Общая характеристика журналов Дж. Аддисона и Р. Стила
Знали ли вы, что форму нравоучительной журналистики Ричарда Стила и Джозефа Аддисона определила серия памфлетов Свифта «Бумаги Бикерстафа»? Не знали? А так и вышло. Дело в том, что Свифт создал комическую маску Исаака Бикерстафа, а Стил решил использовать эту маску для издания нового журнала. И этому журналу под названием «Болтун» было суждено положить начало всей европейской нравоучительной журналистике. Читателя заинтересовала удачно подобранная (или всё-таки найденная) маска и точно выдерживаемая программа: основное авторское «я» Стила – Бикерстаф - философ, к которому обращались за решением трудных вопросов.
В 1710 году Джозеф Аддисон проявил интерес к изданию своего друга и стал присылать в журнал статьи и эссе. С приходом Аддисона качество публикаций многократно возросло. Структура журнала стала основываться на одном эссе, которое являлось стрежнем номера, создавалось либо Стилом, либо Аддисоном от имени выбранной маски и посвящалось лондонским событиям. Номера выходили три раза в неделю и также включали в себя мелкие объявления и заметки. Интересно и то, что название журнала было выбрано неслучайно: Стил начал выпускать его для развлечения женского пола. «Болтун» и положил начало европейской нравоучительной журналистики. Однако на пике своей популярности в 1711 году издание прекратило свое существование, поскольку создатели боялись, что маска Бикерстафа может потерять привлекательность.
Но Стил и Аддисон не такие уж простые ребята. В этом же 1711 году они создали самый удачный журнал в своем творчестве – «Зритель». Здесь журналисты разработали целую галерею масок – членов клуба, собиравшихся для рассуждения на замысловатые темы из раздела политики, философии, театра, литературы… Тираж «Зрителя» составлял целых 14 тысяч экземпляров, а читатели во всей Европе с нетерпением ждали новых выпусков. Журнал стал первым в мире ежедневным журналом – он выходил 6 раз в неделю! Тем не менее, читателей ждал всё тот же сценарий: как только журнал достиг пика своей популярности, Аддисон и Стил решили сменить литературные маски. Круг участников клуба распался (судьба развела создателей журнала), и вместо «Зрителя» появился новый журнал «Опекун». Его Стил издавал самостоятельно. Только с 67-го номера Аддисон вернулся к другу и помог завершить обрисовку новое галереи масок. «Опекун» имел почти такой же успех, как и его «предок», однако просуществовал лишь около года, поскольку издательский союз Ричарда Стила и Джозефа Аддисона распался.
Каким же феноменальным было влияние аддисоновских журналов на развитие английской и европейской журнальной традиции! Вы просто представьте, только в Англии количество подражаний составляло несколько десятков. Более того, журналы Аддисона и Стила переиздавались по несколько раз в виде книг и были переведены на большинство европейских языков. Это ли не говорит об их большом вкладе в европейскую журналистику?
Анастасия Лютикова
Дж. Аддисон и Р. Стил как основоположники просветительского романа
Классицизм изжил себя. Традиционная замкнутость и регламентация надоели. Людям захотелось свободы. Возрос интерес к духовным ценностям, а вместе с тем и художественный потенциал культуры. В этих условиях, как на дрожжах, росла эссеистика. А Аддисон и Стил в своих журналах вылепили из нее новый литературный жанр — просветительский роман.
При этом сам Аддисон предпочитал не загонять свое творчество в рамки какого-либо жанра. Он был своего рода панком XVIII века — это позволило ему окончательно оторваться от традиций классицизма, строить качественно новое взамен уходящему старому. Он обрамлял свои идеи традиционными жанрами, вплетая новаторство в знакомую для публики обертку. Он опирался на национальную литературу, интересовался нравственной природой человека, стремился сделать свое творчество нравоучительным.
«Болтун», «Зритель» и «Опекун» явились предтечами жанра английского бытового романа. Это были не просто листки и журналы с сухими фактами или ненужными суждениями. Это были художественные произведения с целым набором характерных персонажей. Стил называл себя и своих коллег новеллистами:
«I have for this day or two last past observed, that we novelists have been condemned wholly to the pastry cooks, the eyes of the nation being turned upon greater matters».
При этом материалы в журналах никогда не подписывались. Адисон и Стил представлялись неким «биографическим» автором, то ли одним лицом, то ли их группой. Этот вымышленный автор соединял все номера всех трех журналов, превращая их в единый мирок, созданный перьями «новеллистов».
Творчество Стила и Адисона не просто так назывались романом. Их журналы выводились за границы жанра эссеистики, документалистики, публицистики расширением их художественного пространства за счет использования вымысла, образов, не имеющих прямых соответствий в реальности, но составлявших важный способ художественного обобщения. К поэтике романа здесь тяготела детализированная среда обитания персонажей (жилища, улицы, места встреч), а также целый спектр типологических героев. Первым и главным среди них был Исаак Бикерстаф, философ, к которому обращались за решением трудных вопросов. Его устами авторы высмеивали мошенников (он предупреждал зрителей не верить календарю мистера Патриджа), судили о поэзии (Бикерстаф высказывал суждения о Гомере и Вергилии), нравоучали людей и цензурили нравы, но выражали это не в прямых философских сентенциях, а в характере изображения людей и нравов.
«Общей целью всего было рекомендовать правду, невинность, честь и добродетель, как главные украшения жизни».
А также они сталкивали Бикерстафа с другими персонажами, расширяя художественный мир новыми ситуациями.
В «Зрителе» на первый план выходит другая фигура — фигура Зрителя. Это не совсем художественный образ в собственном смысле слова, какие предстанут в дальнейшем в романах Филдинга, Ричардсона. Это образ-представление, олицетворяющий здравый смысл, религиозно-нравственную настроенность души.
«Если я никогда не прославлял и не льстил им [женщинам], то никогда и не изобличал и не противоречил им... Я буду посвящать значительную часть раз-мышлений на их пользу и буду руководить молодую девушку в обязанностях, приличных девству, браку и вдовству».
Аддисон доводит здесь образы до их максимальной приближенности к художественному идеалу. Он преодолевает прямую нравоучительность, индивидуализирует персонажей, совершенствует повествовательные элементы. В «Зрителе» складывается «история», сюжетная канва, оттачивается литературная техника, объединяющая собрание отдельных конкретных историй и деталей в единое целое. Кроме сатирико-нравоучительной цели ощущается присутствие собственно художественной задачи — отобразить в слове быт и нравы современников. Творческая гибкость растворяет нравственно-поучительную сверхзадачу в повествовании - она становится художественной идеей произведения.
В «Зрителе» Аддисон довел идею просветительского романа до совершенства. Вместе со Стилом они создали новый тип журналов и по содержанию и по форме, преобразовали журналистику, с распростертыми руками встретив новую эпоху. Просветительский роман продолжил формироваться в Англии и влиять на культуру и общество всей Европы.
Мирон Гайл
Сатира в журналистике XVIII века
Сатира в английской публицистике, как и в литературе, предоставляет для авторов возможность высказать свои истинные мысли и суждения, заставить читателя задуматься о наболевших в обществе темах, через юмор и иносказания.
Сатира - вид комического произведения; беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения (и критики), разрешающееся смехом, откровенным или подспудным, «редуцированным», специфический способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий ее как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное посредством смеховых, обличительно-осмеивающих образов.
Если вам вдруг захотелось окунуться в мир сатиры и узнать об этом наикрутейшем жанре подробнее – тык сюда.
В литературе XVIII века сатира стала приобретать новые формы и добралась до журналистики. Сатирические журналы «Зритель», «Болтун» и «Опекун» породили такие жанры мелкой журнальной сатиры как:
· Диалогический
· Очерковый
· Пародийный
Но этим всё не ограничилось. В XVIII веке кроме новых жанров английская журналистика познакомилась и с новыми именами авторов, которые создавали эти самые сатиры: Г. Филдинг, О. Голдсмит, Т. Смоллет, Л. Стерн, Р.Б. Шеридан.
Несмотря на то, что каждый из авторов преследовал свои цели и пытался донести свой взгляд на те или иные события, явления, общее в их произведениях углядеть всё же можно. В большинстве своём, внимание авторов было приковано к политике и обществу, пороков которых больше, чем звёзд на небе.
Если после прочтение материала у вас появилось желание углубиться в тему сатирической журналистики или, возможно, ваши руки захотели просто потыкать на разные ссылки, то мы предоставим вам такую возможность – тык сюда. Авторы ручаются, что после перехода по ссылке, с вашей карты не спишутся деньги. Мы не мошенники. Мы журналисты.
Анастасия Макарова