Турция, являющаяся лидером тюркского мира, под влиянием идей пантюркизма уже более ста лет стремится к объединению тюрок под своим началом. Для России создание такого объединения, называемого Великим Тураном, представляет угрозу, так как предполагает включение в его состав более половины российских территорий и таких стратегически важных регионов для устойчивого развития страны, как Средняя Азия, Южный Кавказ и (в нынешних условиях) часть Ирана.
Многие ошибочно полагают, что на практике Великий Туран будет представлять единое государство разных тюркских народов. Однако, поскольку тюрки различаются по расе, религии, культуре и географически расположены в различных и отдаленных друг от друга геополитических регионах, их объединение в единое государство невозможно. Более того, многие тюркские народы живут в России. Следовательно, появление Великого Турана абсолютно невозможно. Поэтому, как считают эти ошибающиеся, угроза для России не так страшна, как ее представляют.
Да, конечно, тюркские народы очень сильно отличаются друг от друга. Тюрки относятся к разным расам – монголоидной, европеоидной – и исповедуют различные религии – ислам, христианство, буддизм, иудаизм и языческие верования. Они живут в разных условиях – и в бурлящей Передней Азии, и в относительно спокойной Центральной Азии, и в суровой Сибири. Единственное, что их объединяет – это язык. Зачастую носитель одного тюркского языка может понять, хотя бы в общих чертах, сказанное на другом тюркском языке.
И эта языковая близость уже оказалась достаточно значимой для ряда тюркских народов, которые, как и турки, исповедуют ислам, чтобы объединиться в Организацию тюркских государств. В будущем к ним, в той или иной степени, могут присоединиться и другие тюркские народы. И даже не только тюркские, как, например, финно-угорский народ венгры, который имеет статус наблюдателя в этом объединении.
Организация тюркских государств - это и есть Великого Турана, но в более ограниченном виде. Великий Туран, если он будет реализован, будет представлять собой не единое государство, а объединение тюркских стран на наднациональном/надгосударственном уровне. В идеале, это будет похоже на Европейский союз. Однако, если в основе ЕС лежат идеи экономического сотрудничества, то в основе Великого Турана лежат идеи пантюркизма. Пантюркизм - это националистическая идеология, и довольно радикальная.
Практика показала, что подобные идеологии не жизнеспособны, но могут привести к глобальным изменениям. В том числе, они способны разрушать страны.
Например, панарабизм. Он возник в конце XIX века в арабских регионах Османской империи и привел к объединению арабов. Панарабизм утверждал, что арабоязычные люди, живущие от Западной Африки до Персидского залива, составляют единый народ с общим национальным самосознанием и что языковая связь превосходит религиозные, расовые и специфические территориальные узы. Усилиями сторонников этой идеологии модернизированный коранический арабский язык был принят в качестве универсального письменного и официального языка во всем арабском мире вместо принятия местных диалектов в различных странах. В годы Первой мировой войны панарабисты подняли антитурецкое восстание, которое привело к отделению арабоязычных регионов от Османской империи. Т.е. панарабизм способствовал развалу империи, которая существовала на протяжении 6 столетий. Несмотря на то, что панарабизм отменил распад арабов на различные арабоязычные нации, сегодня мы наблюдаем разлад между различными арабскими странами, некоторые из которых даже воюют между собой.
Но если вас не впечатлил этот пример, то вот вам другой – панславизм, который также называют панславянизмом. Так как эта идеология понятна русским, то ее иногда приводят в качестве доказательства того, что пантюркизм не представляет угрозы для России. Ведь если не смогла объединить славян такая же, но панславянская идеология, то и пантюркистская не сможет объединить тюрок. Тем более, что различий между тюркскими народами гораздо больше, чем между славянскими. Конечно, представить сегодня, что славянские народы в перспективе ближайших десятилетий смогут объединиться в некой исключительно славянской надгосударственной организации, невозможно. Противоречий между ними слишком много для единства.
Но те, кто использует панславизм как аргумент в пользу переоцененности опасности пантюркизма для России, не до конца осознают, какой вклад внесла эта идеология в развитие Европы и мира в XIX и XX веках.
Например, панславянские идеи сыграли важную роль в обосновании необходимости военной кампании России против Османской империи в 1877-1878 годах. В тот период в рядах высокопоставленных представителей военных сил Российской империи было немало сторонников панславизма, а турки некстати жестоко подавили восстания южных славян. Эта русско-турецкая война привела, в частности, к восстановлению болгарской государственности (фактически, к созданию современной Болгарии), увеличению территории Сербии и Черногории, а османские Босния и Герцеговина были переданы Австро-Венгрии. Но Габсбурги, правившие Австро-Венгрией, заплатили за это очень высокую цену. Ранним утром 28 июня 1914 года панслависты из "Молодой Боснии" совершили покушение на эрцгерцога Франца Фердинанда...
Они хотели лишь присоединения южнославянских регионов Австро-Венгрии к Сербии, чтобы создать единое южнославянское государство. Но их действие привело к началу Первой мировой войны, в результате которой Австро-Венгрия (и не только она) прекратила свое существование. Да, кстати, в 1918 году таки была создана Югославия.
Таким образом, очевидно, что идеи пантюркизма не приведут к объединению тюркских народов, как того хотели бы сторонники этой идеологии. Более того, существует большой риск, что это приведет к обратному процессу – разобщению. Но также очевидно, что пантюркизм представляет собой серьезную угрозу для России. Это подтверждают приведенные выше примеры, которые, хоть сработали и не в полной мере, но привели к разрушению стран, против которых были направлены.