Цель Ислама – сделать людей счастливыми. Человек, который придерживается его предписаний, обретет счастье в земной и вечной жизни. Аллах в Коране, обращаясь к своему Пророку ﷺ и мусульманам, говорит:
«Скажи [о Мухаммад, каждому, кто заявляет, что любит Аллаха]: „Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной. Тогда полюбит вас Аллах [и будет доволен вами] и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милующий [Своих рабов]“»
(«Али Имран», 31)
Что же понимается под целеполаганием? Целеполагание нами рассматривается как процесс перехода из одного состояния в более лучшее и совершенное, переход от прошлого состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Это ясное и практическое осмысление человеком своей деятельности с точки зрения постановки и реализации целей.
Стартовым и начальным пунктом, как в личной, так и в управленческой деятельности, выступают правильное выявление, определение и выбор конкретных целей. Следовательно, подходы к личным и управленческим целям несколько идентичны. Многим нам кажется, что все наши цели, стремления и успехи достигаются только такими личными качествами, как воля, упорство, настойчивость и т.д. Конечно, наличие хороших личностных качеств в достижении целей, без сомнения, важно и необходимо, но еще важнее понять, что все это достигается благодаря неким другим силам и потусторонней помощи. Если мы обратимся к некоторым аятам Корана, то обнаружим, что они справедливо наставляют уверовать нас в то, что многие наши успехи и блага имеем благодаря помощи и милости Всевышнего («Аль-Касас», 77; «Ан-Намль», 40).
Также в священном Коране порицается то, что человек с высокомерием и горделиво рассказывает о своих достигнутых успехах, подчеркивая личные старания («Аль-Касас», 78). В аяте указано, что людям, имеющим крепкую веру, следует обращаться к Всевышнему с благодарностью за дарованные им бесчисленные блага. Надо просить Аллаха дать нам возможность совершать благодеяния, которыми Он будет доволен. Ведь наших собственных усилий недостаточно, чтобы войти в число праведных рабов Аллаха. Для того чтобы наш Господь поддержал нас и сделал нас успешными, нам следует признать и помнить, что любой наш успех от Всевышнего, поскольку воля, могущество и предопределение, от которых зависит конечный результат, целиком принадлежат Аллаху («Худ», 88).
Без сомнений, целенаправленность является главной чертой человеческой деятельности. Следовательно, исходным и начальным пунктом в управлении выступают формирование и выбор конкретных целей. Понятно, что процесс выявления личных целей является довольно трудным делом, но он сильно сказывается на повседневной жизни любого человека. Учитывая, что все мы разные и отличаемся друг от друга, и каждый действует в определенной среде, то и все вопросы по прояснению целей имеют личный характер. Но в то же время мы имеем много общего в современной и цивилизованной жизни, что требует личных и обоснованных целей в управлении. Чтобы угнаться за высокими темпами как общественного, так и промышленного развития, каждому необходимо тщательно и регулярно осуществлять переоценку своих целей. Этот процесс становится трудным и важным под влиянием многих совместно действующих фактов: изменений, проверяющих качество жизни, материальных и моральных интересов, технических и технологических изменений, трансформации нравственных и духовных ценностей и т.п.
Все равно, несмотря на то, что влияние внешних событий нам не подконтрольно, можно научиться обращаться с теми возможностями и альтернативами, которые предоставляет наша жизнь. При таких обстоятельствах некоторым не хватает ясности в своих личных целях, но есть также и такие, которые проявляют необыкновенную собранность и сосредоточенность. Следовательно, ясность в личных целях – это основное средство осуществления большинства своих желаний.
Если вам необходимо в какой-то момент определить, насколько вы продвинулись в достижении цели, ее формулировка должна включать определенные вами показатели, а также указание на временной период, в течение которого эта цель может быть достигнута. Такой подход не всегда легко реализовать, но к этому следует стремиться. Так, Л. Н. Толстой подчеркивал: «Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для дня, и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим».