Найти тему
Retail.ru о розничной торговле

Реконструкция фудкорта: как создать модное гастропространство

Оглавление

Традиционный формат фудкорта – общий зал и несколько закусочных – давно устарел и трансформировался в гастрорынки, фудмоллы и лаунж-пространства, где представлены самые актуальные кухни, собираются дружеские компании, проводятся семейные праздники, мастер-классы и фестивали. Представители компаний Metro, «Мега», ADG group, «Грильница», Key Capital и Mall Management Group рассказали о том, как изменились ресторанные зоны в ТЦ, что делается для привлечения гостя и какие концепции пользуются наибольшей популярностью.

Фудкорт в «Мега Нижний Новгород»
Фудкорт в «Мега Нижний Новгород»

Площадь выросла в два раза

Алина Стрелкова, директор по управлению и развитию группы объектов Mall Management Group (управляет ТРЦ «Павелецкая Плаза»)

-2

«Трансформация фудкортов – это естественный отклик на постоянно меняющиеся тренды. В целом, сегмент общественного питания активно развивается: появляются новые концепции, меняются привычные форматы, поэтому общепит занимает все большую долю в торговых центрах.

В современных ТРЦ доля объектов питания может достигать 20–25% от общего объема арендаторов. За последние годы площадь фудкорта выросла практически в два раза.

Вместе с тем само понятие фудкорта уже потеряло прежнее значение. В современном виде он представляет собой скорее гастропространство, где покупатель может найти как привычные фастфуд-концепции, так и точки для гастроэнтузиастов, а также полноценные рестораны. Гостю хочется видеть максимальное разнообразие, кухни разных стран, ЗОЖ-концепции.

Посетители ТРЦ все больше времени проводят на фудкорте – значит, и пространство должно становиться все более удобным. Поэтому в концепциях появляется больше естественного света, зелени, разнообразных зон посадки – и для маленьких, и для очень больших компаний. Для детей должны быть удобные и безопасные детские стульчики, возможность разогреть детское питание. Следствием этого тренда стал заметный рост среднего чека на фудкортах».

Арт-объекты и лаунж-зоны

Анастасия Тимофеева, управляющая ТРЦ «Мега Нижний Новгород»

-3

«В ТРЦ «Мега Нижний Новгород» проведено масштабное обновление фудкорта, в которое вложено 22 млн рублей. Обновленный фудкорт отражает идею нового русского стиля. В основе дизайнерского решения лежат образы архитектуры сооружений Нижегородской ярмарки, где проходила крупная ярмарка Российской империи. Вся мебель изготовлена преимущественно из натуральных материалов, а предметы интерьера созданы местными производителями.

-4

В дизайне пространства для встреч мы стремились подчеркнуть локальные традиции, рукотворность и экологичность. Было важно сделать посещение «Меги» более комфортным для всех гостей, поэтому на новом фудкорте появились мягкие диваны, большие столы для компаний на 8 и 10 человек и барные – для быстрого перекуса. Для семей оборудована отдельная зона с кухней, где можно подогреть детское питание, взять слюнявчики, салфетки и одноразовую посуду. Там же доступны стулья для кормления малышей от 0 до 3 лет и более старшего возраста.

На фудкорте установлен арт-объект – копия Шуховской башни. Это высокая металлическая конструкция, повторяющая знаменитую постройку изобретателя и инженера Владимира Шухова, – одну из главных достопримечательностей Нижегородской области».

Гость надолго не задерживается

Станислава Коллавини, руководитель клиентского сервиса для b2b клиентов, «Metro Россия»

-5

«Все больше крупных торговых центров переделывают фудкорты под гастрорынки, где посетитель быстро и легко передвигается между точками. Рестораны фудкорта становятся все более качественными, это касается и еды, и подачи, и посуды. Фудкорты – это своего рода кластеры, куда люди приходят поесть, пообщаться, попробовать что-то новое, встретиться с друзьями, здесь родители ждут своих детей, пока те посещают какие-то мероприятия или секции. Это абсолютно другой сценарий и тип поведения гостя, чем при посещении ресторанов, но средний чек не ниже ресторанного, а трафик очень высокий, причем, гости не задерживаются надолго, а быстро сменяют друг друга.

Среди кухонных концепций, конечно, превалируют бургеры, также распространены блюда традиционной русской кухни. Очень активный тренд сейчас – кухни Азии, причем открываются и отдельные точки по странам – Вьетнам, Корея, Китай, и миксовые. Кухня Азии оказывает большое влияние и на традиционный фастфуд: многие крупные сети завели азиатское меню.

Для Metro сотрудничество с фудкортами является одним из стратегических направлений. Последние несколько лет мы наблюдаем их активный рост, поэтому расширяем специальную линейку для ресторанов и кафе, расположенных на фудкорте. В линейку входят молоко и молочная продукция, булочки для бургеров и хот-догов, соусы, мясо, в том числе и растительное, и многое другое».

Фудхолл вместо фудкорта

Наталья Коротаева, директор по управлению отношениями с арендаторами ADG group (компания развивает сеть районных центров «Место встречи»)

-6

«Сегодня на смену фудкортам приходят фудхоллы. Помимо гастрономического опыта фудхоллы предлагают своим посетителям разнообразить досуг – принять участие в различных мероприятиях и мастер-классах. ADG group развивает фудхоллы в районных центрах «Место встречи» с 2019 года, и сейчас работает шесть фудхоллов в «Место встречи Ангара», «Место встречи Байконур», «Место встречи Будапешт», «Место встречи Орбита», «Место встречи София» и «Место встречи Янтарь».

В фудхоллах – иная концепция организации пространства, здесь площадь корнеров меньше, чем у арендаторов фудкорта, а их количество – больше. Здесь намного меньше сетевых арендаторов и больше уникальных и интересных.

Вместо привычных столов и стульев используются удобные диваны и кресла. У нас есть отдельное пространство для проведения мероприятий.

Оформляем пространство фудхоллов так, чтобы создавать комфортную и уютную атмосферу. Для этого мы используем разные элементы декора, специальное освещение, озеленение пространств.

Из ресторанных концепций особенно популярны заведения с блюдами вьетнамской, грузинской, паназиатской и японской кухонь.

Фудхолл в районном центре «Место встречи Янтарь».
Фудхолл в районном центре «Место встречи Янтарь».

Увеличивается спрос на well-being, а вместе с ним – на здоровую пищу. Это влияет и на выбор места питания в торговых центрах. Многие посетители отдают предпочтение еде, которая помогает им в ведении здорового образа жизни. Это могут быть, например, смузи, свежевыжатые соки, полноценные сбалансированные по КБЖУ блюда и т.д. Наличие в объектах торговой недвижимости мест, которые предлагают такую еду, также помогает привлечь больше посетителей.

Сумма среднего чека на фудхоллах в наших объектах составляет 650 рублей и растет в период проведения мероприятий. Например, средний чек в новогодние праздники с 25 декабря 2023 года по 8 января 2024 года вырос на 11% в сравнении с обычным периодом.

Фудхоллы помогают увеличить трафик объектов торговой недвижимости. Люди приходят в них за развлечениями и новыми впечатлениями, поэтому торговым центрам необходимо заранее готовить развлекательную программу для гостей.

Это могут быть кулинарные и творческие мастер-классы, гастрономические фестивали, представления для детей, музыкальные концерты для всей семьи, вечера с живой музыкой и многое другое. Например, в декабре и праздничные дни января мы провели серию мероприятий для наших посетителей: детские анимации и шоу, вечера с живой музыкой и DJ-сетами, праздничные концерты и постановки, а также квизы и мастер-классы.

В 2024 году планируем открыть еще четыре фудхолла, в которых разместится более 150 корнеров.

В наших планах – запуск новой маркетинговой коллаборационной программы операторов фудхолла с районными центрами, а также проект по локальным изменениям пространства площадок для того, чтобы сделать их еще более гостеприимными и удобными для посетителей».

Управлять, а не просто продавать площади

Николай Шекерюк, директор по развитию сети ресторанов «Грильница»

-8

««Грильница» – это сеть ресторанов быстрого питания. Наша концепция в большей степени представлена в стрит-ритейле, но есть успешный кейс работы на фудкорте. Открытие ресторана «Грильница» на фудкорте происходило накануне пандемии, и поэтому потребовалось больше времени на раскурку, но к концу 2023 года продажи и посещаемость выросли практически до допандемийного уровня. Посещаемость торгового центра восстанавливается, происходит смена арендаторов, заполняемость повышается.

Но и на самом фудкорте происходят изменения: обновляются концепции, растет количество франчайзинговых объектов, потому что узнаваемость бренда играет важную роль в успешности и долгосрочности работы точки общепита на фудкорте.

Размещение «Грильницы» на фудкорте – не приоритетная стратегия развития сети, но в связи с восстановлением трафика торговых центров такие предложения тоже рассматриваются. Нам интересны фудкорты в ТЦ площадью от 40 тыс. кв. м, оптимально заполненные арендаторами и качественно управляющие фудкортом. Именно управляющие, то есть регулярно обновляющие зал, привлекающие лучшие концепции, подбирающие профессионалов, а не просто продающие площади в аренду. В качественно управляемом ТЦ с относительно высоким трафиком ресторанам выгодно присутствовать, конечно, при условии адекватных условий аренды – процент с товарооборота.

Наша концепция успешно функционирует и в ТЦ класса А площадью свыше 100 тыс. кв. м, и в небольших районных центрах, на первом этаже, с отдельным входом, своим залом и возможностью регулировать режим работы».

Биодинамический дизайн с отсылкой к природной компоненте

Эвелина Ишметова, директор по консалтингу и развитию Key Capital («Апраксин двор», ЦУМ Йошкар-Ола и др.)

-9

«Стала более заметна тенденция создания фудмаркетов и гастрохоллов, а не фудкортов. Причем речь идет не только о ТРЦ, но и об офисных кластерах, индустриальных парках, общественных пространствах, таких как площади в центре городов и т.п.

В части дизайн-концепций фудкортов и фудмаркетов выделяются несколько трендов: биодинамический дизайн с отсылкой к природной компоненте, агрессивный городской дизайн с динамическими яркими картинками и цветами, а также нейтральный дизайн, апеллирующий к отдыху от городского стресса. Выбор зависит от общей концепции ТРЦ и его целевой аудитории.

В гастропроектах Key Capital всегда оборудована барная зона (для тех, кто не может в обед без хорошего вина или просекко), есть зона для работы с ноутбуком. Цены выше, чем у обычных фудкортов, где в основном стоят сетевые дешевые форматы, потому что у нас делается ставка на дизайн окружения, гастроэнтузиастов, необычность подачи. Хотя в обоих случаях действует формат самообслуживания.

Трафик после обновления гастропространства обычно растет, но, как показывает практика, важно построить средний чек и предлагаемый набор корнеров под задачи конкретного объекта.

Например, в московском бизнес-центре «Станколит» очень востребованы готовые бизнес-ланчи, но подходящий оператор был найден не сразу, появился лишь со временем. Внимательная работа с ЦА дает свои плоды: надо четко понимать, кто будет ходить в гастрохолл. Особенности региональных проектов – малое количество гастроэнтузиастов на рынке, нередко управляющие компании сами открывают несколько корнеров, чтобы показать, что требуется от арендаторов. Часто приходится проводить гастрофестиваль, чтобы привлечь к себе лучшие проекты. Для регионов гастрохоллы – это место качественного досуга людей старше 40 с хорошим доходом, а не только молодежи 20–25 лет. Необходимо это учитывать при работе с дизайном пространства».

Валерия Миронова, Retail.ru

Теги: ТЦ фудмолл фудкорт HoreCa ресторан девелопмент

Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли, Коммерческая недвижимость. Street retail. ТЦ. Склады, Открытия и закрытия магазинов, Фастфуд. Фудкорты. Сетевые рестораны, Создание атмосферы магазина, Магазиностроение. Строительство ТРЦ, расширение сетей

Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники