Найти тему
303 подписчика

Лёгкий многоцелевой вертолёт Aerotecnica AC-14 испанского производства🇪🇸

Aerotecnica AC-14 в музее в Museo del Aire, (фото ru-aviation.livejournal.com)
Aerotecnica AC-14 в музее в Museo del Aire, (фото ru-aviation.livejournal.com)

Еще одним направлением работы Жана Кантинье была разработка вертолетов с реактивной компенсацией вращающего момента. В начале 1950-х годов он сконструировал по такой схеме трехместный вертолет, чертежи которого продал компании Nord.

Aerotecnica AC-14 в музее в Museo del Aire, (фото ru-aviation.livejournal.com)
Aerotecnica AC-14 в музее в Museo del Aire, (фото ru-aviation.livejournal.com)

Та построила два опытных образца под обозначением Nord N.1750 «Norelfe». Однако вскоре они были проданы обратно Кантинье, к тому времени уже работавшему в испанской Aerotecnica S.A., где были обозначены AC.13A. Там на их базе был построен пятиместный вертолет AC-14, имевший увеличенную пятиместную кабину с дополнительным рядом кресел и более мощный ГТД Turbomeca Artouste IIB1 (400 э.л.с.).

пятиместный Aerotecnica AC-14 в музее в Museo del Aire, (фото ru-aviation.livejournal.com)
пятиместный Aerotecnica AC-14 в музее в Museo del Aire, (фото ru-aviation.livejournal.com)

Свой первый полет новая испанская винтокрылая машина совершила в 1957 году. При этом вертолет Aerotecnica AC-14 достаточно быстро выполнил программу испытаний, так как к тому моменту времени компания Aerotecnica сумела накопить достаточный опыт в области создания и испытаний летательных аппаратов. После успешного завершения испытаний вертолет AC-14 практически сразу был отправлен в серийное производство. Однако, несмотря на качественный шаг вперед востребованность и этих вертолетов в Испании оказалась крайне ограничена. Они были интересны лишь ВВС страны, которые вновь приобрели только 10 вертолетов данной модели.

Лёгкий многоцелевой вертолёт Aerotecnica AC-14 испанского производства
Лёгкий многоцелевой вертолёт Aerotecnica AC-14 испанского производства

Главным отличием модели AC-14 от своего предшественника стали увеличенные габариты. Вертолет прибавил в длине и мог взять на борт уже до 5 человек (пилот плюс 4 пассажира), либо обеспечивал возможность транспортировки по воздуху небольших по массе и размерам грузов при условии, что максимальный взлетный вес машины оставался бы в пределах 1350 кг.

Лёгкий многоцелевой вертолёт Aerotecnica AC-14 испанского производства
Лёгкий многоцелевой вертолёт Aerotecnica AC-14 испанского производства

Отличительными особенностями пятиместного многоцелевого вертолета Aerotecnica AC-14 являлось расположение силовой установки в верхней передней части кабины и применение реактивной системы компенсации реактивного момента от несущего винта. Вместо традиционного применения рулевого винта на этом испанском вертолете использовалась система отвода горячих выхлопных газов от газотурбинного двигателя через хвостовую балку к расположенной на конце балки сопловой системе. На больших скоростях полета реактивный момент хорошо компенсировался отклоняемыми рулями направления, расположенными на килевых шайбах хвостовой балки.

Лёгкий многоцелевой вертолёт Aerotecnica AC-14 испанского производства
Лёгкий многоцелевой вертолёт Aerotecnica AC-14 испанского производства

Как и прежде, легкий многоцелевой вертолет Aerotecnica AC-14 мог использоваться как с открытой, так и с закрытой кабиной. При этом наибольшей популярностью, естественно, пользовался вариант компоновки с закрытой кабиной. Главным образом, это было связано с максимальной скоростью полета в 180 км/ч. На такой скорости летчик и пассажиры винтокрылой машины в открытой кабине ощущали явный дискомфорт, особенно если речь шла о полетах на дальние дистанции.

Десять экземпляров вертолета было поставлено в 1961 году для ВВС Испании под обозначением Z-4 (EC-XZ-4), однако, как и у AC.12, служба его там была недолгой. Выяснилось, что стоимость их выпуска является довольно высокой, поэтому массовое серийное производство вертолетов так и не было развернуто. Данные испанские вертолеты не могли конкурировать с более дешевым американским легким многоцелевым вертолетом Bell 47.

Aerotecnica AC-14 в музее в Museo del Aire, (фото ru-aviation.livejournal.com)
Aerotecnica AC-14 в музее в Museo del Aire, (фото ru-aviation.livejournal.com)

Конструкторами Aerotecnica прорабатывались проекты вертолетов AC.15, модификации AC.14 с двигателем Lycoming O-435-V мощностью 195кВт, и AC.21, увеличенного AC.14 с более мощным ГТД Turbomeca Turmo III, вмещавшего от 12 до 14 пассажиров. Однако все эти проекты остались нереализованными, поскольку в 1962 году испанское правительство прекратило финансирование разработки собственных вертолетов.

пятиместный Aerotecnica AC-14 в музее в Museo del Aire, (фото ru-aviation.livejournal.com)
пятиместный Aerotecnica AC-14 в музее в Museo del Aire, (фото ru-aviation.livejournal.com)

Лётно-технические характеристики "Aerotecnica" AC-14:

Габаритные размеры:

длина - 8,13 м, высота - 3,1 м, диаметр несущего винта - 9,6 м;

Масса пустого - 650 кг;

Масса максимальная взлётная - 1350 кг;

Силовая установка - турбовальный Turbomeca Artouste IIB1 мощностью 400 л.с.;

Максимальная скорость полёта - 190 км/ч;

Крейсерская скорость полёта - 120 км/ч;

Практическая дальность - 300 км;

Перегоночная дальность - 640 км (с дополнительными топливными баками);

Практический потолок - 6800 м;

Скороподъемность - 7 м/с;

Экипаж - 1 пилот + 4 пассажира.

Вертолеты в Aerotecnica AC-12 и Aerotecnica AC-14 в Museo del Aire, фото ru-aviation.livejournal.com

Все фото и материалы взяты из открытых источников и принадлежат их авторам