Найти в Дзене
Миллиард Татар

Альберт Саттаров: «Шикарную картину можно купить очень дешево. И так было всегда»

Оглавление

«Почему картины Шамиля Шайдуллина не продаются на западных аукционах? Для этого нужны связи, планомерная работа и знание конъюнктуры», – считает нижнекамский художник Альберт Саттаров. О том, чем хорош для творчества город на Каме, почему татары редко покупают картины, а также о своих самых курьезных заказах он рассказал в интервью «Татар-информу».


Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»
Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»

«Думаю, Нижнекамск самый органичный татарстанский город после Казани»

– Альберт Бахтиарович, вы родились в Зеленодольске в семье водителя, который, как вы сказали где-то, всю жизнь возил «разных начальников». То есть вы из простой семьи? Кем работала ваша мама?

– Травильщицей на заводе Серго. В молодости она любила играть на аккордеоне и мечтала, чтобы я стал баянистом. Поэтому, когда я подрос, хотела отдать меня на баян. Но на выборе профессии у меня, скорее всего, сказались более глубокие корни со стороны мамы. Потому что там есть, скажем так, немаленькие художники.

– Кто именно?

– Не хотелось бы этого касаться, мне кажется, это будет не совсем корректно. И еще повлиял один случай, когда мне было восемь или девять лет. У нас во дворе был подвальчик, и мы с мальчишками как-то зашли посмотреть, что там такое. А в подвальчике, как оказалось, работал художник-оформитель. И он стал показывать нам свои картинки на кусочках крагиса (лист мягкой прессованной древесины, – прим. Т-и), подарил коробку гуаши. Среди картинок был натюрморт Хруцкого (это я уже потом понял) с фруктами и разрезанным арбузом: мякоть, зернышки как живые… Это произвело на меня сильное впечатление, сразу захотелось научиться рисовать. И сказал маме, что пойду в художники.

– А где получили художественное образование?

– Сначала в зеленодольской художественной школе. Там педагоги сказали, что они учились в Чебоксарском художественном училище, ну и посоветовали ехать в Чебоксары.

– Почему не поехали в Казань?

– Мне хотелось идти своим путем, не зависеть ни от кого. В Казани жил и работал мой родственник, действительно крупный художник, но я сразу решил, что пока даже знакомиться с ним не буду. Познакомился уже позже, в 90-х годах, когда участвовал в выставке «Большая Волга».

«Каждое утро иду в свою мастерскую и до вечера там работаю»
Фото: © «Татар-информ»
«Каждое утро иду в свою мастерскую и до вечера там работаю» Фото: © «Татар-информ»

– А как попали в Нижнекамск?

– Это было сразу после армии, в 1987 году. Так получилось по семейным обстоятельствам.

– И никогда не жалели об этом?

– Нет. Я люблю маленькие города. Нижнекамск компактный, комфортный, уютный, при этом самый современный из небольших городов. В Татарстане, я думаю, это самый органичный город после Казани, где люди достаточно... не бедные, скажем так. В принципе, художникам в Нижнекамске очень даже неплохо.

А в больших городах у меня всегда возникает ощущение, что там трудно сохранять энергию для работы. Мне нужна какая-то тишина. Хотя сейчас, наверное, тишина может быть только в мастерской. Как выходишь на улицу, везде бурная жизнь.

«Как-то попросили написать дедушку по фотографии. Но не его, а его родственников»

– Вы сейчас свободный художник?

– Да, уже с 2000 года. Каждое утро иду в свою мастерскую и до вечера там работаю. Что было до этого? После армии работал художником-оформителем в Доме пионеров, в 90-е был приемщиком на автостоянке, там работал сутки через трое. Было много свободного времени для написания картин (смеется).

«Чтобы выбрать профессию художника, мало просто хотеть рисовать»
«Чтобы выбрать профессию художника, мало просто хотеть рисовать»

– Вы сказали, что в Нижнекамске есть кому продавать картины. А кому, например, продавали из тех, кто на слуху?

– Тут такое дело: есть люди, которые имеют и должности, и власть, и деньги, но их не интересует искусство. И еще не каждому нравится смотреть на себя в зеркале или на свое изображение. Чтобы заказывать портреты, недостаточно иметь деньги, нужно любить либо себя, либо искусство. Либо то и другое.

– Вы только что закончили портрет композитора Шамиля Шарифуллина, который, понятно, писался по фотографии. В чем специфика таких портретов?

– Когда работаешь по фотографии, очень важно, чтобы ее качество было максимальным. И если фотография не очень, тут уже приходится... не домысливать даже – это сложно, тем более когда пишешь для родственников. Они ведь каждую впадинку знают, каждую эмоцию, а плохая фотография может исказить все это, например из-за плохого освещения. Поэтому, когда пишу портреты, я сам обычно снимаю. Нахожу интересный поворот лица, рук и так далее.

– Самый курьезный из ваших портретных заказов?

– В Нижнекамске попросили написать дедушку (не буду называть фамилию) и сказали, что фотографии есть – только не дедушки, а родственников. У меня, мол, такой же нос, как у деда, у двоюродного брата глаза, у кого-то еще уши. И надо эти части собрать.

– Как в «Женитьбе» Гоголя.

– Да-да. Я взял заказ, но, честно говоря, думал, что все закончится большим провалом. Но когда принес работу, заказчик прямо очень обрадовался. Сказал, что это вылитый дед. Но вообще писать таким образом – авантюра чистой воды. Нужно было отказаться, но я подумал: ну что, попробую, посмотрим, что получится.

– А было такое, чтобы у вас не приняли работу?

– Нет, такого не было. Просто, когда владеешь [мастерством] и понимаешь, что такое портрет, то любая задача, в принципе, дело времени. Но бывают такие случаи, когда пишешь по фотографии все как есть, вплоть до морщин. И у одной женщины, которая пришла за заказом, была истерика, потому что она увидела на лбу маленькую морщинку. Люди же думают, что исправить уже невозможно. Ну и я просто за секунду это убрал.

«Портрет матери»
«Портрет матери»

«Заказчиков татарской национальности минимум»

– У вас оба родителя татары? Татарские корни как-то в вас отзываются?

– Да, в роду все татары. Но если честно, в то время, когда я был маленьким и учился в школе, в обществе не было такого, чтобы все прямо тянулись [к национальным корням]. Наоборот, я видел, что этого как-то недостаточно. Не было татарских книг, таких, чтобы почитать. В основном язык знали те, у кого родители общались между собой и с детьми на татарском. Ну и те, кому повезло родиться в деревне, знали язык очень хорошо.

– То есть ваши родители не разговаривали на татарском?

– Разговаривали, но… Я учился в обычной советской школе, где было минимальное количество часов на татарский. Речь я хорошо понимаю, но разговаривать на татарском просто язык не привык, потому что изо дня в день общаюсь с людьми нетатарской национальности. Вообще заказчиков татарской национальности минимум.

– Недавно мы брали интервью у галериста и коллекционера Ильдара Галеева, он сказал похожую вещь: у татар нет феномена собирательства и коллекционирования.

– Да. Не то что собирателей, даже покупателей намного меньше.

– С чем вы это связываете?

– С традицией. В мусульманской религии, как известно, изображение человека или, скажем, птиц невозможно. Только орнамент. Фотографии в татарских семьях допускались, но картины, нарисованные вручную, были табу.

– Тем не менее такой вопрос применительно к вашей профессии. Возможно ли сказать о каком-либо лице, что оно стопроцентно татарское? Или они все-таки разные, татарские лица? Помните, в соцсетях не так давно ходила советская милицейская разнарядка с типичными лицами людей разных национальностей: татарин – он вот такой, литовец – такой, и так далее. Реально ли создать такое среднее татарское лицо?

– Не знаю. Но возьмите портреты Ленина: если Ленина рисовал казах, то у него были казахские черты. Если художник татарин, что-то татарское в его лицах все равно добавляется, отражается, даже неосознанно.

Но если художник очень профессиональный и он делает образ, он все равно как-то больше изнутри... Вот есть художники, которые и характер человека видят, и все чувства его знают, но передать это художественными средствами не могут, чего-то не хватает. А есть художники, которые и глубину душевную видят, сложность характера, когда одно чувство у портретируемого накладывается на другое, и передать это могут.

У меня есть «Портрет Бредихина», где видно, насколько человек силен и грозен в своем образе, но при этом, надеюсь, видно и то, какой он добрейший человек, как он светится счастьем, добром, и глаза его добрые, он любому готов помочь. И эти чувства перекликаются и наслаиваются. Это уже психологический портрет. Психологи-портретисты – большая редкость.

«У меня есть «Портрет Бредихина», где видно, насколько человек силен и грозен в своем образе, но при этом, надеюсь, видно и то, какой он добрейший человек»
«У меня есть «Портрет Бредихина», где видно, насколько человек силен и грозен в своем образе, но при этом, надеюсь, видно и то, какой он добрейший человек»

«Работы Шамиля Шайдуллина – высокое мировое искусство»

– Кто-нибудь из нижнекамских руководителей, из местной элиты коллекционирует картины?

– Если кто-то и коллекционирует, то вряд ли... [будет это афишировать] Нет, есть люди, которые знают человека, у которого весь коттедж в картинах. Он давно закупает, начинал с копий… Но чтобы быть настоящим коллекционером, нужно понимать искусство или, по крайней мере, привлекать знакомых искусствоведов. Конечно, и шикарную вещь можно купить очень дешево, так было всегда, и сейчас так же. Просто нужно понимать, что покупать.

– Получается, наши художники обесценены по сравнению с европейскими?

– Сейчас у нас есть даже намного более интересные художники. За всех, конечно, не скажу, но есть очень большие мастера. Возьмите Шамиля Шайдуллина – это же высокое мировое искусство. Настолько профессионально сделанные работы, настолько прочувствованные. Он же не просто писал, он такую душу вкладывал, и все это со своим пониманием цвета, со своим вкусом. Это смотрится именно как национальное татарское искусство. Такого нет нигде. Это просто бесценные работы.

– В таком случае дилетантский вопрос: почему картины Шайдуллина не продаются на западных аукционах?

– А кто их туда возил, кто его представлял? Для этого нужны связи, планомерная работа с этим и знание конъюнктуры.

– Без каких черт характера не стоит идти в художники?

– Что такое вообще уметь рисовать? Можно ведь по-разному это делать – абстрактно, реалистически… Это все рисование, и говорить, что этот человек не умеет рисовать, а тот умеет... В принципе, все умеют. Но создавать произведение искусства уже совсем другое. Я до определенного времени просто писал все, что нравилось, к чему душа лежала. Что-то интересное увидел — загорелся и пишешь. А сейчас другой подход. Я просто поставил перед собой этот вопрос: а что такое произведение искусства?

Чтобы выбрать профессию художника, мало просто хотеть рисовать. Нужно, во-первых, иметь усидчивость и терпение. И второе, без чего не может быть искусства, — это чувства. Многим людям Бог не дал чувствовать. А без этого очень сложно писать, потому что всегда надо чувствовать, где усилить, сделать ярче, как это придумать и технически осуществить. Ну и выбор того, что ты хочешь рисовать, который зависит еще и от образования, от того, насколько глубоко ты понимаешь какое-то явление.

«Есть еще «Буддийский монах». Я увидел его в Тривандраме, он возвращался, скорее всего, со службы»
«Есть еще «Буддийский монах». Я увидел его в Тривандраме, он возвращался, скорее всего, со службы»

«В Индии такие жанровые сценки! Просто идешь и видишь реальную картину»

– Вы ведь полтора месяца прожили в Индии?

– Да, я дважды ездил туда, в 2013 году и в 2015-м. Путешествия – это такая вещь, где каждый человек находит точку, которая максимально его. То есть для его души. Для меня Индия – это всё, там душа у меня просто поет. Не знаю, воздух ли это такой или что-то еще, но вот в Индию просто тянет.

– А как вы туда попали?

– Как раз Бредихин предложил. Он врач-гомеопат, а в Индии живет профессор, гомеопат в восьмом поколении, который их обучал. У профессора был 86-летний отец. И вот эти врачи, которых собралось человек тридцать из разных стран, решили скинуться и подарить отцу профессора его портрет. Мы ездили к нему в Тривандрам, там я и писал портрет. В свободное время ходили по улицам – такая красота… Но в больших городах там немного скучновато, нет таких образов.

Образы были в мусульманской рыбацкой деревне на берегу океана, где мы жили. Местные вечером уплывали на катерах, брали с собой фонари, топливо и всю ночь сидели в океане. И вот смотришь в океан после шести вечера, когда уже темно (это был февраль-март), – и там как будто ночной город, всё в огоньках. А утром они возвращались с уловом, их встречала вся деревня и люди, которым хотелось купить свежую рыбу. Старейшина начинал торг, и кто называл самую высокую цену, тот и забирал. Рыба разная, какая-то шла на хранение на склады со льдом, кто-то забирал сразу домой, а кто-то на перепродажу, для этого тут же женщины сидели.

– Много тем из деревни привезли?

– Очень много! Уже второй год готовлю выставку, заканчиваю 16 работ, среди них семь-восемь – индийской тематики. И, конечно, привез полно эскизов. Почему я сейчас местные темы не беру? Потому что у меня такой материал из Индии… Там такие жанровые сценки — просто идешь и видишь реальную картину.

– Например?

– Например, у меня есть картина «Читающая девушка». Шел мимо недостроенного дома, увидел, как в оконном проеме сидит девушка и читает газету. Такая индианка в цветном платье, лицо прямо супер. Просто повезло, что оказался в нужное время в нужном месте и успел зафиксировать. Она, конечно, увидела, вскочила. Для них неприемлемо, когда кто-то снимает, особенно для мусульман.

– То есть вы это фотографировали?

– Да, рисовать там невозможно, они же тебя видят.

«Я плавал по Гранд-каналу туда и обратно несколько раз в течение дня. Плывешь и смотрится не очень, не хочется писать. А через два часа тени поменялись, и уже совсем другой вид»
«Я плавал по Гранд-каналу туда и обратно несколько раз в течение дня. Плывешь и смотрится не очень, не хочется писать. А через два часа тени поменялись, и уже совсем другой вид»

«Даже французские импрессионисты писали этюд, фотографировали вид и дописывали уже в мастерской»

– Но можно же, наверное, запомнить образ?

– Запомнить тоже невозможно, там же столько деталей. Даже французские импрессионисты писали этюд, фотографировали вид (тогда фотоаппарат уже изобрели) и дописывали уже в мастерской. Хотя раньше считалось, что писать по фотографии – моветон, неправильно, «не искусство». Но фотоаппарат просто фиксирует детали, а колорит ты берешь из головы, композицию тоже выстраиваешь как хочешь.

В общем, я прошел чуть дальше, а там была еще одна женщина, то ли посуду мыла, то ли обед готовила. Потом я ее включил в композицию. Суть картины такая: вот этот бетон, вот проем, в проеме сидит девушка, читает вслух газету, а женщина, ее мама скорее всего, готовит обед и слушает. Дальше там большие кусты с цветами, это смотрится как океанская волна с медузами и растительность с большими цветами. В общем, бетон – это их маленький мир, огражденный от всех, а газета – их связь с цивилизацией. То есть художественными средствами показана значимость информации.

И есть еще «Буддийский монах». Я увидел его в Тривандраме, он возвращался, скорее всего, со службы. И он как будто парит в воздухе. Когда человек падает, он вскидывает руки для удержания равновесия, здесь как раз тот случай. Сейчас покажу фрагмент, просто для интереса (показывает). Это незаконченная работа, вчера пять часов только голову дописывал.

– А из поездки в Венецию вы что вынесли?

– Возможность съездить в Венецию появилась у меня в 2008 году. И слава богу, что успел это увидеть. Потому что по курсу истории искусства мы изучили почти все памятники Италии, в том числе Венеции. И когда ты приезжаешь туда, то просто ходишь как по книжке, со страницы на страницу. Там такое чувство, что ты попал в другой век, только люди современные. Ходить, правда, мало где можно, только по мостам, еще где-то. Многие гостиницы – это просто дверь в стене и вода. Пожарные, медицинские, полицейские службы работают как водное такси.

И вот я плавал по Гранд-каналу туда и обратно несколько раз в течение дня. Хотелось найти интересное изображение, тени, виды. Допустим, плывешь и смотрится не очень, не хочется писать. А через два часа тени поменялись, и уже совсем другой вид, колорит, освещение, уже интересно.

И в Венеции постоянно двигаешься, даже на гондолах ты все время в движении. То есть нет возможности просто стоять и писать. Поэтому пришлось все фотографировать, собирать материал. Из тысячи фотографий получилось около 20 работ.

Саттаров Альберт Бахтиарович родился в Зеленодольске в 1966 году.

Окончил Чебоксарское художественное училище. С 1987 года живет в Нижнекамске. Картины Альберта Саттарова хранятся в коллекциях в Англии, Голландии, Германии, Японии.

Подробнее: https://milliard.tatar/news/albert-sattarov-sikarnuyu-kartinu-mozno-kupit-ocen-desevo-i-tak-bylo-vsegda-5279