В России планируют провести эксперимент по использованию глушителей беспроводных наушников на железнодорожных переездах. Над соответствующей разработкой трудятся студенты Института радиотехнических систем и управления Южного федерального университета. Это должно повысить безопасность, хотя эксперты считают, что существуют и другие эффективные методы, не требующие блокировать беспроводные сигналы.
Разработка устройства для глушения Bluetooth-сигнала беспроводных наушников ведётся по заказу филиала ОАО «РЖД» Северо-Кавказской железной дороги. Именно на одном из объектов Северо-Кавказской железной должно пройти испытание опытного образца. Цель проекта — предотвращение несчастных случаев на железнодорожных переездах.
«По сведениям региональной дирекции, которая оборудует перекрёстки и пешеходные переходы, возникают случаи травмирования подростков, когда они в капюшонах и наушниках пересекают железнодорожную проезжую часть. Это приводит к негативным последствиям», — заявил начальник центра инновационного развития СКЖД Дмитрий Концевой.
Концевой также отметил, что на опасном перекрёстке необходимо установить видеокамеру, которая фиксировала бы реакцию людей на прекращение работы наушников. Это позволит понять их дальнейшие действия — начнёт ли человек доставать смартфон в попытке выявить причину остановки музыки или же обратит внимание на происходящее вокруг.
«Беспроводные наушники связаны с телефоном с помощью Bluetooth-сигнала. Он распространяется вокруг и создаёт своеобразный эфир. Микроконтроллер устройства улавливает эти сигналы, обнаруживает в зоне своего действия его источник и принимает решение о перегрузке частоты 2,4 ГГц, на которой работают Bluetooth и Wi-Fi. В результате звук в наушниках исчезает, и человек может услышать шумовую сигнализацию на переходе или приближающийся поезд», — рассказал студент ЮФУ Вадим Кошенский.
Не исключается даже блокировка сотовой связи, поскольку она тоже становилась причиной некоторых опасных инцидентов. При покидании зоны действия блокирующего устройства работа наушников и прочих Bluetooth-устройств будет восстанавливаться. При этом указывается, что система никак не влияет на кардиостимуляторы, слуховые аппараты и другие устройства жизненной необходимости.
Член Академии инженерных наук имени А.М. Прохорова Владимир Григорьев считает, что на подавление любого вида связи необходимо соответствующее разрешение. Поэтому он предлагает разработать программное обеспечение, которое бы отключало наушники при необходимости. При этом в РЖД уверены, что люди будут находиться на территории инфраструктуры железной дороги, поэтому их письменное согласие на участие в эксперименте не потребуется.