Найти в Дзене
Дизайн с Алексом Маком

Художник Николай Васильевич Мещерин и его картины. Знакомимся с русским импрессионистом и его творчеством.

Сегодня мы с Вами, дорогие читатели, погрузимся в мир русского импрессионизма и познакомимся с творчеством прекрасного художника Николая Мещерина. Пусть это имя и не очень широко известно для широкой публики, но его картины очень впечатляют. Николай Васильевич Мещерин - яркий представитель импрессионистской школы рубежа девятнадцатого-двадцатых веков. Он был совладельцем московской Даниловской мануфактуры, и ближайшим другом Игоря Грабаря. Николай Мещерин родился в 1864 году в Москве в очень обеспеченной купеческой семье. Он с детства хорошо рисовал, но этим, по мнению семьи было невозможно зарабатывать на жизнь. Николая отправили учиться в Московскую Практическую академию коммерческих наук. Художнику повезло, что рисование в академии было обязательным. После смерти отца шестнадцатилетний Николай покинул академию, чтобы продолжить дела отца. Но финансовые и деловые вопросы его очень тяготили. Его влекло искусство. Николай оставил процветающий семейный бизнес, передав управление бр

Сегодня мы с Вами, дорогие читатели, погрузимся в мир русского импрессионизма и познакомимся с творчеством прекрасного художника Николая Мещерина. Пусть это имя и не очень широко известно для широкой публики, но его картины очень впечатляют. Николай Васильевич Мещерин - яркий представитель импрессионистской школы рубежа девятнадцатого-двадцатых веков. Он был совладельцем московской Даниловской мануфактуры, и ближайшим другом Игоря Грабаря.

Лунная ночь. Художник Николай Васильевич Мещерин
Лунная ночь. Художник Николай Васильевич Мещерин
Николай Мещерин родился в 1864 году в Москве в очень обеспеченной купеческой семье. Он с детства хорошо рисовал, но этим, по мнению семьи было невозможно зарабатывать на жизнь. Николая отправили учиться в Московскую Практическую академию коммерческих наук. Художнику повезло, что рисование в академии было обязательным. После смерти отца шестнадцатилетний Николай покинул академию, чтобы продолжить дела отца. Но финансовые и деловые вопросы его очень тяготили. Его влекло искусство.
"К вечеру", 1906. Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки. Художник Николай Васильевич Мещерин
"К вечеру", 1906. Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки. Художник Николай Васильевич Мещерин

Николай оставил процветающий семейный бизнес, передав управление брату Михаилу. Он сбежал подальше от мира московской суеты и отправился в семейное имение Дугино Подольского уезда. Здесь его отец начал строительство усадебного дома с парком и большой оранжереей и Николаю предстояло продолжить строительство, начатое отцом.

Весенний ветер. Дугино.  1905 год. Пермская государственная художественная галерея. Художник Игорь ГРАБАРЬ
Весенний ветер. Дугино. 1905 год. Пермская государственная художественная галерея. Художник Игорь ГРАБАРЬ

Юный Николай очень полюбил это место. Красивый дом, окруженный живописным лесом и оврагами, река Пахра напоминали райский уголок. Художник освоил фотографию, увлёкся изготовлением картин из сушёных трав и цветов, а в начале 1890-х годов приступил к занятиям живописью.

Дугино. Перевоз через Пахру, Фотография. 11.05.1887 года. Фотограф - Николай Васильевич Мещерин
Дугино. Перевоз через Пахру, Фотография. 11.05.1887 года. Фотограф - Николай Васильевич Мещерин

Место было настолько красивым, что в усадьбе бывали и подолгу жили многие самые известные художники того времен. В доме даже были сделаны две мастерские - одна для Николая Мещерина, вторая - для приезжих художников.
Некоторые картины купил Третьяков для своей галереи. Это были "Избы" написанные в 1903 году и картины "На пашне" 1907 года. Одна из лучших работ того времени — "Сирень" 1905 года, которую зрители увидели на зимней выставке "Союза русских художников".

Сирень.
Сирень.
Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычево, 1906 год. Третьяковская галерея. Художник Николай Васильевич Мещерин
Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычево, 1906 год. Третьяковская галерея. Художник Николай Васильевич Мещерин

Интересна картина "Ржаные поля", у которой совсем недавно при подготовке к выставке было обнаружено второе дно под картоном, закрывавшим её оборотную сторону. Там всё это время находилась ранее неизвестная картина Мещерина "Опушка леса зимой". Вот она:

Опушка леса зимой, 1906 год. Третьяковская галерея. Художник Николай Васильевич Мещерин
Опушка леса зимой, 1906 год. Третьяковская галерея. Художник Николай Васильевич Мещерин

По словам современников, Николай Васильевич Мещерин был человеком скромным, деликатным и даже застенчивым, он не любил являться в больших обществах, избегал шумных разговоров и диспутов. Художник никогда не любил публичности и даже на выставках своих картин не любил "светиться". При этом в то, что делал художник, он всегда вкладывал добрую частицу своей души, подолгу вынашивая идеи своих картин, делая массу этюдов.

Осеннее утро Холст на оргалите, темпера. 66,5×79. Третьяковская галерея. Художник Николай Васильевич Мещерин
Осеннее утро Холст на оргалите, темпера. 66,5×79. Третьяковская галерея. Художник Николай Васильевич Мещерин

Говорят, художник очень не любил выставляться. Организаторам выставок всегда долго надо было упрашивать участвовать художника, и, если это удавалось, он представлял всегда мало картин и никогда не решался решался выступить с речью на выставке.

Летний день. Облака. Художник Николай Васильевич Мещерин
Летний день. Облака. Художник Николай Васильевич Мещерин
Н.В. Мещерин в своей мастерской в Дугине. 1900-е годы.
Н.В. Мещерин в своей мастерской в Дугине. 1900-е годы.
Осень. Художник Николай Васильевич Мещерин
Осень. Художник Николай Васильевич Мещерин

Он был довольно обеспеченным человеком, и как художник он редко расставался со своими картинами. Его супруга Лидия Ивановна Горячева-Мещерина, на просьбу продать какую-нибудь из них он обычно отвечал, что торгует холстом, а не картинами. Лишь после смерти художника его вдова, не имея других источников для существования, стала продавать их... Но сохранилось не более сорока работ художника...

Сумерки.  Художник Николай Васильевич Мещерин
Сумерки. Художник Николай Васильевич Мещерин

Картины Мещерина отличаются большим разнообразием живописных решений. По ним можно проследит эволюцию творчества художника. Он писал не только маслом, но и пастелью. Немногие из этих картин дошли до наших дней. Но сохранившиеся пастели альбомного формата показывают великолепие мотивов постоянно меняющейся натуры и демонстрируют огромный талант художника...

Осенний пейзаж. Художник Николай Васильевич Мещерин
Осенний пейзаж. Художник Николай Васильевич Мещерин
Закат солнца, 1907 год. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Художник Николай Васильевич Мещерин
Закат солнца, 1907 год. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Художник Николай Васильевич Мещерин
Сосенки под снегом, 1912 год. Астраханская картинная галерея П.И. Догадина. Художник Николай Васильевич Мещерин
Сосенки под снегом, 1912 год. Астраханская картинная галерея П.И. Догадина. Художник Николай Васильевич Мещерин
На закате.  Художник Николай Васильевич Мещерин
На закате. Художник Николай Васильевич Мещерин

Сохранились высказывания о творчестве художника его современников. Вот что написал И. Э. Грабарь: "...Левитан, быть может, не написал бы двух лучших своих картин с молодым месяцем, если бы за год перед тем, как за них приняться, не видел оба мотива уже в Дугине, среди этюдов Мещерина.... Он был ими захвачен… Этот факт указывает на размер "мещеринского дарования, незаслуженно оставшегося в тени.

"Вечер апреля", 1910. Вятский художественный музей им. Васнецовых. Художник Николай Васильевич Мещерин
"Вечер апреля", 1910. Вятский художественный музей им. Васнецовых. Художник Николай Васильевич Мещерин

Сохранились записи Грабаря, по мнению которого Левитан также был обязан Мещерину появлением такого пейзажного мотива как деревенские сараи: "...Однажды он смотрел последние работы Мещерина… и сказал:
— Замечательный мотив. Никто сараев не писал, а следует. Ваш покорный слуга сейчас занят той же темой..."

Морозная ночь, 1908 год. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Художник Николай Васильевич Мещерин
Морозная ночь, 1908 год. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Художник Николай Васильевич Мещерин

Надеюсь, дорогие читатели, Вы получили удовольствие от знакомства с творчеством этого прекрасного художника. Не забывайте ставить лайки, писать комментарии, подписываться. До новых встреч, Ваш Алекс.