Найти тему
52,1K подписчиков

"Остров сокровищ" (СССР, 1938), "Васёк Трубачев и его товарищи" (СССР, 1956), "Тринадцать" (СССР, 1937): "за" и "против"

Тринадцать. СССР, 1937. Режиссер Михаил Ромм. Сценаристы Иосиф Прут, Михаил Ромм.

Тринадцать. СССР, 1937. Режиссер Михаил Ромм. Сценаристы Иосиф Прут, Михаил Ромм. Актеры: Иван Новосельцев, Елена Кузьмина, Александр Чистяков, Андрей Файт, Иван Кузнецов, Алексей Долинин, Пётр Масоха, Иван Юдин, Дмитрий Зольц, Николай Крючков, и др. 20,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Пятикратный лауреат Сталинской премии режиссер Михаил Ромм (1901–1971) за свою творческую карьеру поставил 12 полнометражных игровых фильмов, девять из которых («Тринадцать», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Человек № 217», «Секретная миссия», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Убийство на улице Данте», «Девять дней одного года») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

В годы выхода «Тринадцати» во всесоюзный прокат советская пресса писала о них в целом положительно:

«Три качества отличают эту картину: краткость, сжатость и ясность материала при умении экономно его использовать и необычайная про­стота сюжета. … Непередаваемо волнение, с которым смотришь этот увлекательный фильм. Все герои ощущаются зрителем, как близкие, родные люди. И в этом заслуга актеров, из которых каждый сумел создать образ живого человека нашей замечательной действительности. И в этом заслуга режиссера М. Ромма, который сумел спаять весь актерский коллектив и достигнуть единства и цельности в его игре» (Моров, 1937).

«Мих. Ромм — режиссер и один из авторов сценария «Трина­дцать» — избегает протоптанных тропинок в кинематографическом искусстве. Можно подумать, что этот сравнительно молодой мастер на пер­вых же шагах своего творческого пути умышленно ставит перед собой трудно выполнимые задачи. … вырвавшись из замкнутого павильона на необъятные просторы пес­чаной пустыни, М. Ромм во многом остается верным своим прежним принципам. Он полностью отказывается от внешних декоративных эффектов. … «К сожалению, создателям фильма не удалось собрать ровный ак­терский ансамбль. Актер Новосельцев на скупом драматургическом материале соз­дает запоминающийся образ волевого, бесстрашного и преданного родине командира. Уверенно и с большим художественным тактом проводит роль жены командира Е. Кузьмина, но эта небольшая роль почти лишена действенного материала, и талантливой актрисе не на чем раз­вернуться. Слабо справился со своей задачей Чистяков, исполнявший роль старика-профессора» (Новогрудский, 1937).

В 1960-х «Краткая история советского кино» наглядно отразила официальную точку зрения на истерн про борьбу с басмачами «Тринадцать», не менявшуюся в течение многих десятилетий: «Особый интерес представляет то, что сражение дается как психологическое столкновение воль, мировоззрений. Не случайно в эпизод сражения врезается серия портретов героев. Бесстрашие, дисциплина, товарищество – эти объединяющие черты тринадцати героев – даны лаконично, просто… Но не существует группового характера без ярко, хотя и очень скупо обрисованных индивидуальностей. В «Тринадцати» каждый герой характеризуется через типаж, через две–три психологические черточки, особенно интенсивно подчеркнутые в игре актеров… Иначе показаны враги. Банда Ширмат–хана дана обобщенно, как слепая, безликая, яростная масса, возникающая на общих и средних планах. Такой лаконизм здесь вполне уместен: существо происходящей трагедии не в обреченности жестокости басмачей, а в высоком подвиге патриотов» (Грошев и др., 1969: 232–233).

Уже в XXI веке киновед Ирина Павлова обратила внимание читателей, что «Тринадцать» – «фильм, несущий в себе отпечаток среды. Во–первых, потому, что кино про борьбу красноармейцев с басмачами снималось в Каракумах, в пустыне, где на зубах скрипел песок, и воду приходилось пить тоже с песком, и в кровати скрипел песок. И это все создавало реальность антуража, реальность жизни на экране и для актеров, и для режиссера.
Но главное было не в этом. Именно во время съемок этого фильма завязался поразительный драматичный любовный треугольник. Среди «Тринадцати» была одна женщина. Эту женщину играла актриса Елена Кузьмина, жена замечательного режиссера Бориса Барнета. Барнет был красавец, бретер, боксер. Михаил Ромм не отличался качествами ловеласа. Но вот так сложилось. Он встретил на съемках этой картины женщину всей своей жизни. И Барнет, прослышав про это, примчался в каракумские пески, чтобы бороться за свою жену. Между съемками этого фильма происходили разнообразные драматические столкновения, примирения с питьем одеколона, потом скандалы. Это напряжение, эта любовная чувственная энергетика странным волшебным образом отпечаталась на картине» (Павлова, 2004).

Сегодняшние зрители по–прежнему помнят эту картину:

«Фильм шикарный, особенно если учесть год съемок. Попробовали бы сегодня так снять! С детства я помнил множество эпизодов из этого фильма, и вот теперь пересмотрел его повторно. Ничуть не разочаровался» (Игорюня).

«Знаю и люблю "Тринадцать" с самого раннего детства. Но только недавно узнал, что наш фильм считается ремейком американского фильма "Потерянный патруль" (1934), и конечно же, не мог не посмотреть и его! :)) … В "Тринадцати" успеваешь узнать практически всех бойцов, и переживаешь гибель каждого, в то время как в "Патруле" английские солдаты смешались для меня в единую серую массу, тем более, что и погибали они "от невидимой смерти"; те самые стрелки–арабы появились в кадре только в самом конце фильма» (Г. Воланов).

Киновед Александр Федоров

Тринадцать. СССР, 1937. Режиссер Михаил Ромм. Сценаристы Иосиф Прут, Михаил Ромм.-2

Остров сокровищ. СССР, 1938. Режиссер Владимир Вайншток. Сценаристы: Владимир Вайншток, Олег Леонидов (по одноименному роману Р.Л. Стивенсона). Актеры: Клавдия Пугачёва, Осип Абдулов, Михаил Климов, Николай Черкасов, Михаил Царёв, Анатолий Быков, Николай Мичурин, Иона Бий–Бродский, Сергей Мартинсон и др. 20,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер и сценарист Владимир Вайншток (1908–1978) поставил восемь полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Дети капитана Гранта», 1936; «Остров сокровищ», 1937; «Всадник без головы», 1973, «Вооружен и очень опасен», 1978) вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

«Остров сокровищ» снимался в весьма политизированные времена 1930–х и вышел в прокат в 1938, поэтому, «изменив ход событий, место и время действия сюжета литературного первоисточника, Вайншток сделал попытку нового прочтения романа Стивенсона, придав картине окраску произведения, вдохновляющего на героизм, мужество, стойкость – все те качества, которыми славились экранные герои в предвоенные годы. Основная идея фильма – борьба за свободу и независимость – преподнесена зрителю во вступительной надписи к киноповествованию. Она сообщала, что в Ирландии вспыхнул огонь восстания против владычества британской короны, герои–освободители своей страны нуждаются в оружии и деньгах. Такая завязка нового сюжета фильма Вайнштока привела к новому стилистическому решению экранизации» (Волошкова, 2010: 95).

Отсюда не удивительно, что главные положительные персонажи «Острова сокровищ» «только и думают о будущем, о всемирной революции, что вроде они борются и за нас, и за наши идеалы (а в те годы редкий исторический фильм обходился без подобных скрытых или же открытых намеков). … Когда вышел фильм, авторов упрекали за «революционизирование» стивенсоновского сюжета, за искажение, упрощение» (Сулькин, 1971).

«Я и сейчас улыбаюсь, – писал о фильме кинокритик Всеволод Ревич (1929–1997), – вспоминая зверские и уморительные рожи пиратов, горланящих в портовом кабачке залихватскую песню: «По морям и океанам злая нас ведет звезда...». Бывало, и мы, довоенные школьники, подхватывали: «Приятели, смелее разворачивай парус! Йо–хо–хо, веселись, как черт!..». Мы считали тогда, вернее сказать, чувствовали, что фильм прекрасно передает задорный, веселый, романтический дух популярной стивенсоновской книги» (Ревич, 1971: 23).

Любопытно, что зрители до сих пор спорят об этом фильме:

«Замечательный фильм. На мой взгляд, один из наиболее удачных и интересных из серии фильмов "Остров сокровищ". Игра артистов превосходна» (Тамара).

«Замечательная картина! И это при всей "заидеологизированности" сюжета Стивенсона в духе советского времени» (Роман).

«Увы, фильм мне не понравился, хотя литературный первоисточник я… очень люблю. Не могу сказать, что мне понравилась замена главного героя, Джима, на героиню, Дженни. Но в этом фильме есть вещи, которые вызвали у меня ещё большее неприятие. Мне решительно не понравилось то, что фильму придали революционную окраску, что в него вставили ирландское восстание, хотя в романе об этом вообще не было речи. Но больше всего мне не понравилось то, что сквайра Трелони сделали отрицательным персонажем… В общем, этот фильм – революционная агитка, сделанная на основе классического произведения с непростительными искажениями первоисточника. Фильм противоречит духу романа. Да, актёры играют отлично, но здесь это как раз не спасает фильм» (Киара).

Киновед Александр Федоров

Тринадцать. СССР, 1937. Режиссер Михаил Ромм. Сценаристы Иосиф Прут, Михаил Ромм.-3

Васёк Трубачев и его товарищи. СССР, 1956. Режиссер Илья Фрэз. Сценаристы Валентина Осеева–Хмелева, Борис Старшев (по повести В. Осеевой). Актеры: Олег Вишнев, Саша Чудаков, Вова Семенович, Слава Девкин, Жора Александров, Наталья Рычагова, Валерий Сафарбеков, Юра Башкиров, Борис Канарейкин, Оля Троицкая, Юрий Боголюбов, Леонид Харитонов, Иван Пельтцер, Анастасия Зуева, Юрий Медведев, Пётр Алейников и др. 20,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Отряд Трубачёва сражается. СССР, 1957. Режиссер Илья Фрэз. Сценаристы Валентина Осеева–Хмелева, Илья Фрэз (по повести В. Осеевой). Актеры: Олег Вишнев, Вова Семенович, Саша Чудаков, Слава Девкин, Жора Александров, Валерий Сафарбеков, Наталья Рычагова, Оля Троицкая, Саша Вдовин, Петро Дупак, Иван Свищ, Юрий Боголюбов, Леонид Харитонов, Елена Максимова и др. 20,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Илья Фрэз (1909–1994) поставил 16 фильмов, 5 из которых («Васек Трубачев и его товарищи», «Отряд Трубачева сражается», «Я Вас любил…», «Это мы не проходили», «Вам и не снилось») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Заключительная часть трилогии Валентины Осеевой так и не была экранизирована, но снятая в итоге Ильей Фрэзом кинодилогия привлекла в кинозалы миллионы детей (и их родителей), которые следили за приключениями школьников в довоенное и военное время.

Строго говоря, к приключенческому фильму действия (action) напрямую относится только «Отряд Трубачёва сражается», где дети борются с немецкими оккупантами. В ленте «Васёк Трубачев и его товарищи» приключенческая линия ослаблена и растворена в обычной школьно–воспитательной истории.

Киновед Мария Павлова писала, что в фильме «Васёк Трубачев и его товарищи» «заданность образов, откровенная назидательность в их отношениях к детям свойственны взрослым героям…, особенно учителю Сергею Николаевичу. Его нравоучительные сентенции типа «каждый должен выполнять свои обязанности» или «к товарищу нужно относиться бережно и серьезно» нередко звучат с экрана. Глядя на такого человека, лишенного чувства юмора, поучающего по каждому поводу, что особенно подчеркнуто к тому же излишне прямолинейной игрой Ю. Боголюбова, диву даешься, за что могут любить дети этот ходячий устав школьных заповедей. Остальным взрослым персонажам — родителям, пожалуй, вообще нечего делать, кроме как демонстрировать внимание и заботу о детях и дружбу с ними.

И, словно противясь этому скучно–показательному окружению, среди которого нет места незапланированному порыву, на экране живет своей, интересной, тщательно скрываемой от взрослых и сверстников жизнью флегматичный на вид, забавно–рассудительный Мазин в исполнении подростка Славы Девкина.

Мечтая стать великими следопытами, он и его друг Петя Русаков все свободное от уроков время проводят на «таинственном, необитаемом» острове, где тренируют в себе такие необходимые следопыту качества, как зоркость глаза и внимательность. Они придумывают звучный пароль, которым приветствуют друг друга при встрече. И именно они, следопыты и любители тайн, особенно Мазин, а не показательный Васек и его невыразительные товарищи привносят в фильм увлекательность детской романтики и мечты. В целом же фильм получился не живым рассказом, а скучно–назидательным нравоучением» (Павлова, 1985).

Зрители и сегодня помнят эти картины, но мнения у них очень часто не совпадают:

«Не знаю, кто как, а я убеждён, что практически всем современным детям посмотреть эти фильмы не помешало бы (хотя бы для сравнения себя с героями дилогии). Да и многим взрослым также – чтобы вспомнить, какими они были, попытаться увидеть, какими стали. Да, в фильмах (как и в жизни) ребята и девчата не идеальные. Мальчишки могут лениться, ссориться, бояться отцовской порки, подсмеиваться над недостатками друг друга. Иной раз способны даже на необдуманные издевательские злые слова. Хотя Васёк потом сам мучается из–за этого едва ли не больше Сашки. А девчонки иной раз не прочь посплетничать. Но всё это остаётся на поверхности, не задевает их здоровой глубинной сущности и взаимных тёплых отношений. Дружба и взаимовыручка постоянно берут верх. Им не надо часами читать лекции на тему "что такое хорошо и что такое плохо". И самое страшное испытание – войной – ребята проходят блестяще» (Тёма).

«Конечно это не Том Сойер. Но ценности на экране всё те же – дружба, чувство локтя, мальчишеские проделки. … Не смотрели это кино? Напрасно. Выберете время. Не пожалеете» (Зрячий).

«Не везет замечательной писательнице Валентине Осеевой на экранизации! … Первую часть повести про Васька сняли хорошо и достаточно близко к оригиналу, а вот вторая не получилась. В книге есть моменты, от которых мурашки идут по коже…, а фильм получился "сладеньким"» (Мириам).

Киновед Александр Федоров