Сегодня мы с Вами, дорогие читатели, погрузимся в мир русского импрессионизма и познакомимся с творчеством прекрасного художника Николая Мещерина. Пусть это имя и не очень широко известно для широкой публики, но его картины очень впечатляют. Николай Васильевич Мещерин - яркий представитель импрессионистской школы рубежа девятнадцатого-двадцатых веков. Он был совладельцем московской Даниловской мануфактуры, и ближайшим другом Игоря Грабаря.
Николай Мещерин родился в 1864 году в Москве в очень обеспеченной купеческой семье. Он с детства хорошо рисовал, но этим, по мнению семьи было невозможно зарабатывать на жизнь. Николая отправили учиться в Московскую Практическую академию коммерческих наук. Художнику повезло, что рисование в академии было обязательным. После смерти отца шестнадцатилетний Николай покинул академию, чтобы продолжить дела отца. Но финансовые и деловые вопросы его очень тяготили. Его влекло искусство.
Николай оставил процветающий семейный бизнес, передав управление брату Михаилу. Он сбежал подальше от мира московской суеты и отправился в семейное имение Дугино Подольского уезда. Здесь его отец начал строительство усадебного дома с парком и большой оранжереей и Николаю предстояло продолжить строительство, начатое отцом.
Юный Николай очень полюбил это место. Красивый дом, окруженный живописным лесом и оврагами, река Пахра напоминали райский уголок. Художник освоил фотографию, увлёкся изготовлением картин из сушёных трав и цветов, а в начале 1890-х годов приступил к занятиям живописью.
Место было настолько красивым, что в усадьбе бывали и подолгу жили многие самые известные художники того времен. В доме даже были сделаны две мастерские - одна для Николая Мещерина, вторая - для приезжих художников.
Некоторые картины купил Третьяков для своей галереи. Это были "Избы" написанные в 1903 году и картины "На пашне" 1907 года. Одна из лучших работ того времени — "Сирень" 1905 года, которую зрители увидели на зимней выставке "Союза русских художников".
Интересна картина "Ржаные поля", у которой совсем недавно при подготовке к выставке было обнаружено второе дно под картоном, закрывавшим её оборотную сторону. Там всё это время находилась ранее неизвестная картина Мещерина "Опушка леса зимой". Вот она:
По словам современников, Николай Васильевич Мещерин был человеком скромным, деликатным и даже застенчивым, он не любил являться в больших обществах, избегал шумных разговоров и диспутов. Художник никогда не любил публичности и даже на выставках своих картин не любил "светиться". При этом в то, что делал художник, он всегда вкладывал добрую частицу своей души, подолгу вынашивая идеи своих картин, делая массу этюдов.
Говорят, художник очень не любил выставляться. Организаторам выставок всегда долго надо было упрашивать участвовать художника, и, если это удавалось, он представлял всегда мало картин и никогда не решался решался выступить с речью на выставке.
Он был довольно обеспеченным человеком, и как художник он редко расставался со своими картинами. Его супруга Лидия Ивановна Горячева-Мещерина, на просьбу продать какую-нибудь из них он обычно отвечал, что торгует холстом, а не картинами. Лишь после смерти художника его вдова, не имея других источников для существования, стала продавать их... Но сохранилось не более сорока работ художника...
Картины Мещерина отличаются большим разнообразием живописных решений. По ним можно проследит эволюцию творчества художника. Он писал не только маслом, но и пастелью. Немногие из этих картин дошли до наших дней. Но сохранившиеся пастели альбомного формата показывают великолепие мотивов постоянно меняющейся натуры и демонстрируют огромный талант художника...
Сохранились высказывания о творчестве художника его современников. Вот что написал И. Э. Грабарь: "...Левитан, быть может, не написал бы двух лучших своих картин с молодым месяцем, если бы за год перед тем, как за них приняться, не видел оба мотива уже в Дугине, среди этюдов Мещерина.... Он был ими захвачен… Этот факт указывает на размер "мещеринского дарования, незаслуженно оставшегося в тени.
Сохранились записи Грабаря, по мнению которого Левитан также был обязан Мещерину появлением такого пейзажного мотива как деревенские сараи: "...Однажды он смотрел последние работы Мещерина… и сказал:
— Замечательный мотив. Никто сараев не писал, а следует. Ваш покорный слуга сейчас занят той же темой..."
Надеюсь, дорогие читатели, Вы получили удовольствие от знакомства с творчеством этого прекрасного художника. Не забывайте ставить лайки, писать комментарии, подписываться. До новых встреч, Ваш Алекс.