Найти тему

Перепутал см/мм. Что делать, если Вайлдберриз удержал излишние приемку/логистику/хранение из-за ошибки продавца в габаритах в карточке?

Оглавление
Ошибка продавца в карточке привела к огромным удержаниям Wildberries логистики/хранения/приемки. Суд встает на сторону продавца и не позволяет маркетплейсу неосновательно обогащаться за счет ошибок продавцов.
Ошибка продавца в карточке привела к огромным удержаниям Wildberries логистики/хранения/приемки. Суд встает на сторону продавца и не позволяет маркетплейсу неосновательно обогащаться за счет ошибок продавцов.

В 2023 году Вайлдберриз удержал у продавцов почти 15 миллиардов рублей в качестве штрафов (неустоек) - следует из отчетности компании. В 2022 году сумма удержанных штрафов составила 8,4 миллиарда рублей. То есть, за 2 года Вайлдберриз удержал у продавцов штрафы на 23 миллиарда рублей. При этом, за два этих года продавцы подали иски о взыскании с Вайлдберриз лишь 2,5 миллиардов рублей. И эта сумма включает в себя не только штрафы, но и компенсации за утраченный маркетплейсом товар и другие требования, не связанные со штрафами.

То есть, едва ли продавцы взыскивают хотя бы 5 % от удержанных Вайлдберриз штрафов. Удержание 95 % штрафов продавцы просто "прощают" маркетплейсу.

Я не думаю, что 95 % получивших штрафы продавцов не подали в суды, поскольку считают себя виновными в нарушениях, за которые начислены штрафы. Скорее дело в отсутствии веры в благоприятный исход спора с гигантом-маркетплейсом, опасении кары со стороны площадки за выигранный селлером спор.

Именно для того, чтобы продавцы видели ситуации, в которых можно восстановить в суде права, нарушенные Вайлдберриз, я рассказываю об интересных для продавцов решениях суда за прошедшую неделю. Подборки решений суда за последние две недели марта можно посмотреть здесь.

Сегодня хотелось бы обратить внимание на интересное решение Арбитражного суда Московской области по делу о взыскании избыточных сумм платной приемки и хранения.

Указал вместо размера в сантиметрах размер в миллиметрах - получил почти 4 миллиона рублей удержания за платную приемку и хранение!

Продавец отгрузил на Вайлдберриз медицинские бинты и указал размеры товара в карточке как 250 см х 250 см х 42 см. Настоящими размерами товара были 250 мм х 250 мм х 42 мм.

Из-за перепутанных сантиметров и миллиметров объем товара в литрах увеличился в 1000 раз!

При определении платы за приемку, логистику и хранение Вайлдберриз опирается как раз на объем товара. Причем, на практике Вайлдберриз определяет объем товара для целей расчета стоимости своих услуг исходя из тех габаритов, которые указаны продавцом в карточке товара (не из фактических габаритов).

Добросовестный контрагент, конечно исходил бы из фактических размеров, тем более, что Вайлдберриз производит измерения товара при его приемке, и знает фактические размеры товара.

Естественно, после подсчета тарифов за приемку и хранение по неправильным размерам, продавец сразу ушел в резкий минус, получив отрицательный баланс на сумму около 4 миллионов рублей.

Если продавец имеет небольшой оборот, вести бизнес с таким балансом становится для него просто невозможным. Часто, в результате таких удержаний селлеры могут потерять все оборотные средства.

Продавец обратился в суд с иском о признании неправомерным удержания ВБ платы за приемку и хранение товара, начисленной по ошибочно указанным продавцом размерам. Кроме того, он попросил суд обязать Вайлдберриз внести изменения в баланс его личного кабинета, увеличив его на сумму неправомерного удержания. На случай неисполнения Вайлдберриз решения в части изменения баланса, продавец просил суд взыскать с маркетплейса ежедневную неустойку до момента фактического внемения изменений в баланс.

Отмечу, что эта неустойка важна, поскольку даже получив решение об обязании внести изменения в баланс ЛК продавца, Вайлдберриз на практике может не исполнять его и ничего не менять. А неустойка призвана побудть ВБ к фактическому исполнению решения.

Суд встал на сторону продавца и удовлетворил иск. Важные моменты, которые указал суд в решении:

Статьей 992 ГК РФ предусмотрено, что принятое на себя поручение комиссионер (ВБ) обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента (продавца) условиях в соответствии с указаниями комитента.

Вайлдберриз как комиссионер обязан исполнять договор на наиболее выгодных условиях для продавца, в интересах продавца ответчик вправе отступить от указаний комитента (в данном случае под указаниями продавца можно понимать данные о размерах товара, которые были указаны продавцом в карточке).

"В данном случае действия Вайлдберриз по начислению платы за услуги по хранению и приемке товара не соответствуют изложенным нормам закона."

"Принимая товар, Вайлдберриз не мог не видеть несоответствие указанных истцом габаритов фактическим габаритам товара, при этом мер по исполнению договора на наиболее выгодных для истца условиях не принял, о технической ошибке своевременно не сообщил, мер по ее исправлению не предпринял."

"Вайлдберриз не доказал фактического несения им расходов на приемку товара и его хранение в начисленных им суммах"

Таким образом, решении по данному делу суд встал на сторону продавца и фактически сформулировал позицию о том, что Вайлдберриз не должен получать неосновательное обогащение за счет допущенных продавцами ошибок.

В практике Арбитражного суда Московской области есть и другие решения в пользу продавцов по указанию продавцами ошибочных габаритов в карточках товаров и удержанным ВБ огромным суммам платной приемки, логистики, хранения.

Например, в другом деле продавец взыскивал с Вайлдберриз почти 900 тысяч рублей платы за логистику, которая также была удержана Вайлдберриз после допущенной продавцом ошибки в указании размеров (продавец тоже перепутал единицы измерения).

Иск продавца к Вайлдберриз был также удовлетворен. Важные моменты, которые указал суд в том решении:

"Суд полагает, что поскольку фактически ответчиком оказаны услуги по логистике в отношении товара с меньшими габаритами, то стоимость этих услуг должна определяться из их фактических габаритов.

Обязанность по осуществлению обмеров единиц товара с целью установления его действительных габаритов ответчиком не выполнена."

Итак, судебная практика, которая складывается сейчас по этому вопросу, очень правильная, поскольку Вайлдберриз не должен обогащаться за счет ошибок продавцов.

По сути, является недобросовестным поведение маркетплейса, по которому ВБ не дает продавцу исправить ошибку и формально подходит к расчету тарифов за платную приемку, логистику, хранение.

Что делать продавцу, если он обнаружил удержание Вайлдберриз завышенных сумм логистики, хранения, платной приемки?

Порядок действий такой же, что и при оспаривании штрафов ВБ:

  1. После обнаружения ошибки в размерах товара в карточке незамедлительно внести изменения в карточку, указав правильные габариты. И сразу же сообщить о допущенной ошибке в поддержку Вайлдберриз, попросить производить начисление платы за приемку/логистику/хранение (нужное в Вашем случае) по тарифам, применяемым исходя из правильных размеров.
  2. Самое главное (это действительно очень важно) - в установленный офертой срок (7 дней с момента появления в кабинете продавца отчета, в котором отражено повышенное удержание) направить замечания на еженедельный отчет. В этих замечаниях нужно указать, какие размеры товара являются правильными. Кроме того, нужно указать, что Вы просите Вайлдберриз произвести перерасчет платы за приемку/логистику/хранение (нужное в Вашем случае) в соответствии с правильными габаритами товара; излишне удержанные денежные средства просите возвратить продавцу; кроме того, просите внести в отчет соответствующие изменения.
  3. Если Вайлдберриз не пересчитает суммы платы за приемку/логистику/хранение, необходимо направлять через личный кабинет досудебную претензию с требованием осуществить перерасчет и вернуть излишне удержанные денежные средства. Ну а если маркетплейс не отреагирует и на претензию, необходимо обращаться в суд.

Итак, даже если продавец сам допустил ошибку и указал в карточке товара завышенные габариты, то Вайлдберриз не должен получать из-за этой ошибки неосновательное обогащение. И суды поддерживают такую позицию.

Если Вы селлер и Вайлдберриз удержал у Вас чрезмерные суммы платы за приемку/логистику/хранение или необоснованный штраф, наша команда юристов будет рада помочь Вам в оспаривании удержаний и взыскании удержанных сумм с WB.

Мы также будем рады помочь Вам в других спорах с Вайлдберриз, проконсультировать Вас как продавца по вопросам взаимодействия с ВБ, оказать помощь в переписке с ВБ и подготовке претензий.

Хотите, чтобы мы помогли Вам? Напишите мне в Whatsapp или звоните +7 926 589 86 80. Будем рады Вам помочь! Переходите на мой сайт.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы быть в курсе последних новостей по спорам продавцов с Вайлдберриз и не только!