Найти тему

Видеоурок о Карте гипотез. Не гипотеза, а запрос на анализ

Оглавление

На обучениях по Карте гипотез и на стратсессиях, которые я провожу, участники с упорством, достойным лучшего применения, делают одну и ту же ошибку. Посмотрите на эту карту:

Карта гипотез с ошибкой
Карта гипотез с ошибкой

Какую проблему вы на ней видите и как бы вы предложили её исправить?

Я записал видео, где рассказал ответ на этот вопрос. Но перед публикацией видео, я предложил подписчикам канала о Карте гипотез поискать проблему самостоятельно и написать свои варианты в комментариях. Перейдите по ссылке и для начала почитайте, какое решение предложили практики этого метода.

Не гипотеза, а запрос на анализ

Гипотеза из примера не соответствует формату и требованиям:

Если <воздействие на субъект>,
то <изменение поведения субъекта>,
потому что <идея, описывающая, почему воздействие должно изменить поведение субъекта>

Нарушен буквально каждый пункт требований, потому что:

  1. «Если изучить текущие боли и желания преподавателей» – это не воздействие на субъект, а только наше желание изучить, как можно было бы на него воздействовать.
  2. «то мы сможем сделать им точные предложения по преподаванию доп. материалов, на которые они наверняка согласятся» – это не изменение поведения субъекта. Вместо этого описана задача, которую нам надо сделать.
  3. «потому что мы будем отлично понимать их мотивацию» – это не идея, описывающая, почему воздействие должно изменить поведение субъекта, а надежда на то, что в будущем у нас такая идея появится.

Утрировано предложенную Карту гипотез можно записать вот так:

Утрированный пример по аналогии
Утрированный пример по аналогии

Или иначе: «Если сделать хорошо, то и будет хорошо». Пользы для бизнеса от такой Карты гипотез нет.

В базе знаний о Карте гипотез однозначно указано, чем метод является и чем не является:

Карта гипотез – это не метод бизнес-анализа
Карта гипотез – это не метод бизнес-анализа

Что делать, если вам попалась такая Карта гипотез? Вместо попытки заполнить гипотезу своими мечтами, нужно явно записать, что на данный момент вы не знаете, каким образом можно повлиять на субъект:

Нет знаний для написания гипотезы
Нет знаний для написания гипотезы

Благодаря этому участники стратсессии увидят, что на данный момент недостаточно знаний и данных для построения стратегии.

Что можно сделать, чтобы появились знания и данные, которые необходимы для написания полезной гипотезы:

  1. Привлечь экспертов в предметной области.
  2. Сделать бизнес-анализ.
  3. Погрузиться в жизнь, сделать CusDev.

В целом, нужно узнать, как устроен мир вокруг вашего бизнеса и как устроен сам ваш бизнес.

Если вернуться к нашему примеру, то нужно узнать чем живут преподаватели ВУЗов, какие у них боли и желания. После этого исследования можно возвращаться к созданию Карты гипотез. У нас появится материал для формулировки гипотез, которые влияют на субъекты, и могут привести нас к желаемой цели.

Видеоурок

Я записал развернутое пояснение, чтобы вы могли посмотреть и послушать мои рассуждения на эту тему. В видео подробно показана суть проблемы и решение:

Для того чтобы Карта гипотез приносила максимум пользы, учитесь использовать этот инструмент как профессионал. Узнавайте все нюансы и тонкости из первоисточника:

  1. Книга о Карте гипотез
  2. Телеграм-канал
  3. База знаний о методе