Сегодня обещанная в предыдущей статье "Авторская колонка" и следующий герой этой рубрики американский фантаст Нил Гейман - мастер переписывать известные сюжеты по-новому. В основном он известен по фэнтези произведениям для взрослых, в том числе написанных в тандемах с другими популярными и любимыми огромным количеством читателей авторами, такими так Терри Пратчетт или Майкл Ридз, и комиксу "The Sandman". Как по мне, всё это у него получается классно.
Но есть у него и чудесные детские книги, причем не все они являются тем, что можно отнести к ретеллингам. Есть и своё. Расскажу о тех книгах, которые я покупала сыну и прочитала с большим удовольствием. Рассчитаны они именно на детей, поэтому в этой статье не будет его книг, предназначенных для подростков.
Начну с книги, которая написана для юного поколения в возрасте 5-7 лет. А дальше по нарастающей, так сказать...
"Но молоко, к счастью..."
Из аннотации:
Эта странная история случилась при совершенно непримечательных обстоятельствах.
В доме закончилось молоко. Мама в командировке, папа - за главного. Он-то и отправляется за ним в магазин. Но вдруг его похищают… самые настоящие инопланетяне…
Но молоко, к счастью, осталось при папе. И благополучно добралось до мисок с хлопьями.
Когда я прочитала эту милую детскую книжку, то подумала, что как же повезло братишке с сестрёнкой, что у них такой богатый на фантазию папа. Из своего похода за молоком он в мгновение ока придумал захватывающую дух историю, задействовав и нарисованный вулкан, и маленьких пони, и динозавров, и пиратов, и вампиров, и древнее племя, и алчных инопланетян - в общем всё, что на глаза попалось и вспомнилось. И поместил всю эту разношерстную компанию в приключение с путешествием во времени. В итоге получилась интересная, динамичная история о спасении планеты. А всё молоко. Полезный продукт, что теперь доказано и Нилом Гейманом. Очаровательная сказка.
Подкупает и само издание. Красочная суперобложка, чёрно-белые иллюстрации, как остановки в сюжете, практически на каждой странице, удобный крупный шрифт, присутствует, что лично меня сильно порадовало, буква "ё". Позабавила отсылка к "Сумеркам" в виде бледного вампира Эдварда. Папа был срисован с самого Геймана. Присутствует и легкий, доступный детям юмор. Кругом позитив и доброта. Написано языком детей - без наворотов и сложных слов. Короче, "Но молоко, к счастью..." - хорошая детская книжка.
__________________
"История с кладбищем"
Из аннотации:
В ночь, когда погибла вся его семья, крошечный мальчик каким-то чудом оказывается на улице и даже добирается до старого кладбища, где находит приют на долгие годы. Обитатели кладбища, призраки, вампир и оборотень, дают мальчику имя, воспитывают и опекают его. На кладбище — и в большом, человеческом мире — его ждет множество приключений, которые помогут ему повзрослеть и полюбить мир живых, опасный, волнующий и манящий.
Это уже книга для детей постарше, мой сын читал её во втором классе и потом в школу утащил, чтобы прочитали все его друзья. И прочитали же. Поэтому она у нас самая потрепанная. Но всё же мальчишки и девчонки старались аккуратно с ней обращаться.
Да, начало книги жестокое. Злодей-убийца ночью, когда все спали, прокрался в мирный дом с целью убить всю семью. Но мальчик выжил, каким-то чудом он дополз до кладбища, где был укрыт мертвецами. Страшно? А вот и нет. Потому что Гейман в этой книге показывает, что смерть не конечна и она не делает человека злым - каким был при жизни, таким и в посмертии останется. А сама смерть вовсе не жуткая жестокая старуха с косой, просто так уж всё устроено на Земле. Жизнь и смерть чередуются друг с другом.
Мальчик получает имя Никт (как вы наверняка догадались от "никто"). Он растет, а его воспитанием занимаются обитатели кладбища. Никт растёт, взрослеет и познаёт сначала потусторонний мир, а уже потом знакомится с человеческим. Читателю скучать не придётся, для него и главного героя Гейман приготовил массу приключений, в которых нужно будет проявить храбрость и смекалку. Это то, что закаляет и учит, так как теоретические знания, что даёт ему мертвый дворецкий Сайлес, это хорошо, познавать жизнь нужно и набивая шишки.
Считается, что это ретеллинг "Книги джунглей". Да, но мертвецы и прочие обитатели кладбища учат Никта совсем как люди. Но, понятное дело, со своими нюансами. Да и приключения у Никта такие, что в обычном человеческом мире не встретятся. Как и в зверином. Это мистика. Это история взросления. Это сказка о жизни и смерти, которая покажет ребенку, что это такое и почему не надо боятся того, что случится когда-нибудь с каждым из нас. А так-то отсылок в книге много, и к историческим личностям, и к коллегам-писателям, и к мифам различным, и к историям готическим. Да, это ещё и готика тут у Геймана. Имя Джек у убийцы не случайно появилось. И начало не будет только способом отправить мальчишку в интересную и необычную жизнь. Схватке финальной быть.
Страшная книга? Нет, не страшная. Темноватая по атмосфере, мистическая, увлекательная, напряженная, но не страшная. Добрая. И мудрая.
__________________
"Одд и ледяные великаны"
Из аннотации:
В небольшой деревне в Норвегии живет странный мальчик по имени Одд.
Как-то раз он встречает в лесу Медведя, Лиса и Орла – тут и начинается совершенно удивительное приключение.
Только смелый и находчивый как Одд сможет спасти Асгард, город великих Богов Севера, освободив его от власти Ледяных великанов.
На тот же возраст, что и "История с кладбищем", для младшеклассников. Тут Гейманом взяты за основу мотивы скандинавских мифов. Но тут о том, что не хитростью единой можно победить коварных врагов.
Это такая простая и добрая история, которую полезно почитать перед сном. Она спокойная, хоть и про жуткую проблему. Да не просто какую-нибудь людскую - тут боги вляпались. Да ещё как! Ну, урок им будет. На хитрость и вероломство тоже могут ответить хитростью и вероломством. И дальше уже такое не проходит и не действует.
В таком случае, что же можно противопоставить? Какую тактику выбрать? Непонятно... Вот и маются боги. Так поди б и не решили проблему, если бы не наткнулись на Одда. Он и выручил. Сначала, правда, только лапу медведя. А потом...
А потом, а потом... Нет, совсем не суп с котом, так как мальчишка начал действовать. Вот тут мне очень понравилось - выслушал проблему и сказал: "Пойдём." Куда, зачем, как там что сложится и что такое придумать, чтобы победить? Неважно. На месте разберемся. Не забываем про вероломство и хитрость, которые уже применены и больше не работают. Так что же делать будет Одд? Обычный мальчик против Ледяных великанов? Ой, не смешите меня, подумалось мне. А зря не верила в парнишку. Он откуда-то уже знал, что человеку, богу, великану или другому разумному существу важно то, что ему нужно. И тут важно разобраться, что именно.
Очень важно понять, что тебе нужно, что ты на самом деле хочешь, зачем что делаешь и кем на самом деле являешься. Зачем - вообще вопрос замечательный. Правда, не всегда можно предугадать, как он работать будет. Так задашь и ждёшь, что тебе объяснят, а вместо ответа видишь глубоко задумчивую физиономию. Так что не хитростью единой.
_______________
"Коралина"
Аудитория ещё чуть постарше - для детей 3-5 классов. Уверена, что эта история знакома очень многим, если не по книге, то по мультфильму. Но я всё же о книге.
Из аннотации:
История о девочке, которая обнаруживает за дверью своего нового дома другую квартиру, как две капли воды похожую на ее собственную. Там живут другие мама с папой, которые хотят, чтобы Коралина осталась с ними. Девочке придется быть очень смелой, чтобы вернуться в свой настоящий дом и обрести себя.
Не все двери должны открываться...
Жутковатая сказочка Нила Геймана о том, что некоторые двери должны оставаться закрытыми. Просто закрытыми. Навсегда. Но ведь, если есть дверь, то появляется и любопытство. Жуткое любопытство, а что же там за ней. Кирпичная стена? Фу, как прозаично и ни разу не интересно. Фантазия-то всё равно работает. А если она ещё и разыгралась у очень деятельного ребёнка, который считает себя самым настоящим исследователем, то всё может повернуться совсем не тривиальным образом.
Девочка с необычным именем Коралина (да, да, Коралина, а не какая-то обычная Каролина) переезжает с родителями в новый дом. Дом вроде как дом, но только не для этого ребёнка. Необычное имя делает своего обладателя тоже необычным. Поэтому девчушка активно ищет приключений - знакомится с соседями, исследует сад и сам дом, находит старый заброшенный колодец, а потом и до ключа добирается, который открывает старую дверь, что раньше вела в другую половину дома. А что ей делать? Родители хоть и дома почти всё время, но постоянно в работе, времени на дочку у них катастрофически не хватает. Но, впрочем, они уже привыкли, что Коралина вполне может найти себе занятия сама. А ещё папа готовит какую-то странную еду из кулинарных книг с жуткими соусами и специями. А ей бы что попроще... Но родители не прислушиваются. И вот как-то раз Коралина решает открыть ту самую дверь...
Вот тут и начинается сказка. Страшная, жуткая сказка. Родители пропадают, а сама Коралина оказывается в плену своей другой мамы. Что такое другая мама не сразу разбираешься. Но этот персонаж у Геймана получился самым жутким, но в то же время необычно и по-жуткому интересным. Как паук, сплетающий свою паутину, эта жутковатая сущность сотворила свой мир. Куда и затягивает любопытных и необычных детей. Чтобы съесть? О нет, тут всё куда страшнее, куда более жестоко. И чтобы этого избежать, а заодно и спасти своих родителей, Коралине приходится собрать в кулак всю свою волю, проявить отменную смекалку и решить несколько сложных задач. Ей надо выиграть у этого страшного и голодного существа. Причем в игре, где соперник играет не по правилам. Но хорошо, что и здесь находится друг. Очень странный друг, но верный и знающий.
Хорошая книга, которая погружает в тот мир детства, где темным вечером рассказываются друг другу разные страшилки. Где существует тот мир, в котором живут и добрые волшебники, и страшные монстры, и куда так хочется заглянуть хоть одним глазком. Но у всех ли хватит смелости и хорошего такого гордого упрямства, чтобы пройти все испытания до конца, не поддавшись разнообразным соблазнам и не спасовав перед страхом? А ведь предлагается всё то, о чем Коралина могла только мечтать: любимая и вкусная еда, родители, которые готовы проводить с ней время и играть в игры, чудесные наряды, ожившие игрушки... Практически сказочная жизнь! Только вот сказочка выходит жутковатая. Где даже читающий взрослый ощущает периодически появляющиеся мурашки, что не поддаются контролю, вольно бегая по коже. Бррр...
Отличный детский ужастик, погружающий в своеобразный, немного гротескный, нереальный нарисованный мир. За дверью может оказаться совсем не то, чего ждёшь. Совсем, совсем не то. Не все двери должны открываться. Но, с другой стороны, не попади Коралина в это сомнительного удовольствия приключение, нашла бы она в себе всё то, что ей пришлось обнаружить и применить в ходе этой борьбы? Кто знает...
________________________
"Дева и веретено"
Из аннотации:
Казалось бы, эта сказка стара как мир: в день своего восемнадцатилетия юная принцесса уколется веретеном и заснет на сто лет, до тех пор, пока ее не разбудит прекрасный принц… Но в этой истории все немного иначе: спасать деву отправится королева со своими гномами, а спящая красавица окажется не той, кем ее представляли…
А это для детей ещё чуть постарше.
Коротенькая, но увлекательная история юной королевы, её друзей - гномов, прекрасной девы и злой ведьмы. Гейман очередной раз написал чудесную сказку, смешав "Спящую красавицу" с другой, не менее известной и популярной сказкой. Обе сказки похожи, обе сказки явно имеют одни и те же корни. И обе эти сказки о волшебном сне и пробуждении. Только вот тут нет прекрасных принцев, зато есть королева - бесстрашная, красивая и умная.
Если представить, что персонажи двух сказок живут в одном сказочном мире, и что сказка, название которой я умолчала, случилась во времени раньше "Спящей красавицы", то "Дева и веретено" вполне могут считаться сиквелом к истории прекрасной черноволосой девушки, которой и самой пришлось подвергнуться чарам волшебного сна. Правда, не от веретена. Ну, кажется, теперь я почти проговорилась и о главной героине, и о сказке, которой она принадлежит.
Концовка. Тут Гейман не стал доводить обычный хэппи-энд до абсолютного хэппи-энда, оставив одну особу в том положении, в каком она оказалась из-за злых чар. Не скажу, что это было неожиданно, но не вернуть ей отобранное было все же жестоким решением. Но без ложки дёгтя в бочку с мёдом Гейман редко обходится. Даже при счастливом конце лёгкая (а когда и не очень) нотка грусти остаётся.
Что касается "18+" на обложке - я в полнейшем недоумении! Я, конечно, догадываюсь из-за чего это предупреждение тут может быть... Другого варианта и нет собственно. И это уже из области "перестраховки", ханжества и идиотизма.
Все книги, кроме "Одда" у меня из серии "Гейман с иллюстрациями Криса Риделла", одного из моих любимых иллюстраторов. Кстати, у него есть и свои истории для детей. Надо будет и о них рассказать как-нибудь.