.
Итак, разберем Приказ Роспотребнадзора от 14.09.2023 N 635. "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей". Редакция от 14.09.2023 — Действует с 03.11.2023. В данном приказе, имеется 34 индикатора риска. Расскажу о некоторых.
Условно данные приказы можно подразделить на следующие подразделы:
1. Группа индикаторов «Незарегистрированные коды».
Товарные группы, подпадающие под данную категорию индикаторов риска следующие: табачная продукция, никотиносодержащая продукция, биологически активные добавки (БАД), бутилированная питьевая вода которая реализуется в розницу, товары легкой промышленности, молочные (кисломолочные) продукты питания, обувные товары, парфюмерия (косметические) товары, фототехника, шины, меховая продукция.
Номера индикаторов риска в ПриказеРоспотребнадзора от 14.09.2023 N 635 - № 2, № 6, № 9, № 13, № 17, № 21, № 25, № 28, № 33.
Суть данной группы индикаторов риска состоит в следующем они срабатывают по факту направления участниками оборота в национальную систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак»уведомлений о реализации маркированных товаров (чеков), в которых в блоке кода маркировки указанное буквенно-цифровое значение, не известного системе происхождения.
О чем может говорить данная группа индикаторов риска, выявление индикаторов риска данной категории по мнению Роспотребнадзора может свидетельствовать о реализации продукции, маркированной поддельными кодами маркировки, что юридически приравнивает продукцию к немаркированной. Событие образует состав правонарушений, за которые предусматривается ответственность по ст. 15.12 КоАП РФ, при достаточном объеме товаров и доказанном умысле участника оборота товаров информация может быть передана в другие правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по ст. 171.1 УК РФ.
Так же выявление данной группы индикаторов риска может свидетельствовать о передаче в национальную систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак» недостоверных сведений в части указания кода маркировки на товаре. Такие ситуации обычно связаны с некорректными настройками оборудования, или кассового программного обеспечения участника оборота товаров. Данное событие образует состав административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность по ст. 15.12.1 КоАП РФ.
Важно!!! На что обращают внимание инспекторы Роспотребнадзора при проведении проверки по данной группе индикаторов риска.Инспекторы Роспотребнадзора проводят сканирование образцов продукции на месте через систему «Честный Знак» для определения корректности нанесенной маркировки. Если маркировка нанесена корректно, то инспектора Роспотребнадзора проводят такое процессуальное действие как контрольная закупка о котором мы поговорим чуть позже.
2. Группа индикаторов «Превышение срока оборота товара».
Товарные группы, подпадающие под данную категорию индикаторов риска следующие: табачная продукция, никотиносодержащая продукция, биологически активные добавки (БАД), товары легкой промышленности, обувные товары, парфюмерия (косметические) товары, шины.
Номера индикаторов риска в Приказе Роспотребнадзора от 14.09.2023 N 635 - № 3, № 10, № 18, № 22.
Суть данной группы индикаторов риска состоит в следующем: группа индикаторов срабатывает по факту накопления участником оборота товаров (аномальных остатков товаров) превышающий средний срок реализации, характерный для товаров данной товарной группы.
О чем может говорить данная группа индикаторов риска, выявление данной группы индикаторов может свидетельствовать о реализации продукции без предоставления данных в систему маркировки (не сканируется код маркировки на кассовом узле, данные не передаются в систему). Событие образует состав административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность по ст. 15.12.1 КоАП РФ. Также данная группа индикаторов риска может свидетельствовать о создании в системе виртуально-легального остатка товара и параллельной торговле нелегальной продукции без учета в системе маркировки «Честный знак», что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.12 КоАП РФ.
Важно!!! На что обращают внимание инспекторы Роспотребнадзора при проведении проверки по данной группе индикаторов риска.Инспекторами может быть проведена контрольная закупка для установления факта торговли нелегальной неучтенной продукцией или проверки факта сканирования кода маркировки при продаже. Также у лица осуществляющего коммерческую деятельность может быть запрошены данные по остаткам товара числящихся на торговом предприятии в день проведения закупки и сверить их с данными системы маркировки товаров «Честный знак».
3. Индикатор «Низкий объем продаж в населенном пункте».
Товарные группы, подпадающие под данную категорию индикаторов риска следующие: табачная продукция, никотиносодержащая продукция, биологически активные добавки (БАД).
Номера индикаторов риска в Приказе Роспотребнадзора от 14.09.2023 N 635 - № 4.
Суть данной группы индикаторов риска состоит в следующем: данная группа индикаторов срабатывает по факту ежемесячного сравнения объема продаж товаров со средним объемом реализации товаров в населенном пункте.
О чем может говорить данная группа индикаторов риска, выявление данной группы индикаторов риска может свидетельствовать ореализации продукции без предоставления данных в систему маркировки «Честный знак» (не сканируется код маркировки на кассовом узле, данные не передаются в систему). Событие образует состав административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность ст. 15.12.1 КоАП РФ. Также данная группа индикаторов риска свидетельствует о реализации в системе «Честный знак» легального остатка товара и нелегальной параллельной торговле нелегальной продукции без учета в системе маркировки «Честный знак», что образует состав административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность по ст. 15.12 КоАП РФ.
Важно!!! На что обращают внимание инспекторы Роспотребнадзора при проведении проверки по данной группе индикаторов риска.Инспекторами может быть проведена контрольная закупка для определения факта торговли неучтенной продукцией или проверки факта сканирования кода маркировки при продаже. Также инспекторами могут быть запрошены данные по остаткам товара на числящихся на торговом предприятии и сверить их с данными системы маркировки «Честный знак».
4. Группа индикаторов «Повторные продажи».
Товарные группы, подпадающие под данную категорию индикаторов риска следующие: табачная продукция, никотиносодержащая продукция, биологически активные добавки (БАД), бутилированная питьевая вода которая реализуется в розницу, товары легкой промышленности, молочные (кисломолочные) продукты питания, обувные товары, парфюмерия (косметические) товары, фототехника, шины, меховая продукция.
Номера индикаторов риска в ПриказеРоспотребнадзора от 14.09.2023 N 635 - № 5, № 8, № 12, № 16.
Суть данной группы индикаторов риска состоит в следующем они срабатывают по факту предоставления в систему маркировки данных о продаже товаров ранее реализованных.
О чем может говорить данная группа индикаторов риска, выявление отклонений по данной группе индикаторов может свидетельствовать о реализации продукции маркированной поддельными кодами маркировки, что юридически приравнивает продукцию к немаркированной. Событие образует состав административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность по ст. 15.12 КоАП РФ, при достаточном объеме товаров и доказанном умысле участника оборота товаров информация может быть направлена в другие правоохранительные органы для возбуждения ст. 171.1 УК РФ. Также данная группа индикаторов может свидетельствовать о предоставлении в систему маркировки «Честный знак» недостоверных сведений в отношении реализуемых товаров (кассир сканирует одну пачку товаров на кассе, и отсканированную пачку продает еще раз потребителю) данное событие образует состав административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена по ст. 15.12.1 КоАП РФ.
Важно!!! На что обращают внимание инспекторы Роспотребнадзора при проведении проверки по данной группе индикаторов риска. Инспекторами может быть проведено сканирование товаров через систему маркировки честный знак с помощью телефона на месте для определения отсутствия в предложении потребителю товаров, ранее выведенных из оборота по данным системы маркировки товаров «Честный знак». В случае отсутствия нарушений при сканировании товаров торговое предприятие может быть поставлено в план для проведения контрольной закупки.
5. Группа индикаторов, которые говорят о не введении товара в оборот.
Товарные группы, подпадающие под данную категорию индикаторов риска следующие: табачная продукция, никотиносодержащая продукция, биологически активные добавки (БАД), бутилированная питьевая вода которая реализуется в розницу, товары легкой промышленности, молочные (кисломолочные) продукты питания, обувные товары, парфюмерия (косметические) товары, фототехника, шины, меховая продукция.
Номера индикаторов риска в Приказе Роспотребнадзора от 14.09.2023 N 635 - № 7, № 11, № 14, № 19, № 23, № 26, № 30, № 34
Суть данной группы индикаторов риска состоит в следующем они срабатывают по факту предоставления в систему маркировки данных о продаже товаров, у которых отсутствуют сведения о введении в оборот товаров.
О чем может говорить данная группа индикаторов риска, выявление данных индикаторов риска может свидетельствовать о реализации продукции неизвестного происхождения (контрабанда, неуплата налогов, продукция неизвестного изготовителя) данное событие образует состав административного правонарушения по ст. 15.12 КоАП РФ и иные статьи. Выявление данного индикатора может говорить о предоставлении в систему маркировки «Честный знак» недостоверных или не полных сведений в отношении реализуемых товаров (неверный код маркировки, не представление обязательных сведений о товаре) что образует состав административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена по ст. 15.12 КоАП РФ.
Важно!!! На что обращают внимание инспекторы Роспотребнадзора при проведении проверки по данной группе индикаторов риска.Инспекторами может быть проведено сканирование товаров на месте для определения отсутствия в предложении потребителю товаров, не введенных в оборот в системе маркировки «Честный знак». Также инспекторами могут быть запрошены у торгового предприятия следующие документы: ТН (товарная накладная), ТТН (товаротранспортная накладная), сертификат/декларация соответствия на товар. Также инспекторами может быть проведена сверка происхождения товара и шильдиков на товаре (например, по документам товар российского происхождения, а на шильдиках указано «Made in China».
6. Индикатор риска срабатывающий на реализацию товаров с истекшим сроком годности.
Товарные группы, подпадающие под данную категорию индикаторов риска следующие: молочные (кисломолочные) продукты питания.
Номера индикаторов риска в Приказе Роспотребнадзора от 14.09.2023 N 635 - № 15.
Суть данной группы индикаторов риска состоит в следующем они срабатывают по факту предоставления в систему маркировки товаров «Честный знак» товаров с истекшим сроком годности.
О чем может говорить данная группа индикаторов риска, выявление данного индикатора риска может свидетельствовать о реализации продукции с истекшим сроком годности. Событие образует состав административного правонарушения по ст. 14.43 ч. 2, ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ. Хотелось бы отметить что, если потребителю был реализован продовольственный товар с истекшим сроком годности данное событие подпадает под событие состав административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ. В случае если потребителю реализован продовольственный товар без маркировки, или с некорректной маркировкой то данное событие подпадает под ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Индикатор может свидетельствовать о предоставлении в систему маркировки «Честный знак» недостоверных сведений в отношении реализуемых товаров (неверная дата продажи товара, неверно указан срок годности товара), что образует состав административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность по ст. 15.12.1. КоАП РФ.
Важно!!! На что обращают внимание инспекторы Роспотребнадзора при проведении проверки по данной группе индикаторов риска.Инспекторами может быть проведено сканирование товаров через приложение «Честный знак» на телефоне на месте для определения продовольственного товара с истекшим сроком годности. В случае если в ходе проведения сканирования товара на месте отсутствует продовольственный товар с истекшим сроком годности, то данное торговое предприятие ставят в план для дальнейшего проведения контрольной закупки.
7. Индикатор, касающийся «разрешительной документации»
Товарные группы, подпадающие под данную категорию индикаторов риска следующие: молочные (кисломолочные) автомобильные шины.
Номера индикаторов риска в Приказе Роспотребнадзора от 14.09.2023 N 635 - № 31.
Суть данного индикатора риска состоит в следующем он срабатывает по факту предоставления в систему маркировки товаров «Честный знак» о продаже товаров с указанием документов, подтверждающих соответствие требованиям технических регламентов в недействительном статусе.
О чем может говорить данный индикатор риска,выявление данного индикатора риска может свидетельствовать о реализации продукции в отношении которой не подтверждено соответствие требованиях технических регламентов.
Также данный индикатор может свидетельствовать о предоставлении в систему маркировки «Честный знак» недостоверных сведений в отношении реализуемых товаров(неверные данные в отношении реквизитов документов), что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.12 КоАП РФ.
Важно!!! На что обращают внимание инспекторы Роспотребнадзора при проведении проверки по данной группе индикаторов риска.Инспекторами может быть проведено сканирование товара с помощью системы маркировки товаров «Честный знак» для определения отсутствия в предложении потребителю товаров с недействительной разрешительной документацией. Также инспекторами могут быть запрошены у торгового предприятия документы, подтверждающие соответствие требованиям технических регламентов.
На сегодняшний день обязательной регистрации в государственной информационной системе мониторинга товаров ГИС МТ «Честный знак» подлежат следующие группы товаров:
1. Альтернативная табачная продукция.
2. Антисептики и дезинфицирующие средства.
3. Биологически активные добавки к пище.
4. Духи и туалетная вода.
5. Лекарственные препараты для медицинского применения.
6. Медицинские изделия.
7. Молочная продукция.
8. Никотиносодержащая продукция.
9. Обувные товары.
10. Предметы одежды, белье постельное, туалетное и кухонное.
11. Соковая продукция и безалкогольные напитки.
12. Табачная продукция.
13. Товары из натурального меха.
14. Упакованная питьевая вода.
15. Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки
16. Шины и покрышки пневматические резиновые новые.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос какие конкретно участники оборота, (производства) товаров которые осуществляют деятельность на территории РФ должны быть зарегистрированы в системе национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак». Ответ на данный вопрос нам дает Постановление Правительства РФ от 26 апреля2019 г. N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров". Выполнение требований данного нормативно правового акта имеет обязательный характер для всех участников товарооборота в РФ.
Так в соответствии с п. 11 Главы IIIПостановление Правительства РФ от 26 апреля2019 г. N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" Участники оборота товаров представляют информацию оператору для ее включения в информационную систему мониторинга самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, уполномоченных участниками оборота товаров и действующих от имени участников оборота товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации.
И так мы выяснили что все участники оборота (производства) товаров на всей территории РФ при отпуске (производстве), а также при реализации (продаже) товаров обязаны подавать сведения в систему национальной система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак» но что же будет если этого не сделать?
При нарушении вышеуказанных требований Управление Роспотребнадзора по г. Москве, а также его территориальные подразделения применяют следующие меры воздействия к участникам оборота товаров, а именно:
1. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) данное процессуальное действие регламентируется (ст. 74 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
- В рамках данного контрольно-надзорного мероприятия должностными лицамиРоспотребнадзора может быть принято:
А) решение об объявлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Данный документ не имеет принудительный характер исполнения, это скорее информационное письмо для того что бы лицо устранило нарушение обязательных требований при обороте товара. При этом все процессуальные действия такие как (решение о проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований, акт проверки, мотивированное представление для объявления предостережения, а также само предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований) проводятся без выезда на адрес, торгового предприятия, все процессуальные документы должны быть вынесены и оформлены в сроки, указанные в решении о проведения наблюдения. Важно!!! Предостережение, а также акт проверки, направляются контролируемому лицу в день оформления данных документов.
Б) Если контролируемым лицом (получившим предостережение и акт проверки), а также у должностных лиц Роспотребнадзора имеютсясведения (почтовый идентификатор Почта России, отчет отправлений на электронную почту) что контролируемое лицо получило (предостережение, и акт проверки) в таком случае должностным лицом в соответствии со ст. 75 Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" может быть проведено выездное обследование без взаимодействия с контролируемым лицом (под видом покупателя) для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Само выездное обследование проводится 1 днем, также документы (решение о проведении выездного обследования, акт выездного обследования, протокол осмотра, мотивированное представление о вынесении предостережения, само предостережение) оформляются и выносятся в день проведения выездного обследования. В случае повторного выявления нарушения обязательных требований, которые не были устранены в ходе проведения наблюдения должностными лицами могут быть проведены следующие процессуальные действия:
- В случае если в ходе проведения выездного обследования в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства выявлены нарушения обязательных требований, то составляется акт выездного обследования, который направляется контролируемому лицу, и выдается предписание об устранении выявленных нарушений (п. 7(2)Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 (ред. от 29.02.2024) "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля"
- Направление документов в прокуратуру г. Москвы для согласования проведения инспекционного визита в соответствии со ст. 70Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
- Направление документов в прокуратуру г. Москвы для согласования проведения ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Под документарной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа.
Для более детального изучения данного вопроса предлагаю изучить следующие обязательные требования:
1. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.09.2023 № 635 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей"
2. Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 515 (ред. от 21.12.2023) "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" (вместе с "Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации", "Положением о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации")
4. Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ (последняя редакция) ст. ст. 72, 75, 74, 49, 70.