6 апреля 1199 года умер Ричард Львиное Сердце. …Мы не раз обращались к этому прославленному персонажу – но, всё же, напомним, что свой мужественный ник английский король приобретёт не столько за воинские доблести, сколько за свирепость... По одной из версий, происхождение прозвища связано со временами Третьего крестового похода, когда Ричард осаждал Акру (сейчас – Акка недалеко от Хайфы). В конце концов, город падёт – и победитель не придумает ничего лучше, чем перебить две с половиной тысячи пленных. (Есть мнение, что король разгневался из-за недополученного выкупа – как говорят, трупы бедолаг были выпотрошены в поисках проглоченных ценностей… Впрочем, другие исследователи полагают, что Львиным Сердцем его прозвали раньше – войн (включая междоусобные) в жизни Ричарда Плантагенета хватало). …Заметим – другое его прозвище: Ричард-Да-И-Нет; в перманентных конфликтах король часто и неожиданно для окружающих менял стороны.
…Так или иначе – именно после инцидента в Акре оба партнёра по походу – австрийский герцог Леопольд и французский король Филипп II – не только засобираются домой, но и превратятся в лютых врагов своего монаршего коллеги!.. (По правде сказать, причины для, как минимум, сильной нелюбви у них имелись и другие – именно при штурме Акры Леопольд первым водрузит на стене флаг – но ревнивый Ричард его выбросит, заменив своим! Что касается Филиппа, то тут проблем был целый клубок – в основном, связанных с тем, что, в силу династических причин, Ричард совмещал должность короля Англии с титулами герцога Аквитанского и Нормандского, графа де Пуатье, графа Анжу… кажется, что-то ещё… одним словом – владел куда большим количеством земель во Франции, чем сам французский король!.. (Были и бытовые нюансы – Ричард расторг помолвку на сводной сестре Филиппа, Алис – но тут его понять можно… невеста открыто жила с отцом жениха, Генрихом II).
…Леопольд отомстит по-своему – изловит Ричарда на обратном пути из Палестины и два года продержит в плену – пока матушка Алиенора Аквитанская, не внесёт за сынка выкуп, равный двум годовым английским бюджетам!.. Освободившись, тот начнёт воевать с Филиппом (правда, с перерывами) – и, во время очередного обострения, короля, что называется, «настигнет костлявая»… (Как мы увидим, в дело вновь – и в очередной раз! – вмешается металл, который рыцари, может, и называли вслух «презренным» – но отнюдь таковым не считали).
…В январе того года Ричард заключил очередное перемирие с Филиппом – но тут к английскому королю прибывают гонцы от вассального Адемара V Лиможского – на его землях нашли клад, и часть сокровищ виконт, с наилучшими пожеланиями, передаёт сюзерену… «Часть?!...» – взорвался Ричард. (Сдаётся, Адемару лучше было бы вообще промолчать, зная, что Львиное Сердце «…со многим усердием облегчал бремя всех тех, кого несколько отягощало их серебро»… но уж – что вышло, то вышло). Подозрительный король выступает в поход… (Ехать далеко не пришлось – как мы помним, Ричард предпочитал обретаться на континенте; за десять лет своего правления английский король не проведёт в Англии и полугода – причём местного языка тоже выучить не удосужится).
…Замок Шалю-Шаброль выглядел куда слабее Акры… и его защищала кучка какого-то сброда – всего с двумя рыцарями во главе. Один из них – в самодельных доспехах и со сковородой в качестве щита – особенно смешил королевскую армию… Однако – именно этот человек, перед самым началом штурма, умудрится пальнуть в сторону врага из арбалета – и угодить прямиком в шею Ричарду… (Король расслабился – и выехал осматривать позиции без доспехов…) Насчёт стрелка источники расходятся – не то его звали Пьер Базиль, не то – Бертран де Гудрун… говорят также, что роковой выстрел был сделан из лука – а стрела попала в плечо… Ричарду от этого не легче… (Гипотезу о яде в наши дни опровергнут… по наиболее распространённому мнению, король пал жертвой неискусного лекаря – причиной смерти станет заражение крови). Так или иначе – Львиное Сердце промучится десять дней – и умрёт на руках матери, 77-летней Алиеноры Аквитанской…
P.S. ...Незадолго до смерти король узреет своего убийцу (за это время замок успели взять) – как говорят, Ричард не только простит врага, но и пожалует ему немалую сумму денег!.. Увы… не успеют глаза монарха сомкнуться – как подданные, переглянувшись, решат, что его разум был помрачён предсмертными муками… С Базиля (или – де Гудруна… или – как бы он ни звался) сдерут кожу – а потом, для верности, ещё и повесят… Что касается трона, то он перейдёт к братцу Ричарда, Иоанну, которого мы больше знаем как Принца Джона – и чьим именем последующие островные монархи остерегутся называть наследников… Впрочем, это – совсем другая история.