"Если ты искренне любишь людей... " - это фраза, которую постоянно используют рекрутеры в описании вакансий в сфере услуг. Во всяком случае, бариста точно должен обладать этим навыком - это я узнала, когда искала подработку ещё в Москве.
"Если ты искренне любишь людей, приходи к нам на работу и мы научим тебя их ненавидеть" - так должна звучать эта фраза.
Рассказываю.
Переехав, я решила перетоптаться зиму где-нибудь в штате. Хорошо я умею только писать тексты и отпаривать костюмы, но идти снова в журналистику или в костюмеры не хотелось. Как фотограф и экскурсовод я ещё чувствовала себя слишком не уверенно в новом городе, и стала смотреть вакансии бариста.
Я - человек терпимый к людям.. назовём их своеобразными.
Капризные, надменные, вечно недовольные, уверенные, что все вокруг им должны, которых так и тянет устроить скандал гости вызывают у меня исследовательско-драматургический интерес. Для меня это не люди, которые хотят понизить мою самооценку, а персонажи.
Опять же, шесть лет работы в театре под начальством холерика-неврастеника сделали мои нервы стальными.
Думала я.
А потом пошла в продавцы-кассиры "Север-метрополь". Да, именно так по факту называлась должность, на которую я откликнулась, как бариста.
Первый удар был, откуда не ждали.
МОЯ ТВОЯ НЕ ПОНИМАЙ
Я обнаружила, что большинство людей имеют, мягко говоря, своеобразное представление о командной работе.
Первое и основное: на напарника должно быть плевать.
Делаешь, как ты считаешь правильным, ставишь предметы туда, где тебе удобно, базовые требования - приготовление/хранение/эстетика - соблюдаешь по настроению.
Конфликт неизбежен, когда это начинает мешать твоей работе.
А оно, блин, начинает!
Работать мне довелось в коллективе из пяти человек плюс начальник. И все мы - женщины. Уже после этого, думаю, не надо ничего объяснять. Просто прибавьте к этому разные характеры, возраста, и даже, не побоюсь этого слова - судьбы.
Я вполне влилась в этот коллектив. Было дело и ссорилась, и обижалась, и - живой всё таки человек - сама обижала. Знаю и о том нелицеприятном, что обо мне говорили за спиной, и сама не чуралась перемыть кости.
Самое ужасное, что я начала привыкать к такому формату, и он стал казаться нормальным. Я обнаруживала себя в бессмысленных спорах, в попытках доказать или разубедить в чём-либо коллег. Я стала терять себя, будучи вынужденной постоянно ходить на компромиссы. Быть мудрее, выше, глотать слова и гасить эмоции во избежание конфликта.
А ритм работы в этом легендарном заведении, куда туристы устраивают паломничество такой, что мама не горюй. Так что хош, не хошь, а в этом противостоянии "продавцы - покупатели", нам с коллегами необходимо сплотиться.
"СДОХНИ ИЛИ УМРИ"
В праздники бывало, что очередь выстраивалась у закрытых дверей ещё до открытия. Днем она иногда сокращалась до 3-4 человек - тогда мы успевали сходить в туалет, кто-то - стоя пожевать бутерброд. Но чаще это время использовалось, чтобы заполнить зияющие дыры в витринах.
Девочки к обеду зеленеют, а ближе к вечеру взгляд становится стеклянным. В такие минуты я всегда говорила: иди, посиди спокойно минут 15, а лучше - выйди на улицу и хорошенько продышись.
- Какие 15 минут! - ужасались они - смотри сколько народу!
Но, во-первых, кроме пироженок, люди хотят получить и качественное обслуживание, которое ты-зомби дать им не сможешь.
Во-вторых, очередь на кассу - это проблема людей, которые в ней стоят. Если приспичило поесть именно в легендарном кафе - терпите. Не хочется стоять - кафешек много. Да, не очень клиентоориентировано, но разумно.
В итоге, именно в формате работы "сдохни или умри" я научилась-таки включать режим энергосбережения.
Я НЕ Я, РАБОТА НЕ МОЯ
Но знаете, что самое кошмарное для меня?
Слышать свой голос, который орёт на весь зал: "ЗАКАЗЫВАЙТЕ!", "ПРОХОДИТЕ НА ЭТУ КАССУ, КТО СЛЕДУЮЩИЙ!", "МОЛОЧНЫЙ КОКТЕЙЛЬ ГОТООООООВ!!!"
Господи, это не я, мамочки, что я здесь делаю, как это вышло?!..
Как-то в магазин зашёл постоянный гость.
Грузный, высокий дядька лет 60. Он всегда берёт блинчик с мясом, какой-нибудь из четырёх супов и эспрессо. Всегда торопится, иногда ест просто стоя у стола. В дорогу иногда берёт вкусняшку - такую, чтоб можно было есть на ходу.
- Оплата прошла успешно - вы успешный человек! - флиртую я с дядькой.
Он рассмеялся моей незатейливой шутке, и решил ответить:
- Вы тоже успешная продавщица… - и осёкся мгновенно - ...Эээ нет, вы не продавщица. Вы вообще не здесь должны быть, вам не идёт прилавок.
Я вспомнила фильм "Влюблён по собственному желанию", где случайный знакомый жарко говорит героине: "Поймите: вы не ширпотреб, вы - индпошив!"
С тех пор я начала ждать дня, когда уволюсь, как второго пришествия.
СВОБОДА
Думаю, не многим дано испытать такую степень лёгкости, как сотруднику общепита, который уволился. Вышел из бухгалтерии с расчетом и полной грудью вдохнул сладкого, весеннего воздуха свободы.
Свободы от обязанности натягивать улыбку по 12 часов кряду, предлагать акции, доптовары, как заведённый, постоянно объяснять составы тортов и напитков, одни и те же ответы на одни и те же вопросы...
Ты больше не виноват в том, что пирожки уже не те, что в 1956-м, что буше не вкусный, а штрудель слишком дорогой. Капучино слишком горячий, лимонад слишком холодный.
Я назвала "Север-Метрополь" магазином, и это не оговорка.
Да, в своё время "Север" - это любимое ленинградцами кафе.
Его история берёт начало в 1903 году, когда на Невском, 44 была открыта булочная-кондитерская. Главный магазин "Север-Метрополь" и теперь работает по этому адресу. С 1936-го заведение перепрофилировалось исключительно на торты и пирожные и назвалось "Норд", а его символом стали два белых медведя. В 1951 г. начали бороться с низкопоклонничеством перед Западом и кафе переименовали в "Север". Дальше была череда всяких юридических преобразований, пока однажды два производства "Север" и "Метрополь" не объединились.
Нынешние бабули бегали сюда за этими своими невкусными теперь пирожками, кого-то мама приводила специально полакомиться корзиночкой с кремом. Говорят, в "Севере" были самые вкусные буше и эклеры.
А сегодня это магазин. Тут торгуют солянкой, пожарскими котлетами и оливье.
И ничего плохого в этом нет, но я, устраиваясь бариста, не мечтала работать в таких жерновах. Это я ещё опустила массу подробностей работы с собственно продуктом. Знаете, говорят, те, кто работал в МакДональдсе, никогда не ходит туда есть...
P.S.:
Я НЕ не люблю людей.
Люди разные.
Как фотограф и экскурсовод я постоянно вступаю в близкий эмоциональный контакт с людьми. Но в этом случае процессом, длительностью, близостью и качеством общения руковожу я сама. На мне нет ярма, которое позволяет совершать только заданные и обязательные телодвижения.
С первым уверенным теплом, когда вместе с ручейками внутри зажурчала новая жизненная энергия, как всегда бывает весной, я свалила из "Север-Метрополь".
И больше никаких прилавков и дружных молодых команд, где надо любить людей и делать доппредложения на кассе!
А что хорошего оставил в моей памяти "Север", читайте в этой 👉 статье .