Кино, которое мы заслужили
После того, как всей стране был представлен ремейк «Бременских музыкантов», я задумался, неужели нельзя было найти адекватных ролям артистов?! Почему такой жуткий подбор актеров? И предположил, что хорошие режиссеры в СССР нашли бы прекрасных актеров для такой постановки.
Советских режиссеров всегда отличала высокая художественная культура постановки, своя творческая команда, уникальный собственный киноязык и яркое ощущение современности. Даже когда снимались ленты по классическим произведениям -- они умудрялись так зацепить внимание зрителя, что цензура не пропускала на экран. Потому что таланты с Большой Буквы.
Я уже был психологически подготовлен к ужасному ремейку «Бременских музыкантов», которым осчастливил всех россиян режиссер Алексей Нужный. По всему интернету полным полно ругательных отзывов, где авторы употребляют хулительную лексику разной степени пристойности. Но я надеялся, что смогу выдержать это испытание. Честно признаюсь, я не справился с просмотром.
Когда сел писать статью, то махом набросал целую страницу ядовитой желчи и злобной иронии. Потом перечитал и понял, что не готов ввергать читателя в погожий весенний день в омут негатива. И удалил все написанное. Я лишь только скажу про полное несоответствие выбранных актеров – своим ролям.
Главный герой Трубадур в исполнении Тихона Жизневского – просто чудовищный мискастинг, полное несоответствие персонажу, любимому с детства. Наш Трубадур – это прежде всего советский, красный Элвис Пресли с песенной харизмой и красивым лицом. В него влюбляется не абы кто, а Принцесса!
Я понимаю, что Жизневский после «Майора Грома» теперь просто обязан сниматься в главных ролях блокбастеров. Но у него гнусаво-комедийный голос, как у Дмитрия Кожомы из масляковского КВН (команда «Станция Спортивная»), которым только стендапы играть. Лицо тоже не блещет чистотой и благородными чертами.
Из других можно выделить только Короля – Сергея Бурунова и Сыщика – Константина Хабенского. Хабенский – 100% попадание в роль, его «Убойная сила» служит верным бэкграундом, а острые черты лица близки к нарисованному образу. Бурунов-Король -- это скорее комедийное амплуа артиста сыграло на руку, особо ему играть было нечего. Про других пока ничего говорить не буду.
Хватило меня только на первые полчаса просмотра, а впереди было еще полтора часа! Я прекратил это мучение над собой. У меня есть правило – если преодолел полфильма, то досмотрю в любом случае, а если ломает в первые минуты, то уж ничего не попишешь (в буквальном смысле). Здесь я не изменил себе, зато потерянные полчаса навели меня на интересную мысль.
А как бы сняли советские режиссеры ремейк «Бременских музыкантов», если бы перед ними была поставлена такая задача? Конечно, не все популярные мастера бы взялись за такое кино с настоящими актерами. Допустим, представить Александра Роу за постановкой мюзикла я не могу – слишком детский режиссер, любивший постановочные эффекты и эффектные декорации. Но попробуем представить, кто и как бы взялся за «Бременских музыкантов».
Надежда Кошеверова, создательница «Золушки» и «Старой, старой сказки»
Знаменитая режиссер Надежда Николаевна Кошеверова создала целый сказочный киномир, где в лиричной манере с легкой грустинкой проживали свою волшебную жизнь – короли и свинопасы, ведьмы и феи, солдаты и принцессы. У нее был свой киноязык повествования, условно-театральный стиль фильмов-сказок. Свой любимый автор – Евгений Шварц. Были и любимые актеры, постоянно принимавшие участие в постановках. Вспомним прекрасные работы режиссера: «Золушка», «Каин XVIII», «Старая, старая сказка», «Тень», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Ослиная шкура» и др.
Поэтому в первую очередь я пофантазировал, кого бы пригласила на роли в «Бременских музыкантах» Надежда Кошеверова.
Трубадур – главная роль в сказке. Он должен быть высоким, красивым, статным. Гитара и принцесса в его руках должны смотреться органично и убедительно. Повторюсь, это наш Элвис Пресли. Несмотря на то, что Надежда Кошеверова любила снимать Олега Даля в главных ролях, здесь он со своей мягкостью, интеллигентностью и субтильным телосложением не подошел бы. Мой выбор в такой сказке – Олег Видов, образца «Обыкновенного чуда» 1964 года в постановке Эраста Гарина. Он идеален по типажу русского красавца – белобрысого, статного, чувственного.
Роль Принцессы идеально подошла бы Марине Нееловой из «Старой, старой сказки» 1968 или «Тени» 1971 г. Ее дерзкая сказочная молодость, яркая вздорность и при этом современная манера держаться очень характерны для Принцессы из «Бременских музыкантов». Да и красное платье она поносить успела.
Король – один из ключевых персонажей, причем со своей песней. Здесь, конечно, пальма первенства у Эраста Гарина -- Короля из «Золушки» 1947 г. или из того же «Обыкновенного чуда» 1964 г. Спокойный рассудительный персонаж, не лишенный изящной иронии, с интеллигентной бородкой и тонкими чертами лица.
Но у Кошеверовой есть еще один претендент на королевскую корону – наш всенародный товарищ Саахов, он же Владимир Этуш, часто игравший в фильмах-сказках режиссера: «Старая, старая сказка», «Тень», «Ослиная шкура» и «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил». Он вносит ярко комедийный характер с нотками сатиры и современности. Образец обнищавшего Короля из «Старой, старой сказки» 1969 г. просто шикарен.
Атаманша, предводительница разбойников. Ну, здесь главный фаворит – великая Фаина Раневская со своим лексиконом и выразительной мимикой. По сути, злая мачеха из «Золушки» -- готовый типаж Атаманши, только платье поменять и вуа-ля! Злобного коварства, острого словца и умения подать себя – хоть отбавляй!
Гениальный сыщик – весьма непростой персонаж, в нем сочетаются высокий профессионализм и верность служебному долгу. У Надежды Кошеверовой я нашел такого кулуарного злодея – начальник тайной полиции (Бруно Фрейндлих) в «Каин XVIII» 1963 г. Он искусно плетет интриги и следит за настроениями в королевстве. Достичь высокого уровня сатиры и подцензурной современности можно именно с таким «иностранным» лицом и таким вкрадчиво-пугающим голосом.
Роли животных из именитой четверки (не путать с «Битлз»!) Кошеверова доверила бы актерам, соответствующей природной харизмы. Осла бы точно сыграл Михаил Боярский, хотя он и Кота Матвея уже играл в «Новогодних приключениях Маши и Вити» 1972 г. Но в сказке «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» Боярский небольшую роль цыгана-конокрада Федора Ивановича подал так, что она очень душевно ложится своей «лошадиной» сущностью на Осла. Да и поет он великолепно – паба-паба-па-паба!
Заколдованного в Кота доброго Волшебника сыграл Георгий Вицин в «Старой, старой сказке» -- пусть он так и остается Котом, ему очень идет. У великого комедианта Вицина в актерском багаже невероятное количество масок и выдержанных эмоций – от Хмыря в «Джентльменах удачи» до мастера Безенчука в «12 стульях». Георгий Михайлович – проверенный кадр для такой постановки.
По мультфильму получается, что Пес – самый выдержанный персонаж с тоскливо-унылым выражением морды. Он – пофигист с вытянутой физиономией. Такое лицо у Валентина Никулина, но здесь нужен кошеверовский молодой актер, чтобы в нем отражалась вся печаль и боль кочевой жизни музыкантов. Александр Галибин из «Ослиной шкуры» со скулами на лице и булгаковской глубиной мысли Мастера хорошо бы сыграл умудренного жизненной философией Пса.
Петух – это импозантное яркое существо, со своим эго и острыми шпорами. Вспомним, короля из «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», с которым Иванушка поспорил по поводу синтаксической сути фразы «с ухой». Игорь Дмитриев – костюмный актер, который словно родился в аристократическом камзоле и королевском парике. А его роль восточного принца в «Старой, старой сказке» -- чем не идеальный петух?!
Играть разбойников, которые изображены конкретными актерами великой гайдаевской троицы – Вицин, Моргунов и Никулин, весьма трудно. Но попытаться можно. Каждый режиссер волен работать со знакомыми актерами, в которых он видит ту или иную маску.
Роль Никулина лучше всего доверить Георгию Штилю – он себя хорошо зарекомендовал еще в роли Лешего в «Лесных Самоцветов» с Боярским. У него простое лицо с элементами придурковатости. Роль Вицина получилась бы у Зиновия Гердта, он часто снимался у Кошеверовой, такой бывший интеллигент. А вот роль толстого Моргунова вполне мог сыграть на контрасте Сергей Филиппов, еще один любимчик режиссера. Нескладный тощий бандит вполне мог составить прелестную криминальную компанию.
Конечно, мой подбор не идеален, возможно, Надежда Кошеверова привлекла бы еще и новые лица из числа восходящих звезд 60-70-х. Я постарался максимально выжать из обоймы ее любимых актеров яркие типажи, подходящие для такой музыкальной сказки для взрослых.
Марк Захаров – театральный постановщик любимых киносказок для кухонных вольнодумцев
Марк Анатольевич Захаров отличался от других режиссеров творческой свободой своих фильмов, либеральной (в хорошем смысле) атмосферой. К нему тянулись актеры, которым не хватало возможности самовыразиться у других мастеров или попробовать свои силы в ином жанре.
Он дружил с ведущими актерами Театра Сатиры – Мироновым, Ширвиндтом, Державиным и примкнувшим к ним писателем Григорием Гориным, даже после ухода оттуда 1973 г. в Ленком. В его главном театре Ленкоме собралась могучая кучка знаменитых актеров, с которыми он не расставался и при постановке своих фильмов.
К тому же, Марк Захаров – знатный советский постановщик ремейков – вспомните, его «12 стульев» и «Обыкновенное чудо». Зрители до сих пор не могут сойтись во мнении – чей же вариант «12 стульев» лучше, его или Леонида Гайдая. Но с «Обыкновенным чудом» все однозначно голосуют за постановку Захарова, просто фильм Эраста Гарина слишком прямолинеен и морально устарел, и проигрывал по музыкальной части.
Поэтому уж кто-кто, а Марк Анатольевич знает толк в интеллектуальных киносказках с песнями и танцами. С намеками, эзоповым языком и легким актерским хулиганством. Поэтому приступим.
Трубадур – 100% красавчик и любимчик режиссера Александр Абдулов. Он и похож, и харизматичен, ну а спеть за него за кадром и Леонид Серебренников может. Уверенный в себе и способный на поступок молодой человек с выразительным наглым лицом и хорошей физической формой. Абдулов и на лошади выучился скакать на «Обыкновенном чуде». Лучше Трубадура и не найти!
Принцессой я бы все-таки назвал Евгению Симонову – ей это больше идет. Хотя мэтр попытался бы пробовать свою дочь Александру Захарову, но ее лицо не блистает благородными изящными чертами. Киношные аристократки голубых кровей, наследные принцессы должны быть именно такими, как Симонова. Очаровательно фотогеничной, с признаками ума и доброй улыбкой.
Лучше Евгения Леонова Короля никто у Захарова не сыграл бы. Такой Король нам нужен, здесь даже обсуждать нечего. «То ли музыки и цветов хочется, то ли зарезать кого-нибудь». «Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно, — со всякими безобидными выходками. Приготовьте посуду, тарелки — я буду все это бить. Уберите хлеб из овина — я... подожгу... овин...»
Атаманшей могла бы стать Екатерина Васильева, Эмилия из «Обыкновенного чуда». Здесь все командные задатки Первой кавалерственной дамы налицо, а если вспомнить роль местечковой бандитки Софьи Тульчинской из «Бумбараша»: «Ну, какая же я бандитка! Я этуаль, голубчик, санкт-петербургская этуаль!» -- то все сходится! Васильева – прирожденная Атаманша.
Серьезный степенный Сыщик с гениально вдумчивым взглядом это Леонид Броневой. Вот он – настоящий гестаповский Мюллер из «Семнадцати мгновений», но с жизненной философией Доктора из «Формулы любви» и пониманием геополитической ситуации, как у Герцога в «Том самом Мюнхгаузене». «Война — это не покер! Её нельзя объявлять, когда вздумается! Война это... война».
Пса сыграл бы Николай Караченцов – у него соответствующая харизма верного друга, простого парня без загогулин в душе. Да и опыт мультипликационного мюзикла уже был в «Псе в сапогах». Он – типичный Пес с окраины, выросший на помойке, умеет петь и быть настоящим товарищем.
Кот -- это Семен Фарада с большим собственным самомнением и плутоватый, как Маргадон из «Формулы любви». «В будущем я буду котом. Поэтому мне дорог каждый час». Ему хорошо идут усы и гибкая пластика черного Кота в очках. «Вчера попросил у ключницы три рубля — дала, мерзавка, и не спросила, когда отдам». Музыкальные навыки тоже имеются – одно «Уно Моменто» чего стоит!
Петух – вылитый Леонид Ярмольник, ведь цыпленка табака он в «Вокруг смеха» всем показал, значит и целого Петуха сможет сыграть. Такой весь на нервах и со шпагой, как сын Мюнхгаузена. Да и либеральные ценности актера всем хорошо известны, а это подводит к мысли, что он – Петух.
Актер Николай Скоробогатов в фильмах Захарова всегда был связан с лошадьми – это кузнец Степан в «Формуле любви» и дворник Тихон в «12 стульях». У него грубые черты лица – хорошо сочетаются с упряжью и сеном. Надежный и простой в управлении Осел.
Шайка разбойников с Атаманшей – задача для Марка Захарова легкая. Здесь первым можно предложить Савелия Крамарова – с его идиотской улыбкой Балбеса получится вполне молодой Юрий Никулин, да и слава джентльмена удачи идет по пятам. Анатолий Папанов с его основательностью и манерами Лелика из «Бриллиантовой руки» -- отличный Бывалый. Ну а вицинский Трус – это Игорь Кваша, осторожный бургомистр из «Того самого Мюнхгаузена» с темным прошлым атамана Лагутина из «Достояния республики».
Конечно, меня упрекнут, что я никак не использовал невероятный творческий багаж Андрея Миронова и Олега Янковского. Но они могут быть только на главных ролях – а на втором плане использовать их слишком мелко. Миронов – не тянет на молодежного рок-бунтаря, а Янковский слишком интеллигентен для Трубадура.
Продолжение.
В продолжении я предложу рассмотреть актерский кастинг других популярных советских режиссеров.
P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.
Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок, на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.