Найти тему

"Красные флажки" Евгения Онегина

Очень люблю смотреть фильмы и спектакли с разноречивыми отзывами. Вчера посмотрели фильм «Онегин». Нет, не так. Вчера мы с огромным удовольствием посмотрели фильм «Онегин» с великолепным Виктором Добронравовым в главной роли, - ах, какие у него глаза!! И Лизой Моряк (Татьяны Лариной), красоту которой не смогла затмить ярко выраженная меланхолия ее героини. И все же, нам хотелось в первую очередь аплодировать оператору. Фильм снят очень красиво. Получили эстетическое удовольствие.

Но #яжпсихолог. Фильмы смотрю под другим углом. «Онегин» - не исключение. Тем более что гениальный Александр Сергеевич в своем произведении описал современные зависимые отношения Жертвы – Тирана прекрасным языком поэзии. «Инструкция по распознаванию психопата в дворянской среде», - именно так можно было написать в эпиграфе. Ведь именно там поэт предупреждает нас о нарциссическом превосходстве своего главного героя: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может, мнимого».

Наблюдая за эмоциональным состоянием Онегина можно было бы предположить эмоциональную депрессию: «Ничто не трогало его, Не замечал он ничего». И с постели не встает, и не интересуется ничем. Но нарцисс, лишенный эмпатии, как известно, страдает не депрессией, а психологической пустотой, результатом которой является смертельная скука. Особенно, если им некого обесценивать, унижать, поучать, сталкивать «лбами». Интрига, страдания, ревность и невыносимая эмоциональная боль любящих и искренне доверяющих ему людей, - это именно то, что наполняет его энергией и на короткое время «зажигает» «огонек» жизни.

«Аристократический» газлайтинг делает его в глазах других недосягаемым, особенным, загадочным. А это, как раз те самые качества, которые делают психопата мАнким и привлекательным для светлых, доверчивых и чистых людей, открытых миру. Таких, как мечтательная меланхоличная Татьяна и юный Ленский, с очень ранимой душой поэта.

Те, кто помнит 30 красных «флажков» из книги «Как распознать лжеца и манипулятора», легко найдет их в образе Евгения Онегина. Тем более что А.С.Пушкин, как истинный психолог, детально описывает поведение обольстительного психопата в обществе, который мастерски скрывает свою внутреннюю пустоту:

«Имел он счастливый талант,

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С учёным видом знатока.

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам огнём нежданных эпиграмм».

Узнаете психопата, который легко присваивает чужие идеи и так же легко выдает их за свои, не углубляясь в детали, и не интересуясь глубиной «присвоенной», без рерайта информации?

-2

Далее - обязательное соблазнение женщин, как еще один способ самоутверждения закомплексованного и незрелого существа в красивом обличие. Добиться желаемого, а потом прочитать мораль о правильном поведении дамы в обществе. Как, например, Татьяне на ее импульсивное признание в любви фантазийному образу, а не человеку. И, кажется, что правильные слова говорит Евгений. И поступил, по-мужски, не стал ломать жизнь девушке. Но только почему же от его родительской речи и абсолютно холодных глаз становится так мерзко?

В фильме переживания Татьяны прекрасно выражены языком символов: вот она спешит ему навстречу с белоснежной ромашкой - символом светлых чувств, и вот она же, та самая ромашка, брошенная в грязь. Победа через унижения и обесценивание всего, что попадает в его поле зрения, - это важнейшая составляющая Мастера газлайтинга.

Добавим к портрету Онегина безжалостность, злобу и виртуозную мстительность, которая тоже свойственна психопатам.

«Когда ж хотелось уничтожить ему соперников своих,

Как он язвительно злословил! Какие сети им готовил!».

Разве сможет человек со здоровой личностью (не путать с психикой!!) из-за невинного розыгрыша друга задумать месть, которая, в итоге, приведет к дуэли? А точнее, к убийству того, кто посмел поиграть с ним в его же игру-унижение: пообещать скромный домашний ужин, а привести затворника на семейный праздник с многочисленными гостями? Для человека другого психотипа - это повод уйти, не попрощавшись, высказать своему другу все, что он думает, не общаться с ним, в конце концов, не прощать, в современном варианте дать в челюсть или начать собирать компромат.

Но для существа с психологической пустотой, страдающим от скуки, - это прекрасный повод выйти из состояния душевного «анабиоза». Это повод создать интригу, унизить, отомстить, обесценить, растоптать чистое чувство на глазах у всех, но изящно и красиво.

И вот начав реализацию своей мести, он смешал в один психопатический «коктейль» мастерство обольщения, врожденную глупость Ольги, эмоциональную ранимость и юношескую ревность творческой души юного «друга» Ленского (18 лет). Сюда же добавил душевные страдания влюбленной Татьяны и усилил эффект драмы осуждением деревенского «света». То, что для другого - трагедия, для психопата всего лишь мощная эмоциональная подзарядка. Для настоящего экстаза необходима дуэль. Уж отомстить, так до конца. Осознанно. Точно просчитав все шаги. Только при таких условиях он получит свой эмоциональный орgазм, который растопит его внутренний «холод» и развеет скуку.

-3

Правда, лишь на короткое время. Кровожадному Чудовищу, спрятанному под маской добродетели, всегда нужны интриги и жертвы. В этом и есть дефект личности психопата - уничтожать, причиняя невыносимую боль любящим людям. Только в этом случае он чувствует себя живым.

Так и существует Онегин от одной эмоциональной встряски до другой. Например, такой, как встреча на балу в Петербурге с уже замужней Татьяной. Замужней, значит, недоступной, запретной, недосягаемой. К тому же, внешне счастливой женой. А значит, есть повод сплести новую сеть интриг, чтобы разрушить благополучие и уничтожить счастье в этой паре. Это ли не повод вновь почувствовать себя живым и энергичным? В этот момент камера оператора замирает, и мы, зрители, видим, как в голубых глазах Онегина (Виктора Добронравова) начинает разгораться дофаминовый огонек. И от скучающего взгляда, которым он обводил бальный зал еще минуту назад, не остается и следа!

Закон мужчин - "охотников" с дефектом личности и нарушением привязанности можно было бы переименовать в Закон Онегина: выбрать несвободный или сложно досягаемый объект, устроить "охоту" - обольщение, действовать дерзко, нагло, продавливать границы, не давать подумать, проанализировать, посмотреть на происходящее со стороны. А когда добьется своего? Гормон удовольствия и достижения цели Дофамин резко падает, ему на смену приходит кратковременная адреналиновая эйфория победителя, а потом опять скука и поиск нового объекта.

«Но я другому отдана и буду век ему верна», - говорит Татьяна, НО! Для чего-то признается объекту своей эмоционально-дофаминовой зависимости в любви. Отступит ли Онегин? Останется ли непреклонной Татьяна? Кто знает… Многоточие в конце романа или фильма всегда оставляет повод для фантазий и проекций зрителей.

Но #яжпсихолог, поэтому иллюзий на этот счет у меня нет. Мало, кто из зависимых «хороших девочек» сможет устоять перед «плохими мальчиками». Только если у них есть внутренний стержень, необходимые знания и хороший психолог. Пушкинской Татьяне, как и всем девушкам ее времени, в этом плане не повезло. Поэтому финал очевиден: Онегин свой очередной «трофей» ни за что не упустит. И об этом хорошо бы всегда помнить прекрасным девушкам и женщинам, в поисках отношений или просто драйва. Таких «Онегиных» вокруг, к сожалению, немало.

А Вы уже смотрели этот фильм? Поделитесь своим мнением.