Найти тему
Моя страна Россия

Монастыри Москвы. Высоко-Петровский мужской монастырь

Монастыри — неотъемлемая часть Москвы, вписанная в ее код. Часто их не замечают в обычной жизни, но именно их присутствие делает город великим.

От Петра-святителя до императора Петра

Согласно преданию, обитель была основана в 1315 году самим святителем Петром, митрополитом Киевским, Владимирским и всея Руси, обосновавшимся в Москве и перенесшим сюда свою кафедру. Тем самым он определил главенство Москвы среди других русских городов, это во многом способствовало тому, что град впоследствии стал стольным…
В те далекие времена место, что выбрал святитель Петр, было малолюдным. Крутой, поросший лесом берег реки напомнил ему о молодых годах, когда,
будучи простым иноком, в глуши на берегу реки Раты он устроил келью, приняв
обет безмолвия. После того как Петр стал митрополитом, ему приходилось много времени проводить в разъездах, мирить удельных князей, беспрестанно общаться с паствой. А душа требовала уединения для молитв. Потому-то и место для церкви во имя апостолов Петра и Павла митрополит приглядел на тихом берегу Неглинной близ села Высокое.

Первый храм будущей обители поначалу был деревянным. Постепенно вокруг стали селиться иноки. Несмотря на то что Москва в те годы часто горела, храм и обитель снова и снова возрождались на прежнем месте. После очередного масштабного пожара в 1514 году, спустя 200 лет с момента основания, на старом месте был отстроен, теперь уже в камне, новый собор. Его спроектировал и возвел придворный зодчий Василия III Алевиз Новый, итальянец по происхождению, который построил также Архангельский собор в Кремле. Новый храм освятили в честь основателя обители святителя Петра. А холм, на котором он стоит, в народе прозвали Петровским.

-2

В Смуту во время польской интервенции монастырь был разорен и разграблен, однако после победы над интервентами в 1612 году начал возрождаться. Вокруг него выросла каменная стена. Как считается, преобладающий красный цвет во внешнем облике обители говорит о ее связи с царствующим домом. Это цвет власти, могущества. На богомолье здесь в разные времена бывали Иван Калита, Дмитрий Донской, Василий III, Алексей Михайлович, Петр I. С древним родом матери Петра Великого, Натальи Кирилловны Нарышкиной, связан период подъема и процветания монастыря. Именно бояре Нарышкины отстроили обитель в камне.

Архитектурный облик Высоко-Петровского монастыря — сдержанный, мужской, суровый, построенный вокруг темы подвижнического труда.

Случилось так, что Нарышкины и Высоко-Петровский монастырь оказались
соседями. Деду Петра I, Кириллу Нарышкину, принадлежал участок земли, расположенный поблизости. Когда будущего императора крестили, его дед подарил свои земли обители. Более того, свое имя — Петр — новорожденный тоже получил в честь ее основателя, святителя Петра, почитавшегося горожанами, считавшегося защитником Москвы.
В монастыре были похоронены два дяди Петра I, убитые во время первого
стрелецкого бунта. Во время второго восстания стрельцов чуть было не погиб сам государь. Его спасли, укрыв в Троице-Сергиевой лавре. Став после этих событий полноправным самодержцем, Петр отстроил в Высоко-Петровском монастыре собор Боголюбской иконы Божией Матери, превратившийся в фамильную усыпальницу Нарышкиных, а также церковь во имя преподобного Сергия Радонежского — в благодарность за предоставленное Сергиевой обителью укрытие. При Петре были построены Святые врата с надвратной Покровской церковью и колокольней.

-3

Примерно в те же годы царская семья пожаловала обители большое число
земель, располагавшихся как в самой Москве, так и в уездах, к ней были приписаны Саратовский и Саранский монастыри, Льговская и Никандрова пустыни. Наверное, ни одна другая обитель не может похвастаться таким же вниманием, какое Петр I и его семья оказывали Высоко-Петровскому монастырю. Весь ансамбль монастыря отстроен преимущественно благодаря покровительству Нарышкиных. Отсюда и его доминирующий архитектурный стиль — нарышкинское барокко.

Век за веком на Петровке

Улица, на которой расположен Высоко-Петровский монастырь, звалась в честь него — Петровкой. Свое имя монастырь подарил и Петровским воротам Белого города. Петровский бульвар, улица Петровские Линии и Петровский переулок названы так, разумеется, тоже неспроста.

Процветающая обитель серьезно пострадала от вторжения Наполеона. В церкви Преподобного Сергия Радонежского устроили конюшню. Французский маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, поселился в Нарышкинских палатах и оттуда отдавал приказы о расстреле горожан, подозреваемых в поджогах. Приказы приводили в исполнение прямо у монастырских стен…
После Отечественной войны 1812 года обитель играет все более важную роль в духовной жизни столицы, выполняя просветительскую миссию: здесь открывается духовное училище, хранится собрание Московской епархиальной библиотеки. По сложившейся с тех пор традиции преобладающее число настоятелей Высоко-Петровского монастыря были так или иначе связаны
с образованием.

-4

Очередной тяжелый удар постиг обитель после Октябрьской револю-
ции. В 1918 году монастырь был закрыт новой властью, имущество национа-
лизировали, постройки отдали под жилье и конторы. При этом формально
закрытые храмы продолжали действовать вплоть до конца 1920-х годов —
в этот период на территории бывшего монастыря существовала самая
крупная тайная монашеская община в СССР. Жизнь ее строилась строго
по монастырскому уставу: старчество, постриги. Труд в светских учреждениях засчитывался подпольным монахам за святое послушание.
В 1930-е годы в соборе Боголюбской иконы Божией Матери обосновалась мастерская по ремонту сельхозтехники. А в церкви Преподобного Сергия Радонежского устроили спортзал. Приспособили и собор Святителя Петра — его использовали как литейный цех. В остальных церквях, кельях и палатах были коммунальные квартиры. По некоторым данным, ансамбль вообще хотели снести ради расширения проезжей части, как это сделали в те же годы со Сретенским монастырем…

Восстановительные работы в Высоко-Петровском монастыре. 1984
Восстановительные работы в Высоко-Петровском монастыре. 1984

Возрождение утраченного облика Высоко-Петровского монастыря
началось только в 1960-х годах, после того как ансамбль получил статус
памятника архитектуры. Огромный исследовательский труд был проделан
архитектором Борисом Дедушенко. Он же впоследствии руководил реставрационными работами. Благодаря его деятельности самому древнему собору обители в честь святителя Петра был возвращен его первозданный облик, соответствующий началу XVI века. В последующие годы был полностью
отреставрирован собор Боголюбской иконы Божией Матери.

Высоко-Петровский монастырь. 1988
Высоко-Петровский монастырь. 1988

В начале 1990-х годов комплекс обители вновь был передан Русской
православной церкви. Тогда же возобновились богослужения в церкви Преподобного Сергия Радонежского. На территории обители разместился отдел
религиозного образования Московского Патриархата, был основан Российский православный институт Святого Иоанна Богослова. В 2009 году принято решение о возрождении в Высоко-Петровском монастыре монашеской
жизни. Пятью годами позже в обители отметили 500-летие со дня закладки
собора Святителя Петра, а еще через год — 700-летие со дня основания самого монастыря.

-7

Из книги Ирины Кононовой "Неглинная, я люблю тебя". Автор идеи Мария Моносова

#монастыри #монастырироссии #монастыримосквы #православныемонастыри #святыеместа #высокопетровскиймонастырь #храмымосквы #церквимосквы #московскиемонастыри #мужскиемонастыри