Найти в Дзене
Время Романовых

Детские балы в Российской империи.

Какие ассоциации у вас возникают с дворянской культурой Российской империи? Наверняка в голову приходят образы утонченных дам в пышных платьях, галантных мужчин с подкрученными усами, шикарных особняков и, конечно же, балов, где все это объединяется. Такие мероприятия зародились в России благодаря Петру I, который ввел в моду ассамблеи. С годами это нововведение не просто укрепилось в жизни высшей знати, но и стало ее неизменной составляющей. Помимо «взрослых» праздников с юных лет представители дворянства проводили и так называемые детские балы, на которых юных и совсем еще маленьких отпрысков приучали к тому, что ждет их в будущем. Как же они проходили?

Детские балы были явлением не только российским. Например, в Британии хоть и считалось, что юные парни и девушки могут присутствовать только на домашних праздниках до достижения возраста совершеннолетия, но все же время от времени там проводили королевские юниорские балы. Их особо не афишировали, только к середине 19 века стали появляться заметки о проводимых мероприятиях такого рода. Например, в 1853 году, когда королевская семья находилась в резиденции Осборн, юные члены правящей династии вместе в детьми придворных (всего 260 человек) были задействованы в «скромном» балу. А в 1859 году для дворянских детей был Дан костюмированный бал в честь 6 Дня рождения принца Леопольда. К рубежу 19-20 века в газетах Британии уже постоянно появлялись статьи о детских маскарадах и танцах, особенно часто в период рождественских праздников. Но все же зародилась эта традиция еще в 18 веке, так супруга короля Георга IV проводила праздник для племянника королевы Шарлотты. Там балы проходили поздно вечером, ужин давали уже в полночь. По программе они почти ничем не отличались от взрослых праздников.

Первым познакомился с «плезирами» европейской жизни уже упоминавшийся выше Пётр I. Вернувшись в Россию из Европы, он стал проводить торжественные собрания с танцами, приятным общением и прочими увеселениями. Так зародились балы. Там собирались самые разные представители дворянства и укрепляли связи между собой.

Чем больше традиция устройства балов укоренялась в российской культуре, тем больше стали практиковаться и детские балы. Первое их упоминание встречается в годы правления Елизаветы Петровны. В 1752 году был дан такой бал при императорском дворе, но затем никаких упоминаний о похожих мероприятиях не встречалось долгие годы. Возродила этот опыт уже Екатерина II: при ее дворе периодически устраивали балы-маскарады для детей, готовились к которым так же тщательно, как и ко взрослым. На заказ специально шили костюмы, тратя на это крупные суммы, тщательно продумывались и рассылались приглашения. Но все же это было редким случаем.

А вот уже к концу 18 века детские балы стали проводиться все чаще, а неучастие могло урезать многие возможности. Устраивали их уже не только при императорском дворе, но и в частных домах. В 19 веке они уже стали устойчивой традицией.

-2

Брать юных дворян на настоящие балы было не принято. Но ведь им тоже хотелось оказаться вовлеченным в светскую среду, а их родителям нужно было присмотреться к будущим родственникам, ведь чаще всего именно на таких мероприятиях происходили разговоры о браке.

Детские балы, в отличие от взрослых, проходили в первой половине дня. Туда привозили и совсем маленьких детей, но в основном там собирались 12-14 юноши и девушки, для которых пятнадцатилетний возраст уже считался тем временем, когда можно вести переговоры о свадьбе. Первый официальный выход свет для девушек чаще всего происходил в 16-18 лет, но они уже понимали, как стоит себя вести, так как были приучены к этому с ранних лет. На время детских балов даже самые крошечные девочки превращались в элегантных дам, а мальчики — в галантных кавалеров.

В образование богатых детей всегда входило обучение танцам, а попрактиковаться можно было как раз на таких встречах с более опытными партнерами. Нередко туда специально приглашали выпускников танцевальной школы, и тогда такое мероприятие становилось большим событием для всех участников. Это было очень важно, ведь в то время человека оценивали в том числе и по тому, насколько точно и ловко он исполнял различные па, а плохо танцующих затем реже приглашали на танцевальные вечера. Так что обучали танцам тщательно и порой даже жестко, до безукоризненного исполнения. Сохранились воспоминания, как преподаватели занимались с юными учениками до стоптанных ног и синяков на руках и спине от постоянных ударов о мебель и стены, но даже тогда «до совершенного обучения менуэта и контрадансов никто не брал своих детей обратно». Баловство на таких уроках не допускалось, за такое детей спокойно могли выгнать из образовательного учреждения. Начинались такие занятия с 5-6-летнего возраста и продолжались вплоть до первых настоящих выходов в свет.

-3

Ребята, еще воспринимавшие происходящее как игру, относились ко всему непринужденно, но уже знакомились с этикетом, а самые взрослые из них начинали учиться увлекательному кокетству. Такие мероприятия посещали и более возрастные мужчины, которые находились в поисках невест. Было принято, чтобы на кадриль взрослые приглашали детей. Многие «занимали» юных красавиц и имели на них виды в будущем, а когда девушки уже достигали 16-летнего возраста, они могли при выходе в свет рассчитывать на внимание заранее обговоренных кавалеров. Так, например, Александр Пушкин познакомился со своей будущей супругой Натальей Гончаровой именно на таком балу, устроенном учителем по танцам Иогелем.

Не стоит воспринимать такие вещи как страшные. Нужно понимать, что тогда детство не было каким-то особенным этапом в жизни человека. Ребенка воспринимали исключительно как «маленького взрослого» и относились к нему соответствующе. Если крестьянских детей с ранних лет приучали к работе, то дворян готовили к будущим назначениям и общению в светских кругах.

Кстати, раз уж мы упомянули о Петре Иогеле, стоит пару слов сказать о том, что это был за человек. Он прибыл в Россию из Франции по приглашению мецената Гаврилы Бибикова для работы в его домашнем театре. Со временем Иогель стал известнейшим танцмейстером не только Москвы, но и всей России. Он открыл школу танцевания для детей с 6 лет, которая стала необычайно популярна. Говорили, что через его руки прошли три поколения дворян. И действительно, порой на устраиваемых им балах бабушки встречались с собственными внучками, так как и те, и другие были выпускницами мастера. Вам эта фамилия может быть знакома по роману «Война и мир», где Лев Толстой включил в повествование рассказ о проходивших под руководством Иогеля веселых праздниках. Писал о таком мероприятии и Пушкин в «Евгении Онегине»: «Там будет бал, там детский праздник».

-4

Но все же для детей балы были в первую очередь развлечением, которого очень ждали. Детские балы всегда отличались веселостью. Чаще всего они были костюмированными. Приурочены балы чаще всего были к каким-то праздникам: Рождество, Масленица и т.д. Конечно, все маленькие участники получали подарки, обедали и пили чай, играли. Нашла замечательное описание происходившего в повести Александры Анненской 1889 года: «Бал удался, как нельзя лучше; сказать по правде, он шел совсем не так, как идут балы для взрослых; многие дамы бегали, вместо того чтобы танцевать, многие кавалеры ни за что не могли попасть в такт, приглашение на танцы часто выражалось просто дерганьем за руку или словами "Давай-ка, пойдем!", а в ответ нередко слышалось нелюбезное: "Ну, с тобой не хочу, ты не умеешь!"; в кадрили фигуры часто путались, а во время вальса две пары столкнулись так, что обе полетели на пол; но все это не только не мешало удовольствию, а напротив, увеличивало его. Взрослые гости любовались веселостью детей и подсмеивались над чопорными четырнадцатилетними барышнями, гримасничавшими, чтобы походить на больших девиц, и над пятнадцатилетними франтами, старавшимися казаться разочарованными мужчинами».

Часто детские балы были благотворительными, все участники вносили определенный взнос, который должен был пойти на пользу обществу. Порой вместо родителей с детьми на балах присутствовали их воспитатели.

Александр Суворов в одном из писем к маленькой дочери писал, что, как только вернется домой, устроит для нее бал. А князь Иван Долгоруков, описывая семью одного своего друга, говорил, что у того дома всегда проходили детские балы на именины. Постоянно устраивала такие мероприятия и Екатерины Дашкова для своего сына, она писала: «Два раза в неделю к обеду приходили профессора. Чтобы у сына был некоторый отдых от занятий и практика в танцах, еженедельно я давала балы».

Проводились такие праздники и для императорских детей. Александра Фёдоровна, например, писала: «Просто преступление — подавлять детскую радость и заставлять детей быть мрачными и важными... Их детство нужно по мере возможности наполнить радостью, светом, веселыми играми. Родителям не следует стыдиться того, что они играют и шалят вместе с детьми. Может, именно тогда они ближе к Богy, чем когда выполняют самую важную, по их мнению, работу». Детские балы в императорской фамилии не отличались по своей организации от взрослых собраний, скорее даже полностью их повторяли. Часто во время таких мероприятий ставили театральные постановки, в которых мог принимать участие и сам государь. Чаще всего они проходили на иностранных языках, что было одним из элементов обучения наследников.

Каждое собрание уже к концу 19 века ежегодно проводило детские балы. 16 апреля 1851 года состоялся детский бал в Дворянском собрании для старших сыновей цесаревича Александра Николаевича – великих князей Николая и Александра Александровичей. Одному из них на тот момент было 8 лет, а другому - 6. Однако событие было масштабным, присутствовала вся императорская семья.

В 1858 году императрица Мария Федоровна, супруга Александра II, провела благотворительный бал для воспитанников Училища глухонемых детей. Как отмечали гости, дети, не слыша музыки, танцевали изящно и грациозно.

-5

Вырастая, многие сохраняли приятные воспоминания об участии в таких праздниках. Генерал Лев Энгельгардт вспоминал о себе в 13-летнем возрасте: «В таком восхищении были мои родители, увидя меня выправленного, исправившегося от пороков, танцующего на балах, говорящего по-французски и о всех науках».

А у поэта Петра Вяземского можно найти такие строки: «Мы учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям общежития. Тут учились мы и чинопочитанию и почитанию старости».

Конечно, детские балы были не только приятным времяпрепровождением, но и уроками для молодых дворян ко взрослой жизни. Уже через несколько лет они появлялись на настоящих собраниях, где были друг другу знакомы и могли устраивать полезные связи, что помогало в дальнейшем продвижении по службе и не только.