Случилось это много лет назад. Светлана Ивановна уже засыпала, когда услышала звонок домашнего телефона. Время позднее, кто бы это мог быть? Недовольная тем, что теперь сложно будет уснуть, придётся ворочаться с боку на бок, Светлана Ивановна подняла трубку.
-Алло, слушаю,-буркнула Светлана Ивановна.
-Привет. Извини, Светочка, что так поздно, но мне очень нужна твоя помощь. У нас соседка скончалась, ну, помнишь, я не раз тебе про неё рассказывала, тётя Степанида.
-Да, помню, ты говорила, что старенькая уже, живёт давно одна,-вспомнила Светлана Ивановна.
-Понимаешь, у неё нет родных, никого, по крайней мере, она так говорила. В общем, выйди, пожалуйста, завтра за меня на работу, в мою смену. Я потом за тебя отработаю. Кому-то надо заняться всем, что необходимо в таких случаях.
-Ладно, выйду, Лена, раз такие дела,-согласилась Светлана Ивановна, хотя отказываться от своих планов в завтрашний выходной ей очень не хотелось.
Встретились Светлана Ивановна и Елена Семёновна только через несколько месяцев, когда у них совпали общие выходные. Елена Семёновна пригласила свою коллегу в гости, чтобы отблагодарить за то, что всегда выручает её в непредвиденных ситуациях, и для того, чтобы пообщаться. Хоть они и не были подругами, но относились к друг другу с большой теплотой.
-Как ты, Лена, справилась-то тогда?-спросила Светлана Ивановна, вспомнив про соседку Елены Семёновны, когда приятельницы сидели на кухне и наслаждались чаем из трав и домашней выпечкой.
-Ну, я же не одна была. Была предоставлена помощь от сельского совета, выделены деньги. А я занималась вопросами организационными. Ещё надо было найти родственников Степаниды Степановны.
-И как, нашлись родственники? Ты говорила, что старушка одна живёт, ещё ты ей постоянно помогала.
-Представляешь, нашёлся родственник, внучатый племянник родной сестры тёти Степаниды. Даже приехал, посмотрел, какие богатства тётушка накопила.
-Интере-е-р-е-е-есно. И что, какие богатства старушка накопила? Ведь жила-то она на пенсию только.
-Ой, Света, ты не представляешь, мы с женщинами, которых сельсовет предоставил, решили после поминок генеральную уборку сделать. Перевернули матрас, вообще хотели его выкинуть, до того он был старый, а под ним-деньги. Много денег! Мы дальше смотреть, а в самом матрасе-ещё деньги, пришлось в милицию звонить. Потом сидели деньги считали, считали, кошмар какой-то,- продолжала рассказывать Елена Семёновна.
- И что, много денег-то накопила соседка?- не слишком заинтересованно спросила Светлана Ивановна.
-Семнадцать тысяч рублей!- выдохнула Елена Семёновна.
-Сколько-о-о? Не может такого быть! Откуда у пенсионерки такие накопления?-воскликнула Светлана Ивановна.
-Да, да, именно столько. Ведь можно было на эти деньги машину Волгу купить, Жигули - тоже прекрасный автомобиль. Но, конечно, старой женщине ни к чему автомобиль, но, хотя бы питаться надо было хорошо, одеваться получше. А ведь моя соседка, кроме хлеба и воды, вряд ли чем -то другим лакомилась. Иногда только, когда я ей приносила выпечку с домашней сметаной, вот и все деликатесы. Ну летом ещё она ходила в лес за ягодами и грибами. Вот летом, наверное, Степанида жила получше.
-Она что, реально ничего в магазине не покупала, кроме хлеба?-удивлённо спросила Светлана Ивановна.
-Ни-че-го! Даже сахар не покупала. Говорят, когда она была моложе, держала овечек, может тогда и лучше жила. А при мне, насколько я знаю, всегда экономила, сил уже не было держать скотину, жила на пенсию, которую, похоже складывала в матрас.
-С пенсии-то столько не накопить, всё-равно, откуда тогда у неё взялась такая сумма?- недоверчиво спросила Светлана Ивановна.
-В своё время Степанида Степановна очень хорошо зарабатывала, работала в колхозе, на ферме. Тратить деньги было некуда, жила одна, поэтому денежки копила, а так-как банкам не доверяла, да и не хотела, чтобы кто-то знал, что она богатая, деньги складывала в матрас.
-И кому эта огромная сумма досталась, внучатому племяннику её сестры?-поинтересовалась Светлана Ивановна.
-А как ты думаешь, конечно, ему.
-Счастливый, враз разбогател, хотя знать не хотел, что у него тётушка родная имеется, может ей помощь какая нужна была. Наверное, сразу решил машину покупать?
-Не знаю, не знаю. Вот недавно вступил в наследство, может и соберётся покупать. Хотя, всё это сложно, ну, может мотоцикл с коляской купит, с этим-то проще.
-Да уж, повезло так повезло! Прямо завидно,- продолжала тему наследства Светлана Ивановна.
-С одной стороны, повезло человеку, а с другой... Видела я его, что-то мне кажется, что племянничек этот непутёвый, не пу-тё-вый!- констатировала Елена Семёновна.
Вот во время этих посиделок и рассказала Елена Семёновна историю жизни своей соседки Степаниды.
Степанида Степановна, Стеша, родилась в деревне, после революции, в самые тяжелые годы, рано осталась сиротой. Воспитывалась она и её сестра в семье дяди, брата отца. Конечно, спасибо дяде за то, что не пришлось девочке ходить с сумой, собирать милостыню. Но жизнь в чужой семье была не сахар. Куском хлеба не попрекали, но работать приходилось с раннего утра до позднего вечера.
В их краях дядя девочки был очень зажиточным, у него было крепкое крестьянское хозяйство. Почему его не раскулачили, не очень понятно, Степанида была маленькой, многого не понимала тогда. Может потому, что не нанимали в семье дяди батраков, всю работу выполняли сами, а может, был кто-то в далёкой Москве, кто мог заступиться.
Девочка Стеша подросла и её просватали в дальнюю деревню. В родном селе сироту, похоже, никто брать не хотел. Жених оказался из самых бедных, захудалых. Степанида с мужем, когда организовали колхоз, стали работать в колхозе. Один за другим рождались и умирали дети.
А потом началась война. Муж не успел попасть на войну, умер весной сорок первого, провалился под лёд, сумел выкарабкаться, но, видимо, сильно застудился, проболел сколько-то и умер. Степанида осталась в маленькой избушке, с двумя окнами и соломенной крышей, со свекровью и золовкой, сестрой мужа.
Прошли годы, жизнь постепенно налаживалась. От колхоза, где продолжала трудиться Степанида, выделили квартиру. Свекровь давно умерла. Золовка уехала на какую-то стройку, там вышла замуж. А в жизни Степаниды Степановны кардинально ничего не менялось. Так и жила одна. Только теперь уже в хорошей квартире со всеми удобствами, и не работала на ферме, была на пенсии.
Прошло время, Светлана Ивановна уже успела забыть историю с наследством соседки Елены Семёновны, но вспомнила при очередной встрече:
- Слушай, Лена, а как там наследство твоей соседки, Степаниды Степановны, племянник-то её как с таким богатством живёт?
-Отлично живёт, племянничек, вот как ты думаешь, что он приобрёл на эти деньги?-ответила вопросом на вопрос Елена Семёновна.
-Думаю, что хотя бы мебель купил, новую, может мотоцикл даже, а, может, в очередь на машину встал?-гадала Светлана Ивановна.
Елена Семёновна даже рассмеялась:
-Понимаешь, пропивает он эти деньги, просто пропивает. Но счастлив, у него так много "друзей" стало, всем он нужен, все его "уважают",-горестно добавила Елена Семёновна,-А, может, уже пропил, кому в долг дал, а сам и не вспомнит...
-Вот ради чего и кого копила старушка деньги?
-Цель была в жизни такая у Степаниды Степановны. Хотела быть богатой.