Фестиваль Геледе берет свое начало в традициях народа йоруба, который живет на территории современных Бенина, Нигерии и Того. Уже более века его организуют, чтобы отдать дань уважения изначальной матери Ия Нла и той роли, которую женщины играют в процессе социальной организации и развития общества йоруба.
Мероприятия устраиваются ежегодно после сбора урожая, также могут проводиться во время важных мероприятий, а также во время засухи или эпидемий. Обязательный атрибут, пришедший из глубины веков, — характерные деревянные маски. Во время фестиваля исполняются песнопения, повествующие об истории и мифах народа йоруба. Это устное наследие, в котором сочетаются эпические, лирические и сатирические стихи.
Главная церемония обычно проводится ночью на общественной площади, а танцоры готовятся в одном из ближайших домов доме. Первыми появляются певцы и барабанщики. Их сопровождает оркестр, а за ними танцоры в масках в великолепных костюмах.
Изначально Геледе было одним из могущественных тайных обществ йоруба. В него принимали только мужчин, но во главе стояла женщина. Целью ритуальных церемоний Геледе были умилостивительные обряды, посвященные женщинам – «Великим Матерям», или адже. Танцы Геледе имели своей целью умиротворение ведьм: танцоры-мужчины были рабами, которые танцевали, чтобы предотвратить убийства, совершаемые ведьмами во тьме.
Считается, что церемонии Геледе появились на заре патриархата, и мужчины с их помощью приносили женщинам извинения за утраченные могущество и высокую социальную роль.
Согласно мифам йоруба, ведьмы были изгнаны в лес, но могли оттуда присылать сов-убийц, а также похищать мужчин для своих целей. Иногда мужчин им отдавали добровольно. Участвуя в ведьминских ритуалах, такой мужчина надевал личину — большую деревянную маску, которая закрывала полностью его голову и тело спереди до пояса. На личине вырезалась женская грудь. Иногда такая маска могла закрывать всё тело! Образцов сохранилось очень мало, в западных коллекциях — не более полудюжины, один хранится в Бруклинском музее. Фактически, мужчину помещали в деревянный кокон, из которого торчали одни ноги.
А вот современная реконструкция личины, более гуманная: нагрудник крепится к телу отдельно и позволяет двигаться более раскованно.
За века существования церемоний Геледе внешний вид масок претерпел изменения. Они превратились в деревянные шапки с вырезанными на них женскими лицами и фигурками сверху, по низу шапки прикреплена вуаль, закрывающая лицо танцора. Фигурки могут изображать людей, животных, символы богатства и плодородия, жанровые сценки.
В наше время в программу фестивалей Геледе стали входить парады масок, привлекающие туристов и ценителей народного искусства. Художники, изготавливающие маски геледе, имеют широкую известность. Вот, например, маска работы Элои Локоссу, живущего на юге Республики Бенин. Гордый молодой человек, изображенный на мотоцикле Honda, заявляет о богатстве, статусе и современности. На более глубоком уровне маска отсылает к Огуну, богу железа йоруба, и, следовательно, таким устройствам, как мотоциклы, сделанным из металла и ассоциирующиеся с насилием перемен.
Безмятежное женское лицо этой маски традиционно заставляет помнить о силе Великих Матерей.
С вами была Олеся Кривцова, купить мои книги можно здесь :)