Найти тему
Ретро FM

Как снимали фильм «Невероятные приключения итальянцев в России»

«Мне жаль режиссёра, который будет это снимать», — произнёс Эльдар Рязанов, дочитав сценарий будущих «Невероятных приключений итальянцев в России». Дело в том, что литературная основа картины (имевшая первое название «Спагетти по-русски»), которую Рязанов вместе с Эмилем Брагинским подавали в 1970 году в Госкино, претерпела большие изменения после вмешательства итальянской стороны. По иронии судьбы режиссёр пожалел сам себя, ведь производство международного проекта вскоре поручили именно ему.

-2

Лирическая комедия превратилась в фильм-погоню, роуд-муви и даже немножко боевик в одном флаконе (в Италии лента проходила под названием «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России»). Продюсер Дино де Лаурентис настаивал на большом количестве разнообразных трюков, размах которых поражал. При этом о комфортности работы в Риме итальянская сторона могла бы позаботиться лучше. Западные коллеги не оплатили разрешение на уличные съёмки, отчего действовать приходилось скрытно и быстро. А на эпизод с экстремальным проездом «скорой» по Пьяцца Навона у Рязанова был всего один дубль, так как полиция требовала убрать машины съёмочной бригады, препятствующие движению. В какой-то момент Эльдару Александровичу надоело трудиться в таких условиях, и он пригрозил де Лаурентису уходом из проекта. Чтобы не упустить русского режиссёра, продюсеру всё-таки пришлось вложить дополнительные средства. «Ты тратишь государственные деньги, а я свои», — объяснял свою экономность де Лаурентис.

-3
-4

Советская сторона продемонстрировала иной подход к работе: задействованные локации и количество участников полностью соответствовали масштабам проекта. На одну только сцену с посадкой самолёта на шоссе потратили шесть дублей! Снимали на Ульяновском аэродроме, расчертив посадочную полосу под обычную трассу. Чтобы избежать аварий, автомобилями управляли пилоты, которые могли лучше оценить поведение самолёта и, в случае чего, заранее свернуть в сторону.

«Мы созвали всех лётчиков, имеющих личные машины. По краям взлётной полосы навстречу друг другу бежали легковые автомобили, и Таращан [Иван Антонович, заместитель начальника школы гражданской авиации] посадил гигантский лайнер на взлётную полосу. Иван Антонович проделал это по нашей просьбе шесть раз, и каждый раз выполнял задание безупречно! Потом в фильме следовали кадры, как “Ту-134” едет по шоссе, автомобили снуют у него под крыльями, обгоняют, самолёт проезжает по улице городка. Эти проезды снимались на резервной полосе аэродрома, где построили декорации домов, установили светофоры, посадили деревья, привезли киоски “Союзпечати” и бочку с квасом. <…> Эта сцена не только украсила фильм, она ещё своеобразный памятник мужеству и настойчивости», — вспоминал Рязанов.

Для сцены со взрывом автозаправки построили фальшивую АЗС. Постарался художник-декоратор Михаил Богданов. Макет выглядел очень убедительно, пара проезжающих мимо автолюбителей даже надеялась там залить бензин. Но у станции было иное предназначение — эффектно взлететь на воздух от метко пущенной сигары Мафиозо (Тано Чимароза).

Ради эпизода с разводным мостом ленинградские власти позволили съёмочной бригаде на целый день разлучить Васильевский остров и Петроградскую сторону. Большинство трюков в картине выполняли сами артисты, но по вздыбленным крыльям моста Строителей (ныне Биржевого моста) и по крыше капитанской рубки парохода «Тарас Шевченко» прыгали дублёры — студенты циркового училища. У ребят не было возможности отрепетировать «номер», задачу они слушали только на словах. Тем не менее, все чётко соскочили с одной стороны моста на судно и вскарабкались на другую сторону. Последнему каскадёру, заменяющему Андрея Миронова, нужно было несколько секунд повисеть над Невой, с чем он отлично справился. Но то же самое требовалось от самого актёра, чтобы снять его крупный план. Миронов храбро выполнил поставленную режиссёром задачу.

-5
-6

Вообще Андрей Александрович был самым смелым и самоотверженным на площадке — старался держать марку перед западными партнёрами. В решительности ему не уступал разве что Нинетто Даволи. Оба недолго думая согласились самостоятельно переползти по выдвинутой на 19 метров лестнице пожарной машины в легковушку (Алигьеро Носкезе же долго собирался с духом). Также Миронов спускался на ковровой дорожке с шестого этажа гостиницы «Астория», общался с шефом со дна Невы (на самом деле Средиземного моря) и мирно беседовал со львом, находясь от него в полуметре.

-7
-8

Лев Кинг, кстати, был безобидный, но своенравный и ленивый. Он жил в доме одного архитектора в Баку, оттуда и приехал на съёмки в Ленинград. Работать не хотел. Он не то что не собирался бежать за интернациональной бандой похитителей сокровищ, но и лишний раз не поворачивал голову в их сторону. Тем не менее вид хищника наводил ужас на исполнительницу главной роли Антонию Сантилли. Чтобы уговорить зверя выполнить все команды, ушло несколько дней.

«Ему было наплевать, что у группы сжатые сроки, что надо соблюдать контракт с итальянцами, что это совместное производство, что между странами заключено соглашение о культурном обмене. Кинг оказался очень несознательным. <…> Сколько мучений вынесла съёмочная группа, когда льва потребовалось засунуть в лодку и вывезти на середину Невы! Какую лихорадку испытал съёмочный коллектив, когда льва надо было заставить забраться на декорацию перил моста и спрыгнуть вниз! (Декорация стояла на грузовике, и льву предстояло прыгнуть вниз всего с двух метров) Какую нервотрёпку пережили мы, когда льву надлежало ударить лапой по шкатулке с драгоценностями! Я для себя решил, что это первая и последняя моя картина, где принимают участие представители фауны. Я дал себе слово, что никогда больше не буду режиссёром-анималистом. Не только львов, но даже собак и кошек ни за что не стану снимать!», — зарёкся Рязанов.
-9

Большая часть фильма была отснята за два месяца, съёмочной бригаде приходилось работать в две смены. Итальянские актёры не выдерживали такой темп и жаловались на перегрузки, никто из них не вспоминал часто работу с советскими партнёрами. Тем более что картина в Италии не вызвала большого ажиотажа. Зато в СССР в 1974 году стала одной из самых кассовых: её посмотрели более 50 миллионов человек.

Фото: кадры из фильма