Как бы ни была очевидна необходимость ужесточения миграционного законодательства и сокращения количества мигрантов в России, бюрократы стремятся всеми силами не допустить отказа от неквалифицированной рабочей силы и раздачи налево и направо российского гражданства. В ход идёт демагогия. Вместо решительного наведения порядка предлагаются паллиативные меры, которые априори не могут дать никакого эффекта. Например, пресловутая "адаптация". Научим таджиков русскому языку, расскажем о Конституции и законодательстве (что нельзя заниматься разбойными нападениями и воровать) – они приедут и культурно обогатят Россию.
Научим таджиков русофобии за счёт России
Российские власти говорят о необходимости "работы непосредственно в странах происхождения" мигрантов. Мол, дабы культурно адаптировать незаменимых иностранных специалистов, желательно учить их русскому языку и всему хорошему в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии. Так мы и влияние своё усилим, дескать! По факту выходит очень и очень плохо. Во-первых, сетью русскоязычного образования покрыта очень маленькая доля школьных учреждений. К примеру, в Таджикистане всего 4330 школ, из них 39 русских (0,9%) и 160 смешанных таджикско-русских (3,69%). Девяноста пять с половиной процентов таджикских школьников русский язык встречают так же часто, как наши ребята из Курганской области – английский.
Во-вторых, даже в русских школах Республики Таджикистан пестуется… русофобия. В наших же учреждениях среднего образования детям рассказывают о том, какая Россия плохая, ужасная и угнетательская. Да, это не шутки и не "фЕйк". Историк Александр Дюков обратил внимание на то, как в российско-таджикских школах преподаётся история. Залез в интернет и выпал в осадок:
"Кто не знает – это школы с обучением на русском языке, действующие в Таджикистане за счет российского бюджета; предполагается, что выпускники этих школ будут лучше готовы к интеграции в российское общество. Но гладко было на бумаге, потому что... в программе учебного курса по истории таджикского народа говорится о российской оккупации".
Присоединение таджикских земель называется "нашествием царской России", пребывание в составе Российской империи – "оккупацией", "колониальным периодом". Сопротивление же нашей стране именуется "антиколониальной борьбой". По сути нас ставят на одну доску с британскими, французскими, бельгийскими, немецкими колонизаторами, обвиняя во всех смертных грехах третьего мира. Мало того, что это не соответствует исторической 9действительности, так и может нанести потенциально большой ущерб имиджу России на мировой арене. Ведь наш главный посыл для Африки, Азии и Латинской Америки очевиден: мы никогда не владели колониями. "Владели", – говорит нам таджикская этнократия и жалуется на свою нелёгкую долю в прошлом.
Сначала контроль над культурой, только потом – разговоры о миграции
Несмотря на то, что школа носит имя Михаила Васильевича Ломоносова, содержание учебного курса обязано соответствовать таджикскому образовательному стандарту, в том числе в вопросах, касающихся подачи исторического материала. Считаю, необходимо обратить внимание на такой момент: "колониальным" представляется не только имперский период (можно списать на наследие СССР, пусть это и не является оправданием), но и советский. Президент РТ Эмомали Рахмон, дерусифицировавший свою фамилию, между прочим, в лицо президенту России Владимиру Путину говорил о неприемлемости обращения со Средней Азией, "как при советах". Впрочем, здесь с Эмомали Шариповичем можно даже согласиться: нечего тратить такие деньги на поддержание экономики Таджикистана, раз это не часть нашей страны.
Помимо того, что с миграционкой в России нужно навести порядок, следует поставить ребром вопрос о контроле Москвы за гуманитарной сферой в Средней Азии. Если Душанбе, Ташкент или Бишкек не желают синхронизировать историко-культурные дисциплины с российскими и отдают предпочтение "колониальным нарративам", то ни о какой миграции из этих стран речи быть не может. Зачем нам за свой счёт финансировать русофобию и ввозить к себе домой миллионы людей, воспитанных на неприязни к принимающей стороне?
Школа в Бохаре имени М.В. Ломоносова построена на деньги бюджета России. В 2021 году правительство выделило на русскоязычное школьное образование в Таджикистане 150 миллионов долларов. В военный и пороховой 2022-й – 5,74 миллиардов рублей. Не лучше ли было потратить эти финансовые ресурсы, скажем, на привлечение в действующую армию граждан Таджикистана, жёстко фильтруя их от экстремистов? Вопросы риторические. Так шмалять себе в ногу можем только мы сами…
Пост историка Александра Дюкова набрал свыше одного миллиона просмотров и вызвал большой резонанс в сети. Однако удивляет другое: никто в России даже не слышал, что за её же деньги пестуют антирусские настроения в Средней Азии. Хотя данный факт не только не скрывается среднеазиатскими властями, но и всячески педалируется на высшем государственному уровне. Просто кому-то из российских чиновников хочется жить в мире самообмана, где вместо "стратегического союзника" – крайне недружественный политический режим, который приходится терпеть, дабы не было хуже.