Найти тему
Огородная рапсодия!

Пришло время рассказать немного о себе. Комсомольская школьная жизнь.

"Я смотрю на фотокарточку:
две косички, строгий взгляд, и мальчишеская курточка, и друзья кругом стоят..." (Булат Окуджава)
Как я уже писала ранее, в конце седьмого класса я вступила в комсомол и с головой окунулась в общественную работу. Мне это очень нравилось. Я хорошо рисовала, всегда была инициатором и исполнителем в оформлении классной стенгазеты, поэтому меня сразу выбрали в школьную редколегию. По моей просьбе, отец моего друга детства-дядь Гриша- сделал из реек нам информационный уголок, который занял на первом этаже школы значительную часть стены. Мы с ребятами придумали, что будем выпускать не одну, а несколько стенгазет. Одна - ежемесячная -отображала все планируемые мероприятия в школе на предстоящий месяц. Вторая- поздравительная- там мы рисовали красивые стенгазеты с поздравлениями к праздникам, поздравления учителей и школьников с днем рождения. И третья, самая острая, сатиричная, но она стала самой желанной, еженедельной, вывешивали мы ее в понедельник после второго урока и к этому времени собиралась толпа учеников, чтобы увидеть, что за неделю увидели и кого пропесочили мы в очередном номере. Доставалось всем: и нерадивым ученикам, и злостным прогульщикам, и задирам и забиякам... Причем мы не только рисовали, а рассказывали о проступках в стихотворной форме. Через некоторое время у нас на газету не хватило материала, это было очень действенно, и никому не хотелось попадать на стенд таким "героем" и на целую неделю стать предметом повышенного внимания. И тогда мы изменили тактику -плохие поступки мы изображали в мрачных тонах, но большую часть газеты мы стали посвящать хорошим поступкам наших учеников и учителей, а их, поверьте, было не мало. А это уже всем было приятно, что их заметили, обратили внимание и рассказали всем. Часто бывали случаи, что, когда мы меняли стенгазету на новую, то тот ученик или ученица, о которых мы написали, подходили и просили, чтобы мы отдали им ее на память. В начале 8 класса меня выбирают секретарем комсомольской организации нашей школы. И я понимала, что надо что-то менять, что-то сделать так, чтобы школа для всех стала действительно вторым домом, чтобы школьники с удовольствием спешили на занятия и не спешили уходить домой. Надо сказать, что не чем было заниматься вне школы ребятам. Два-три раза в неделю новое кино привозили в клуб и все. Надо отдать должное учителям, мы провели совместное совещание и они поддержали нас. Раньше как-то с этим было строго и учителя обязаны были вести факультативные занятия после основных уроков, но не все это делали. Так вот первое, что мы обсудили с учителями, это тематику факультативных занятий. И, конечно, это все было вынесено на доску-какие занятия, когда и во сколько. Постарались составить так, чтобы факультативы не совпадали по времени. Вот я, например, посещала факультатив по математике, физике, русскому языку и литературе. Для младших классов факультативные занятия проводили старшеклассники. Все были при деле. С учебным процессом все у нас в школе было отлажено. Нам действительно здорово повезло, у нас были замечательные учителя, которые знали свои предметы, любили свою работу и уроки проходили интересно и увлекательно. Наш зауч по учебной части -Валентина Петровна, стала инициатором кабинетной системы и мы с удовольствием включились в эту работу и помогали оформить кабинеты физики, химии, математики, литературы и русского языка, биологии, географии...Вот вспоминаю, как у нас начинался урок географии- вела его Валентина Алексеевна, никогда во время урока она не открывала учебник и не читала с него, она знала темы на зубок. Первые 15 минут урока посвящались тому, что учащиеся рассказывали по теме информацию, которую они нашли и прочитали в периодике (газеты, журналы) и, каждый старался найти что-нибудь поинтереснее. Далее минут 15 она рассказывала нам по новой теме и, оставшееся время, была письменная работа по прошедшему материалу-карточки с вопросами, на которые мы давали ответы. А как проходили уроки алгебры и математике! У меня это был любимый предмет, и не потому, что его преподавала моя мама)), а потому, как она это делала и к тому же я видела, как она готовилась к урокам, как прорабатывала теорию, прорешивала все задачи и примеры. Учитывая разный уровень учащихся, она старалась построить урок так, чтобы никто не заскучал, всем было понятно и задания раздавала с учетом подготовки ученика.
Но что делать учащимся после занятий и в выходные дни? Бесцельно слоняться по улицам? И мы придумали чем их занять. Мы стали готовить еженедельные тематические вечера, устраивать КВНы, "А ну-ка парни" или "А ну-ка девушки!" и т.д. Например вечер, посвященный болдинской осени. В актовом зале по кругу мы расставляли столы, каждый старший класс должен был нарисовать на ватмане красивый осенний пейзаж, подготовить вне школьной темы красивые стихи про осень. На столах зажигали свечи, тушили свет в зале. Зрители сидели на скамьях в зале, а группы из каждого класса садились за столы и по очереди вставали и читали стихи. У нас в параллельном классе училась девочка-Наташа, жила в интернате, она так читала стихи! С таким выражением, что все слушали ее затаив дыхание! Вечера длились до позднего времени. После окончания, каждый зритель на выходе должен был опустить в коробку листочек с номером класса, выступление , которого им больше всего понравилось. Мы подсчитывали затем голоса и в стенгазете оглашали результаты.
Или например интернациональный вечер. Каждый класс тянул жребий, какая страна выпадет им. У нас была Испания. Мы специально к этому вечеру сшили себе узкие длинные черные юбки, мальчишки в черных брюках и все в черных водолазках с красным бантом. Мы рассказывали о гражданской войне в Испании в 1936-39 году, рассказывали о Долоресе Ибаррури, о помощи испанской республике от СССР... Пели "Гренаду, , выучили "Venceremos" на испанском языке, читали стихи Виктора Хары:
"Поэтому я хочу крикнуть:
не верю я ни во что,
кроме тепла твоей руки твоей
у меня в руке,
поэтому я хочу крикнуть:
не верю я ни во что,
кроме Любви,
что делает нас людьми.

Кто может спокойно снести
удары затрепетавшего сердца,
или стенанье женщины,
отдавшей свое дитя?
Кто? (La Luna Siempre Es Muy Linda")

А как же без музыки? Летом мы договорились с директором совхоза и пошли работать на каникулах к ним в поле. Как раз в стране происходил подъем целинных земель, в сельских школах был введен предмет "Машиноведение", на котором мы изучали устройство тракторов, сначала теория, а потом и практика. Так что мальчишкам доверяли под наблюдением, конечно, работать на технике. Девчонкам в основном доставалась прополка. Заработанные деньги совхоз перевел на счет школы и на них были закуплены музыкальные инструменты- три электрогитары, барабанная установка, ионика, микрофоны. И мы создали свой музыкально-инструментальный ансамбль. После тематических вечеров два-три часа мы устраивали концерт и танцы!))). Мы стали готовить концертные программы к праздникам и выезжать с выступлениями в близлежащие поселки, встречали нас люди очень тепло. В итоге наши субботние вечера приобрели такую популярность, что мы вынуждены были ввести пригласительные билеты, так как актовый зал уже не вмещал всех желающих.

Один из таких вечеров стал судьбоносным в жизни одного из наших учеников, а для меня эта история, как я считаю, стала одной из лучших, которая могла произойти и оправдать мое участие в комсомоле. В 7 классе учился мальчик Юра, очень тяжелый подросток. В его семью пришла беда, его родители погибли в автомобильной катастрофе, старшая сестра училась В Ленинграде и он жил с бабушкой. Юра стал просто неуправляемый, бабушку не слушал, уроки прогуливал, да к тому же связался с преступной группировкой, возглавляли, которую два брата, занимались они взломами и кражей товаров с "почтовых поездов", на которых перевозили радиотехнику и товары народного потребления. Юра был маленького роста, щупленьким и они из него сделали "форточника". Мы, конечно, об этом к сожалению узнали, когда их всех арестовали при очередной краже. Юре грозила колония для малолетних. Мы с нашим заучем Валентиной Петровной дошли до секретаря обкома, и под мои с ней горячие заверения, что мы возьмем его на поруки, что будем контролировать каждый его шаг, с условием, что до первого "залета" его оставляют на свободе и не заводят на него уголовное дело. И начались месяца кошмара. Он не шел со мной на контакт, грубил, матерился, дрался, прогуливал школу...Никакие уговоры, никакие разговоры по душам не помогали. Мы его в буквальном смысле конвоировали из дома в школу и обратно... Уже опускались руки, не знали что делать... Как раз должен был состояться очередной вечер-соревнование между классами "А" и "Б" и одно из заданий было, кто больше расскажет стихотворений, споет песен, станцует танец, покажет сценку. И вот в субботу начался, как сейчас бы сказали-батл! Зрители также были поделены на две группы-"Ашников" и "Бэшников"))) Юра пришел и сидел в первом ряду, болел за наш "А"-класс. Мы шли на равных, надо отдать должное, что все подготовились очень хорошо. Неужели ничья? Уже закончились все стихи, песни, которые мы знали, у "Бэшников" тоже.... И тут мой взгляд упал на Юру. В его глазах, в том, как он то сидел, то вскакивал, я увидела, что он что-то может, а главное хочет показать. Азарт битвы захватил его! Я подбежала к краю сцены и закричала: "Юра! Выручай! Видишь, мы проигрываем, помогай!" И Юра вышел на сцену. Если бы Вы его только видели! Он прирожденный пародист. Он стал показывать директора школы, учителей, меня- это было очень узнаваемо, потому что он играл и показывал походку, мимику, любимые выражения, манеру разговора...Зал хохотал, узнавая всех , и аплодировал Юре! На следующий день, мы его не узнали, как будто родился новый человек. Он стал моим "хвостиком", помогал в организации всех мероприятий, подтянул учебу, стал дружелюбным, пропала напускная ершистость... Через три месяца приехала его старшая сестра и увезла Юру в Ленинград.

Прошло пять лет. Я уже вышла замуж и как-то летом мы с моим мужем приехали к моим родителям в гости. Был вечер, мы сошли с поезда и еще стояли на вокзальной платформе, обнимаясь с встречающими нас родственниками. И вдруг к нам подходит молодой человек в военно-морской форме, здоровается и обращается ко мне с вопросом: узнаю ли я его? Я ответила, что нет. И услышала: Я-Юра! Спасибо тебе большое за все! Для меня это была лучшая награда в жизни! У него все сложилось хорошо! Окончил школу, затем мореходку, стал военным моряком, женился, двое детей. То есть все было не зря!)))

Это лишь маленькая толика из моей трехлетней комсомольской жизни! Не хочу показаться не скромной, но наша школа и наша комсомольская ячейка стала одной из лучшей в области и в 1978 году мы были представлены и награждены почетным знаком ВЛКСМ.

Значок ВЛКСМ
Значок ВЛКСМ

Закончилась школа, в прошлом остались школьные друзья и я уехала учиться в Москву. Но это уже совсем другая история!

Спасибо, что дочитали до конца! Жду Ваших комментарий. Ваше мнение очень важно для меня! До встречи!