Актуальность решаемых в наши дни коллективом 48 Центрального научно-исследовательского института Минобороны России задач наглядно продемонстрировала пандемия коронавируса.
В войсках РХБ защиты Вооружённых Сил немало уникальных научных подразделений. Но это, появившееся 70 лет назад в Подмосковье, в гарнизоне, неспроста названном в народе «Вакциной» из-за специфики решаемых градообразующей военной организацией задач, – без преувеличения особое. О том, в чём же заключается эта особенность, какими достижениями гордится коллектив и какие задачи решают здесь сегодня, – в интервью начальника 48 ЦНИИ Минобороны России полковника медицинской службы Сергея Борисевича.
– Сергей Владимирович, возглавляемая вами организация отметила на днях 70-летний юбилей. Чем было обусловлено создание в 50-е годы прошлого столетия военного научно-исследовательского института для решения проблемы защиты войск и населения от биологического оружия потенциального противника с использованием опасных возбудителей инфекционных заболеваний? Неужели такие угрозы существовали уже тогда?
– Начну с того, что история 48 ЦНИИ уходит корнями в далёкий 1933 год, когда произошло слияние двух лабораторий: вакцинно-сывороточной и бактериологической, которые располагались в усадьбе Власиха под Москвой.
Гораздо позднее местом дислокации института стал Сергиев Посад-6, где находился образованный 15 марта 1954 года НИИ санитарии Министерства обороны, который в последующем был включён в состав института и функционировал как Вирусологический центр.
Поэтому 70 лет мы сегодня отмечаем именно со дня формирования подразделений института на сергиевопосадской земле.
На протяжении всего периода своего существования в Сергиевом Посаде он неоднократно менял название, изменялась его структура, в нём происходила естественная смена научных коллективов, и сейчас он в качестве головного института с августа 2013 года объединяет филиалы в Кирове, Екатеринбурге и Москве.
Что же касается предпосылок такого решения, то главной причиной стали вскрывшиеся после Второй мировой войны факты масштабной подготовки фашистскими режимами Японии и Германии к ведению войны с использованием возбудителей опасных инфекционных заболеваний. Эти данные получили подтверждение на Хабаровском и отчасти Нюрнбергском процессах. В Хабаровске были приданы известности факты использования японцами против населения китайского города Нинбо крысиных блох, заражённых возбудителем чумы. К суду были привлечены 12 человек, но главный идеолог и руководитель биологических исследований генерал-лейтенант Исии Сиро избежал судебного преследования, был вывезен в США и использован в качестве консультанта проводившихся там исследований.
Несмотря на прямой запрет Гаагской и Женевской конвенциями ведения боевых действий такого вида, в разработку биологических средств поражения активно включились западные государства, и прежде всего США. Там были организованы такие центры, как «Форт Детрик» (штат Мериленд), «Пайн-Блафф» (штат Арканзас), «Дагуэй» (штат Юта). По контрактам с министерством обороны США разработкой биологических средств занимались факультеты университетов и лаборатории различных фирм. Значительные исследования, в том числе и полигонные испытания, были проведены военным центром «Портон-Даун» (Англия).
Не реагировать на подобные действия означало остаться незащищённым в экстремальной ситуации. В условиях напряжённого противостояния общественно-политических систем, поступавшей по различным каналам информации о разработке и испытании биологического оружия в различных странах и нарастающей угрозы его применения СССР был вынужден начать изучение и разработку средств защиты от такого вида оружия массового поражения.
Фундаментальным достижением специалистов ФГБУ «48 ЦНИИ» Минобороны России является разработка средств и способов массовой иммунизации
– Сегодня эти вопросы по-прежнему актуальны…
– Да, это действительно так. Вскрывшиеся в ходе специальной военной операции факты биологических экспериментов, проводившихся на территории Украины, – наглядное свидетельство актуальности задач, которые, как и 70 лет назад, стоят в наши дни перед учёными института.
– А кто были его основоположники? Кто закладывал тот прочный фундамент отечественной системы биологической защиты?
– Основоположником по праву считается легендарный человек – генерал-полковник медицинской службы Ефим Иванович Смирнов, доктор медицинских наук, профессор, академик Академии медицинских наук СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР.
С 1939 по 1947 год он был бессменным начальником Военно-санитарного управления РККА. Единственный военный врач, награждённый полководческим орденом Кутузова I степени.
В послевоенные годы, являясь руководителем управления Генерального штаба СССР, Смирнов успешно решил проблему по созданию системы защиты войск и населения от биологических средств поражения, становлению и развитию в стране биологической промышленности и биотехнологии, профилактики и лечения особо опасных инфекционных заболеваний.
В период становления института Смирновым были привлечены опытные учёные, такие как Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии академик Здродовский, профессора Кравченко, Матвеев, Яковлев. После окончания аспирантуры в Военно-медицинской академии штаты пополнили Ашмарин, Виноградов-Волжинский, Ключарёв, Саввэ, Воробьев, а затем почти 70 лучших выпускников Военно-медицинской академии, прошедших дополнительную направленную подготовку на соответствующих кафедрах.
– Все они, вне всякого сомнения, внесли вклад в развитие института. Расскажите об основных вехах и достижениях вашей научной организации.
– С момента создания института за короткий срок была изучена профилактическая и лечебная эффективность различных химиопрепаратов и антибиотиков при экспериментальных формах опасных и особо опасных инфекционных заболеваний, сформированы требования к медицинским препаратам, предназначенным для применения в системе биологической защиты.
Специалистами ФГБУ «48 ЦНИИ» Минобороны России внесён огромный вклад в развитие вакцинно-сывороточного дела в стране. Были решены крупные, принципиально важные для теории и практики проблемы в области анатоксинов.
Был накоплен уникальный опыт создания препаратов на основе специфических иммуноглобулинов, способных нейтрализовать возбудитель в первые часы или дни после заражения.
Для лечения тяжёлых форм заболевания сибирской язвы был разработан иммуноглобулин противосибиреязвенный лошадиный, который обеспечивает достижение высокого терапевтического эффекта за счёт содержания в нём специфических антител, обладающих мощным антибактериальным и антитоксическим действием.
Выпуск противооспенного иммуноглобулина для экстренной профилактики и лечения натуральной оспы и других ортопоксвирусных инфекций, а также иммуноглобулина против венесуэльского энцефаломиелита лошадей был налажен в 1967 году. Разработан в 1996 году иммуноглобулин лошадиный против лихорадки Эбола, который обладает высокой вируснейтрализующей активностью ко всем вирусам рода Ebolavirus.
Большое внимание руководством института уделялось разработке эффективных средств вакцинопрофилактики.
В 1941 году была создана и продолжает выпускаться первая отечественная чумная живая сухая вакцина. Только за годы Великой Отечественной войны было произведено свыше 47 миллионов доз вакцины. Первая отечественная сибиреязвенная живая вакцина была разработана в 1942 году. В последующем убедительно доказана возможность применения вакцины для иммунизации населения в противоэпидемической практике, препарат показал высокую эффективность и безопасность.
Специалистами Института создана лечебная бруцеллёзная вакцина, которая и в настоящее время является одним из немногих эффективных и безопасных средств для лечения хронических форм этого заболевания.
В 1963 году разработана и производится вакцина оспенная эмбриональная живая таблетированная (ТЭОВак), предназначенная для экстренной массовой ревакцинации воинских контингентов, групп повышенного риска и населения против натуральной оспы и патогенных для человека ортопоксвирусов.
Фундаментальным достижением специалистов ФГБУ «48 ЦНИИ» Минобороны России является разработка средств и способов массовой иммунизации.
С участием наших сотрудников были созданы пероральный, безыгольный и аэрогенный методы иммунизации. В 1970-е годы коллективом сотрудников проведён значительный объём исследований по совершенствованию технологии получения таблетированных медицинских иммунобиологических препаратов.
Определённое внимание уделялось выделению и становлению нового направления исследований – разработке средств и методов неспецифической индикации.
В середине 60-х годов прошлого столетия с целью определения в воздухе биологических аэрозолей началась разработка автоматических сигнализаторов специальных примесей. Усилиями научного коллектива создано несколько типов технических средств войсковой биологической разведки. Первый серийно выпускаемый автоматический сигнализатор специальный (АСП) был создан в 1974 году. Последующие разработки сигнализаторов были направлены на повышение чувствительности, специфичности и возможности обнаружения биологических аэрозолей на фоне мешающих примесей, которые завершились разработкой автоматического сигнализатора, позволяющего проводить анализ биологического аэрозоля в реальном времени.
В настоящее время ФГБУ «48 ЦНИИ» Минобороны России является основой системы биологической защиты страны и головным научно-исследовательским учреждением в Вооружённых Силах России по разработке медицинских средств защиты войск и населения от биологического оружия и имеет многолетний опыт работы в области микробиологии, вирусологии, иммунологии, генетики микроорганизмов, биотехнологии.
– Институт принял активное участие в борьбе с новым коронавирусом, в том числе в создании вакцины «Спутник». Что конкретно было сделано?
– Действительно, в период пандемии COVID-19 сотрудники института внесли существенный вклад в противоэпидемические мероприятия, проводимые в Российской Федерации. Сразу после расшифровки генома SARS-CoV-2 специалистами войск в течение трёх недель был разработан и зарегистрирован один из первых отечественных наборов для выявления РНК коронавируса SARS-CoV-2 методом ОТ-ПЦР. Данный набор превосходил на момент разработки по своим характеристикам все отечественные средства диагностики, был выпущен в общем объёме рассчитанных на более чем 1,7 миллиона анализов и широко использовался как в России, так и за рубежом в ходе оказания помощи иностранным государствам (Италия, Сербия, Сирийская Арабская Республика и Армения). Разработанный набор реагентов для иммуноферментного количественного определения вируснейтрализующих антител в сыворотках больных и вакцинированных позволил существенно сократить время получения результатов и использовался при разработке и испытаниях средств вакцинации против COVID-19. Используя существующую производственную базу по получению экспресс-тестов, специалисты института разработали иммунохроматографический набор реагентов, позволяющий в течение 15 минут выявлять вирус на ранних стадиях заболевания в носоглоточных смывах больных.
В декабре 2021 года разработан и зарегистрирован набор для анализа проб методом изотермической ПЦР, который позволил втрое сократить время анализа.
Значительный вклад, как вы уже справедливо заметили, внесли специалисты института в разработку средств профилактики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В 2021 году совместно с Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени академика Н.Ф. Гамалеи была разработана вакцина «Гам-КОВИД-Вак» («Спутник V»), которая показала высокую эффективность.
Создана инактивированная парентеральная вакцина для профилактики COVID-19, а также иммуноглобулин человека против вируса SARS-CoV-2. Проведён огромный комплекс работ по поиску эффективных противовирусных препаратов и средств дезинфекции в его отношении.
– За всем этим стоят высококвалифицированные кадры…
– Да, это выпускники Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко и Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, которые являются основой кадрового состава института. Их подготовке как научных специалистов уделяется важнейшее внимание.
К настоящему времени в диссертационном совете за 90-летнию историю института защищено более 200 докторских и свыше 900 кандидатских диссертаций, 12 человек стали академиками и член-корреспондентами, 44 сотрудника стали лауреатами Ленинской премии, Государственных премий СССР и России, Правительства РФ, отраслевых академий. Институт стал колыбелью для вышедших из него 26 генералов, четверо их них удостоились звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
Специалисты института внесли значительный вклад в разработку средств профилактики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19
– Заглядывая вперёд, хотелось бы знать, над чем сейчас работают сотрудники института. К предупреждению каких угроз в будущем они готовятся сегодня?
– Как и вся наша страна, сотрудники института в настоящее время работают над решением актуальных проблем по обеспечению безопасности и уверенного развития нашего государства. Объективно мы отмечаем, что нарастание угроз становится всё более очевидным.
Президент Российской Федерации определил в «Основах государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» глобальные направления деятельности органов государственного управления в области обеспечения биологической безопасности, закреплённые также законодательно в Федеральном законе от 30 декабря 2020 года № 492-ФЗ «О биологической безопасности».
К основным угрозам безопасности Российской Федерации в данной сфере можно отнести появление новых инфекций, вызываемых неизвестными патогенами, занос редких или ранее не встречавшихся на территории страны инфекционных и паразитарных заболеваний, возникновение и распространение природно-очаговых инфекций.
Не исключено проектирование и создание патогенов с помощью бурно развивающихся технологий синтетической биологии. Сегодня мы наблюдаем распространение антимикробной резистентности и устойчивости к антибактериальным препаратам.
Среди угроз – террористические акты, связанные с использованием опасных биологических средств, бесконтрольное осуществление опасной техногенной деятельности, в том числе с применением генно-инженерных технологий и технологий синтетической биологии.
По всем этим направлениям специалисты института ведут научный поиск эффективных мер противодействия, проводя оценку потенциальной опасности патогенных биологических агентов и разрабатывая новые средства их индикации и идентификации, профилактики и лечения вызываемых ими инфекционных заболеваний.
В настоящее время завершены исследования по созданию инновационной чумной молекулярной микроинкапсулированной вакцины.
Разработан содержащий штаммы лактобактерий эубиотический препарат «Билакт», который эффективно применяется для санации нестерильных полостей, лечения раневых и ожоговых инфекций.
Продолжаются исследования по созданию новых технических средств биологической разведки и наборов реагентов для проведения специфической индикации актуальных для Вооружённых Сил патогенных биологических агентов.
Проводится постоянная работа по изучению биологических свойств новых штаммов возбудителей опасных и особо опасных инфекционных заболеваний на предмет их потенциальной опасности и пополнения Национальной коллекции микроорганизмов 1-й и 2-й групп патогенности. Продолжается совершенствование методов лабораторной диагностики инфекционных заболеваний.
– А соответствует ли сегодня лабораторная база института современным вызовам? Как идёт её обновление?
– В этом году планируется завершение строительства на базе нашего института нового уникального в своём роде научно-исследовательского кластера, включающего лабораторные корпуса, оснащённые современным оборудованием. Вне всякого сомнения, введение его в эксплуатацию позволит ещё более оперативно реагировать на угрозы биологического характера.
В заключение хочу сказать, что 48 Центральный НИИ Минобороны России является одним из немногих научно-исследовательских учреждений в стране, располагающих уникальной экспериментально-лабораторной базой и высококвалифицированными специалистами, которые могут проводить реальную и эффективную работу по обеспечению биологической безопасности России в XXI веке.