Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА "РОМАНТИКА". Год 1987

ВСЕ ВЫПУСКИ ЦИКЛА "КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА "РОМАНТИКА" - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ ИЗБРАННОЕ"

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

  • Наверное, у каждого коренного обитателя (я бы даже поумничал, и назвал бы нас "эндемиками") СССР был такой "свой" кинотеатр. Не из тех, куда спешили на громкие премьеры, отстаивая змеившиеся сложносочинённо очереди в кассы. Не из тех, куда надо было "ехать". А - свой, пусть небольшой, кинозальчик - со старыми скрипучими деревянными креслами, в котором вечно шли уже прошедшие "первым экраном" картины, в котором непременно показывали на детских утренниках фильмы по абонементам для соседних школ, в котором знал каждый закуток, куда шёл почти как домой... Сегодня двери одного из таких вновь открыты... В нём каждый месяц мы будем смотреть старое доброе советское кино, и каждый сеанс будет продлённым: перед показом нам предстоит вспомнить год, когда вышла та или иная лента, обязательно - одну из песен, бывших тогда на слуху, помянуть кого-то, да и просто - поностальгировать. Недаром наш кинотеатр называется "Романтика"

Сегодня наш продлённый киносеанс вновь вернёт нас во время, очень многими нелюбимое (и, должен заметить, - нелюбимое совершенно справедливо) - вторая половина восьмидесятых, охарактеризовать которое проще всего ёмким словом "бардак".

-2

... год 1987-й сам по себе памятен, думаю, каждому читателю "РУССКАГО РЕЗОНЕРА", причём, всякому - своим, а потому перейдём к чисто ощущенческим впечатлениям и воспоминаниям. В конце концов, мы не в телевизоре и не на передовицах «Правды» жили, а на улицах, на работе, в магазинах толкались «за чем-нибудь»...

Как-то так получается, что на каждом снимке заметен отпечаток трагизма. Боже, как же их всех жалко сейчас!
Как-то так получается, что на каждом снимке заметен отпечаток трагизма. Боже, как же их всех жалко сейчас!

Совсем без политики, конечно, не обойдёмся – куда же без неё, родимой? Вот, к примеру, январский Пленум ЦК КПСС взял курс на развитие и поддержку кооперативов, основной бум расцвета которых, правда, пришёлся на период с 1988 года. На том же Пленуме «перестройка» была объявлена направлением развития государства. Что это всё такое – мы понимали через пень-колоду, уходить в кооперативное движение осмеливались в 1987-м лишь самые бесстрашные или откровенные пройдохи вроде Бориса Абрамовича Березовского, всю сознательную жизнь вертевшегося в сомнительных околонаучных сферах и, наконец, обретшего своё буржуйское счастье в альянсе с "Авто ВАЗом". Простой же советский человек, глядя на глаголющего Михал Сергеича, с сомнением крутил головой.

Никогда таких транспарантов не носил... Интересно, что думает этот товарищ? Выражение лица у него, надо заметить, глумливое!
Никогда таких транспарантов не носил... Интересно, что думает этот товарищ? Выражение лица у него, надо заметить, глумливое!

Мы тогда всё ещё верили, что кооперативы - путь "не наш" и зыбкий, что Государство своих не бросит, и что судостроение (мой случай), наука, сельское хозяйство, медицина, школы-институты, армия всегда будут нужны этой стране, а в конце жизненного пути о нас тоже позаботятся, не забудут... А пока с некоторым удивлением (эвона! это ж надо – как!) мы отнюдь не гомеопатическими дозами потребляли плоды «гласности»: узнавали, что больше не глушат BBC с Севой Новгородцевым, стояли в очередях за обновлённым задорным разоблачительным «Огоньком», радовались восстановлению в Союзе Писателей Пастернака (хотя «Доктора Живаго» практически никто не читал), не спали с «До и после полуночи», офигевали от напористости и дерзости ведущего ленинградских "600 секунд" (который теперь с непременным *), и даже введение талонов на сахар не могло перебить волнительного и щекочущего ощущения какой-то новизны. Нашли чем пугать – советского человека талонами!..

Яркий слепок с недоэпохи. Неизменные бабушки, голуби, молодёжь, PERESTROYKA
Яркий слепок с недоэпохи. Неизменные бабушки, голуби, молодёжь, PERESTROYKA

Талоны – чёрт с ними, тут вот «хлопковое дело»... Это же что они, сволочи, там в Узбекистане творили! Ну, ничего, Гдлян и Иванов с ними живо разберутся, теперь не 79-й!.. Мы тогда думали, что «хлопковое дело» - это Эверест коррупции. Наивные, наивные девственные совки!.. И даже немыслимое ранее в СССР разделение в итоге творческого конфликта МХАТа на два разных театра нисколько нас не насторожило: ведь если разваливаются такие вековые и далёкие от политики глыбы, стало быть, подобным путём может последовать и что угодно?..

28 мая окончательно рушится миф о незыблемости границ СССР. Ребёнком я пел в хоре песню пограничника со словами "Стой, кто идёт, стой, кто идёт? А враг не проскочит, а враг не пройдёт!.." Граница - на замке, мы с Мухтаром на границе. Славный Карацупа... А тут что? Какой-то сопляк на смешном самолётике прилетает из Финляндии через все кордоны и садится... Где?!! На Красной площади!! Выражаясь языком современного мема - "Как тебе такое, Михаил Горбачёв?" Похоже, что-то не так...

-6

В 1987-м латвийский режиссёр Юрис Подниекс неприятно поразил нас своей докудрамой «Легко ли быть молодым»: оказывается, молодым тогда было нелегко! Панки, рокеры, кришнаиты, наркоманы, суицидники, ненужные своей родине воины-интернационалисты... Бог мой, это точно про нас?

Подниекс нас увидел такими... Что тут скажешь? Краски сгущены чрезмерно. Можно, конечно, забрести на гей-пати и сказать "этот мир сошёл с ума", но едва ли это - рациональный подход к оценке мироздания
Подниекс нас увидел такими... Что тут скажешь? Краски сгущены чрезмерно. Можно, конечно, забрести на гей-пати и сказать "этот мир сошёл с ума", но едва ли это - рациональный подход к оценке мироздания

Ленинград не отстаёт!
Ленинград не отстаёт!

Такая концентрация негатива после совсем ещё недавних радужно-оптимистичных художественных фильмов о советских детстве и молодёжи, откровенно говоря, коробила, и – чего уж – невольно дала старт волне безбожной чернухи в советском кино. «Смелые» темы вывели в герои проституток, рекетиров, цеховиков, продажных ментов и бандитов. Хотя, конечно, к 1987-му году всё ещё было не так трагично: выходят «Забытая мелодия для флейты» Рязанова – пожалуй, последний почти приличный его фильм, правда, с заметным перестроечным душком и уже с обнажёнкой, против которой комедиограф не сможет устоять ни в одной своей последующей картине, пронзительный «Завтра была война», прошедшая почти незаметной ретро-драма «Прощай, шпана замоскворецкая...» и неоднозначно принятые на Родине (но благосклонно – в мире) «Очи чёрные».

Потрясающий актёрский дуэт Леонида Филатова и Татьяны Догилевой сумел поднять достаточно среднюю картину до вершин настоящей Трагедии. Разумеется, это моё личное мнение
Потрясающий актёрский дуэт Леонида Филатова и Татьяны Догилевой сумел поднять достаточно среднюю картину до вершин настоящей Трагедии. Разумеется, это моё личное мнение

А ещё 1987-й год перелистнул очередную трагическую страничку в нашем искусстве: словно кто разверз какой-то аццкий портал, в который один за другим в течение года уходили театральный режиссёр Анатолий Эфрос, звезда "Ивана Бровкина" Леонид Харитонов, Анатолий Папанов (успевший сняться в знаменитом «Холодном лете 53-го»), Андрей Миронов, Владимир Басов и Аркадий Райкин. Тогда казалось, больше никого и не осталось...

Лидером советского кинопроката 1987 года становится комедия Аллы Суриковой с предпоследней (самая последняя – «Следопыт») ролью заметно грустноглазого Андрея Миронова «Человек с бульвара Капуцинов», собравшая 50.6 миллионов зрителей. Но в нашем кинотеатре повторного фильма нынче сеанс совсем другой... Престранный продукт ранее отметившегося только в документалистике режиссёра Виталия Аксёнова... лента, ставшая своеобразным «Ъ» своего времени, – и произнести невозможно, но и из слова не выкинешь...

Сегодня, когда вспоминаешь этот... дивертисмент, в голове почему-то всплывает недоумённое лицо Алексея Булдакова из "Особенностей национальной охоты" с вопросом: и что это было?! То ли хулиганский «Голубой огонёк», то ли фильм-концерт «Поют артисты советской эстрады», то ли выведенная на большой экран телепередача «Кружатся диски», шедшая тогда на Ленинградском ТВ. Сюжета – нет, сценария – тоже, попса – попсее не бывает...

Особенно – в глазах многочисленных фанатов Ленинградского рок-клуба, в котором «Секрет» и числился... Ну, как числился? Вспоминается песня незабвенного Майка Науменко из «Зоопарка» с такими словами:

По субботам я хожу в Рок-клуб.
В Рок-клубе так много хороших групп.
Я гордо вхожу с билетом в руке,
А мне поют песни на родном языке.
Я люблю "Аквариум"!
Я люблю "Зоопарк"!
Я люблю "Секрет"!
Я люблю "Странные игры"!
Я люблю "Кино"!
Я не люблю "Землян" -
Я люблю только любительские группы!

Со стороны Майка, конечно, такой реверанс Максиму Леонидову и «Секрету» выглядел откровенно дружелюбным и широким жестом, ибо попсовенький «Секрет» в силу своей жанровой направленности выбивался из стройной шеренги рок-клуба, как могла бы выбиваться из суровой римской манипулы раскрашенная во все цвета радуги корова. Впрочем, чего уж – даже появление в «Как стать звездой» самого лидера "Аквариума" или Кинчева ни в коей мере не придало бы фильму ни лишнего процента брутальности, ни дополнительных зрительских баллов. Всё, что можно было напихать в эту пёструю матрёшку, было напихано щедро, и отдушиной для ошарашенного культурного зрителя эпохи перестройки стало только присутствие в кадре отмороженно-безбашенных «Лицедеев», вытворявших под разнообразнейшие «музыки» буквально чёрт знает что!

Судя по скорости нынешних дорожных ремонтов опыт "Лицедеев" 1987 года перенят успешно!
Судя по скорости нынешних дорожных ремонтов опыт "Лицедеев" 1987 года перенят успешно!

Их сценки с демонстрацией мод, безумные пляски на мелководье старухи с авоськами, чаепитие из самовара по шею в воде и долбанутые на всю голову уборщицы – пожалуй, едва ли не единственное, что до сих пор памятно из фильма. Давайте вспомним?

Из жирнющих минусов этого шоу-микса невозможно не отметить коробившие уже тогда идиотски-тупые диалоги Леонидова с попугаем Вакой и вставные номера под нравоучительные комментарии того же Ваки со звёздами прошлого - Эдит Пиаф, Луи Армстронга и «битлов». Не хватало только махрово-советского «Вы слушали песню «Милорд» в исполнении французской певицы Эдит Пиаф. А теперь послушайте выступление Аллы Пугачёвой с песней «Арлекино»... Вспоминается старая байка про Ленинградское радио: «Вы слушали произведения ленинградских композиторов, а теперь – послушайте музыку!» Впрочем, поклонников «Как стать звездой» (а они точно были!), изрядно притомившихся за 70-80-е от традиционно-академичных «Песен года» и концертов ко дню советской милиции (хотяяя... честно говоря, сейчас осознаёшь, что был в этой академичности какой-то особый, неповторимый "имперский" стиль), такой формат вполне устроил.

Так как же всё-таки стать звездой-то? Тема оказалась нераскрыта...
Так как же всё-таки стать звездой-то? Тема оказалась нераскрыта...

Сегодня «Как стать звездой» торчит в памяти как странноватое надгробие над могилой безумному, драйвовому и стремительно несущемуся прямиком к собственной гибели времени. Не имевший никакой культурной ценности, фильм-концерт, пожалуй, навсегда остался там, откуда и возник – вместе с нами, тогдашними, вовлечёнными в стремительный «ветер перемен», который уже скоро раскидает в щепки и шатающуюся конструкцию под названием «СССР», и привычный жизненный уклад, и моральные устои, подменив «белое» «черным» и явив нам все прелести борьбы за собственное выживание под равнодушную говорильню современных партийных лицедеев.

-12

Хоть мы сегодня и прослушали уже целых две песни, но это было в рамках киносеанса, а потому - "чика на чику не считова". Традиции нарушать не будем, и пока в нашем зале зажигается свет, прозвучит песня финальная. Из всего сомнительного ассортимента я выбрал самую, наверное, пронзительную и не приправленную ни политикой, ни разоблачениями, ни протестами... Она впервые прозвучала на "Песне года - 1987" и сегодня, как мне кажется, наиболее ярко и ностальгично сможет представить Время.

В следующий раз абонемент в "Кинотеатр повторного фильма" "Романтика" ждёт нас в августе. И я понятия покамест не имею, в какой год и на какую картину нам предстоит попасть, но надеюсь, что мы непременно соберёмся как минимум в прежнем составе.

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Всё самое любопытное на канале - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE