7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение Пресвятой Богородицы – это двунадесятый, один из двенадцати главных православных праздников, который совершается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю). Праздник установлен в воспоминание возвещения Деве Марии Архангелом Гавриилом благой вести о зачатии и грядущем чудесном, сверхъестественном рождении от Нее Сына Божия, Спасителя мира. Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор святого Архангела Гавриила.
О Благовещении мы узнаем в Евангелии от Луки:
…послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу именем Иосифу из дома Давыдова; имя же Деве Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел (Лк. 1:24–38).
Перед Благовещением Пресвятая Дева, как известно из церковного предания, читала книгу пророка Исаии, в которой говорится: Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис. 7:14).
Настолько велико было смирение Пресвятой Девы, что Она пожелала быть хотя бы последней служанкой для Той, которая будет избрана Богом. В этот момент, когда Она всем сердцем была готова послужить тайне Боговоплощения, к ней явился Архангел Гавриил с благой вестью.
Канон празднику, который был составлен в VIII веке, написали известные православные гимнографы Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский. Он построен в виде диалога между Богородицей и Архангелом Гавриилом. В каноне говорится о Божественном снисхождении воплощающегося Спасителя к людям и указывается на необычайное величие Пресвятой Девы, принявшей в себя Бога.
* * *
На Руси было построено много храмов и монастырей, названых во имя Благовещения.
В ХI веке великий князь Ярослав Владимирович Мудрый оградил Киев каменною стеною и над входными золотыми воротами велел построить Благовещенскую церковь. «Да сими врата благие вести приходят ко мне в град сей молитвами Пресвятыя Богородицы и святого Архангела Гавриила, радостей благовестника», – передает летописец слова князя. Такой же храм был сооружен над воротами Новгородского кремля, и затем вошло в обычай ставить надвратные Благовещенские церкви во всех больших монастырях.
В 1397 году великий князь Василий I, сын Дмитрия Донского, построил первый деревянный Благовещенский собор в Московском Кремле. Его расписывали Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из Городца. Позднее храм перестраивали, в 1475 году он сгорел, и на подклете псковские мастера выстроили новый белокаменный собор (1484–89).
* * *
В русской православной иконографии есть один удивительный образ Божией Матери, который называется Страстным Благовещением. Поражаешься вдохновенной мыслью творца этой иконы.
Если в момент Благовещения Архангел Гавриил держал в руке лилию, то на иконе Страстного Благовещения он держит в руке крест, а у Божией Матери на руках Богомладенец Христос и справа от Христа – слова Богородицы: «О Архангеле! Уже прежде ты возвестил Мне радость, что Я зачну во утробе и рожду миру Сына Божия, царству Которого не будет конца. Теперь вижду Тебя с крестом и ужасаюсь».
Рядом – ответ Архангела: «Подобает Сыну Человеческому много пострадать, и распяту быть, и погребенну, и в третий день воскреснуть».
Не правда ли, всё это можно отнести и к России?
* * *
Праздник Благовещения нашел широкое освещение в русской литературе.
Ты была единая от нас,
Днем Твоей мечтой владела пряжа,
Но к Тебе, Святой, в вечерний час
Приступила ангельская стража.
О Царица всех мирских цариц,
Дева, предреченная пророком.
Гавриил, войдя, склонился ниц
Пред Тобой в смирении глубоком.
Внемля непостижное уму,
Ты покорно опустила очи.
Буди Мне по слову твоему.
Свят! Свят! Свят!
твой голос, о пророче.
Валерий Брюсов
Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?
Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах у всех
Синие цветочки.
Сколько синеньких цветков,
Отнятых от снега.
Снова мир и свеж, и нов,
И повсюду нега.
Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
Солнце в каждом взоре.
От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля
Молодой травою.
В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве,
Это праздник света!
Константин Бальмонт
* * *
В дореволюционной России существовал обычай: в день Благовещения многие православные семьи выпускали из клеток птиц на волю. В Москве их покупали в Охотном ряду. Обычай отпускать птиц символизировал стремление человеческой души в день возвещения свободы всему миру освободиться от пут греха и соединиться с небом.
Об этом красивом и трогательном обычае образно поведал в стихотворении «Птичка» Александр Сергеевич Пушкин:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
А вот строки из «Лета Господня» Ивана Шмелева:
«…Солодовкин запускает руку под коленкор, там начинается трепыхня, и в руке Солодовкина я вижу птичку.
– Бери в руку. Держи – не мни… – говорит он строго. – Погоди, а знаешь стих “Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда”? Так, молодец. А “Вчера я растворил темницу воздушной пленницы моей”? Надо обязательно знать, как можно! Теперь сам будешь, на практике. В небо гляди, как она запоет, улетая. Пускай!..
Я до того рад, что даже не вижу птичку, – серенькое и тёпленькое у меня в руках. Я разжимаю пальцы и слышу – пырхх… – но ничего не вижу. Вторую я уже вижу, на воробья похожа. Я даже ее целýю и слышу, как пахнет курочкой. И вот она упорхнула вкось, вымахнула к сараю, села… – и нет ее! Мне дают и еще, еще. Это такая радость! Пускают и отец, и Горкин. А Солодовкин всё еще достает под коленкором. Старый кучер Антип подходит, и ему дают выпустить. В сторонке Денис покуривает трубку и сплевывает в лужу. Отец зовет: “Иди, садовая голова!” Денис подскакивает, берет птичку как камушек и запускает в небо совсем необыкновенно. Въезжает наша новая пролетка, вылезают наши и тоже выпускают. Проходит Василь-Василич, очень парадный, в сияющих сапогах в калошах, грызет подсолнушки. Достает серебряный гривенник и дает Солодовкину: “Ну-ка, продай для воли!” Солодовкин швыряет гривенник, говорит: “Для общего удовольствия пускай!” Василь-Василич по-своему пускает – из пригоршни».
У нас на Руси с Благовещения в старину начинали год. По благочестивому верованию русского народа, в этот день, как и на Пасху, солнце «играет» и грешников в аду не мучают.
Николай Головкин