14,7K подписчиков

«Атомный эксперт». Несбывшиеся мечты

В истории мировой атомной промышленности выдвигалось много идей, создавалось много технологий, реализовывалось много проектов. Часть из них стали мейнстримом, от других пришлось отказаться.

В истории мировой атомной промышленности выдвигалось много идей, создавалось много технологий, реализовывалось много проектов. Часть из них стали мейнстримом, от других пришлось отказаться. Одни, как японская АЭС «Мондзю» и французский Superphenix, были недоработаны, другие, как АСММ от американской NuScale, оказались пустышками. Мы расскажем о самых ярких примерах почивших в бозе материалов, технологий, проектов и направлений.

Ртуть
Пожалуй, самый известный «не выстреливший» материал — ​это ртуть. Впервые ее использовали в качестве теплоносителя в американском быстром реакторе Clementine в 1946 году. Затем, 10 лет спустя, — ​в советском БР‑2. Ртуть отличается большой плотностью, термической стойкостью, хорошей теплопроводностью и высоким коэффициентом теплоотдачи. Еще до вой­ны ее пробовали использовать в неядерной энергетике. Но в ядерной энергетике она оказалась неприменимой.

«Высокая токсичность, ограниченные сырьевые ресурсы и высокое давление пара, ядерно- и теплофизические свой­ства исключили ее из ряда возможных теплоносителей для быстрых реакторов. Тем не менее в 1960‑х годах ее широко использовали как модельную жидкость для экспериментального определения теплообменных характеристик ЯЭУ», — ​отмечается в статье ученых ГНЦ ФЭИ В. Субботина, М. Арнольдова, Ф. Козлова и А. Шимкевича.

Научный руководитель реактора БР‑10, доктор технических наук, профессор Юрий Багдасаров в интервью порталу Atominfo.ru сделал акцент на других отрицательных свой­ствах ртути. Во-первых, ее тяжело перекачивать, насосы требуют много энергии. Во-вторых — ​и это самое главное, — ​конструкционные материалы быстро корродируют. Оболочки твэлов ртуть проедала за пять месяцев. «Ртуть тонкой струей длиной 5−7 метров била из трубопровода в стену. Пришлось срочно ликвидировать протечку… Течи происходили постоянно. Мы находили ртуть даже в канализации», — ​говорил Ю. Багдасаров. Он убежден, что возвращаться к ртути ни в коем случае нельзя: «Мое мнение сложилось однозначно — ​ртуть не для реактора». В США реакторы с ртутными теплоносителями тоже больше не строили.

Полный материал читайте в «Атомном эксперте». https://clck.ru/39tAjY