Долгое время единственным ярким образом, который всплывал из памяти при слове "магнолия", было величественное дерево с голыми ветвями, сплошь усыпанными бело-розовыми цветами. Пронзительно-голубое небо, тяжелые лепестки падают вниз и хочется продлить этот момент. Магнолии Суланжа украшают весной многие города Европы. У кого-то они ассоциируются с отдыхом на юге, у Черного моря. В общем, такая магнолиевая классика.
Но стоило мне один раз увидеть в ботаническом саду Кью (Kew Gardens) как цветет магнолия Кемпбелла, и я безоговорочно отдала ей пальму первенства в своем рейтинге. Этот розовый цвет, такой необычный, даже экзотичный, абсолютно невозможно забыть. Наверное, этим отчасти объясняется бурный рост популярности новых сортов магнолий в европейских питомниках.
На фото прекрасный розовый цветок размером с голову? Очень вероятно, что вы смотрите на один из шедевров новозеландской селекции Феликса и Марка Джури (Felix Jury, Mark Jury).
Феликс присвоил имена только 8 своим культиварам - магнолиям ‘Apollo’, ‘Athene’, ‘Atlas’, ‘Iolanthe’, ‘Lotus’, ‘Milky Way’, ‘Serene’ и ‘Vulcan™’ . Сорт ‘Mark Jury’ был назван им в честь сына, но, в сущности, этот сеянец был получен им из другого питомника Hilliers, считается, что это был гибрид M. campbellii ssp mollicomata ‘Lanarth’ x sargentiana robusta.
Скрещивая магнолии, Феликс Джури хотел получить растение с большим ярко-розовым цветком в форме «чашка с блюдцем», как у Магнолии Кемпбелла, и добиться раннего цветения дерева. Собственно ‘Mark Jury’ и послужил для дальнейшей работы и создания других сортов. Большой цветок действительно большой – до 35 см, абсолютно фантастическая картина, когда ими покрыто целое дерево.
Марк Джури продолжил дело своего отца и, несмотря на огромный масштаб проделанной работы – более 1000 цветущих взрослых магнолий в питомнике, отобрал и присвоил имена только 4 листопадным сортам магнолии – ‘Black Tulip’, ‘Burgundy Star™’, ‘Felix Jury’ (иногда встречается в продаже под названием 'Meganolia') и ‘Honey Tulip™’.
Здесь самое время сказать про климат здешних мест. Tikorangi Jury Garden формально расположен в зоне умеренного климата, но условия здесь такие мягкие, что вполне благоприятны для выращивания субтропических растений (кроме магнолий здесь растут камелии, цитрусы, авокадо и т.д.). Лето не жаркое, зима +14, редкие заморозки с температурой около нуля. Очень хорошая влажность и достаточное количество осадков.
Очевидно, перед создателями сортов не стояло задачи вывести самые морозостойкие растения. Наверное, поэтому для данных сортов можно встретить довольно противоречивую информацию в описании.
Например, ‘Mark Jury’ – это USDA zone 7. ‘Black Tulip’ - USDA zone 6-7. Как говорится, дальнейшие испытания – на свой страх и риск.
Но на этом рассказ о новозеландских чудесах не заканчивается. Живущий неподалеку Ванс Хупер - Vance Hooper всерьез занялся разведением магнолий в 1987 году, ставя перед собой задачу создания компактных растений для маленьких садов.
Основой для многих сортов его селекции послужила Magnolia x soulangeana "Sweet Simplicity".
В 2011 году заняла 1е место на Международная выставка растений в Эссене (Германия) его магнолия - Magnolia x "Genie". (Magnolia liliiflora ‘Nigra’ x Magnolia ‘Sweet Simplicity’) x Magnolia ‘Sweet Valentine’. Причем Magnolia ‘Sweet Valentine’ – это гибрид M.’Sweet Simplicity’ и M."Black Tulip. Таким образом, мы получаем компактную 3-4 м магнолию, усыпанную маленькими 5-7 см. пурпурными «тюльпанчиками», с некоторой надеждой на морозостойкость (слышала разные мнения на этот счет).
А если хочется цветы покрупнее, до 18-20 см в диаметре – еще один гибрид M.’Sweet Simplicity’ и M.’Black Tulip’ – магнолия 'Cleopatra'. (Говорят, что испытана в условиях до -24, но лично у меня в защищенном месте в Москве больше мучилась, чем росла. Так что для себя я эти эксперименты закончила. Все новозеландские сорта у меня растут в саду на юге).
Август – время пышного цветения магнолий в Новой Зеландии. Ну да, мы же антиподы, и весна здесь длится до ноября. Одними из первых в июле раскрываются магнолия Кемпбелла и сорт Феликса Джури ‘Vulcan’, иногда, правда, маленькие опоссумы совершают грабительские набеги и полностью выедают бутоны, набивая свои животики розовыми лепестками.
Цвет этих лепестков - волшебный, яркий, от розового до лилового и бордового, вот что отличает здешние сады магнолий от европейских. На получение этих культиваров ушли многие годы упорного труда, где здешние селекционеры соревновались, чтобы получить самый большой, самый красный цветок, от которого бы дух захватывало.
Однако климат здешних мест играет важную роль. Например, уже сейчас, 60 лет спустя, понятно, что некоторые сорта Джури, тот же легендарный ‘Vulcan’, в более холодном европейском климате становятся тускло-лиловыми. Как я уже рассказывала ранее, Марк Джури, продолжил дело отца – одними из самых ярких, почти красных магнолий являются 'Burgundy Star' и сорт с восхитительной формой цветка 'Felix Jury'.
Сорт ‘Vulcan’ послужил основой для многих гибридов, полученных Яном Балдиком (Ian Baldick ). Он занялся коллекционированием и гибридизацией магнолий более 40 лет назад, вдохновившись знакомством с другим селекционером – Освальдом Блюмхардтом (Os Blumhardt). А сейчас в саду около 300 деревьев, здесь растут его собственные культивары и многочисленные сеянцы. Цветение некоторых магнолий надо ждать долгие годы. Как вспоминает сам Ян: «выращивал один сеянец и ждал 28 лет, пока он зацветет. Но растение не понравилось и спустя 31 год пришлось его выдернуть».
Балдику нравятся большие, ароматные и яркие цветы. И когда получаются достойные экземпляры, он дает им имена и выпускает на рынок. Хотя большим бизнесом это назвать сложно, скорее это хобби, призвание, дело всей жизни. Питомники, конечно, платят что-то селекционеру. Но он говорит, что магнолии – это его «подарок миру». Авторству Яна принадлежат примерно 35 сортов. Его любимый сорт - 'Strawberry Fields' – клубнично-красного цвета, в отличие от бордово-красных цветов других сортов. Для небольших садов подойдут - 'Ian's Red' и 'Red as Red'.
Ванс Хупер пошел своим путем, делая упор на отбор компактных растений для небольших садов (сама магнолия Кемпбелла - огромное дерево), зацветающих уже в молодом возрасте (чтобы не ждать по 20 лет). Среди его сортов есть магнолии с двуцветными, контрастными цветами – темные снаружи и светлые внутри (магнолии ‘Cameo’, ‘Old Port’). Но есть у него и множество «красных» сортов - магнолия 'Genie' с пурпурно-малиновыми цветами, пурпурно-лиловая 'Cleopatra'.
На фото ниже еще один его сорт - магнолия 'Brixton Belle' (['Sweet Simplicity' × 'Black Tulip'] × 'Sir Harold Hiller') - сложный гибрид с крупными насыщенно-розовыми цветами изящной округлой формы.
Вот такая история красных-прекрасных магнолий, выращенных на склоне вулкана в далекой Новой Зеландии, а теперь стремительно захватывающих европейские питомники и наши сердца.