Найти тему
ВТБ Страна

7 шедевров с фасада нового здания Третьяковки в деталях

Оглавление

Этой весной ввели в эксплуатацию новое здание Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. На внешний слой остекления окон нанесли фрагменты 34 картин из коллекции Третьяковки. В этом материале внимательнее рассмотрим некоторые шедевры с фасадов нового корпуса — эти детали вряд ли удастся рассмотреть, прогуливаясь по Кадашевской набережной.

Здание нового корпуса Государственной Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в Москве © Сергей Бобылев, РИА Новости
Здание нового корпуса Государственной Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в Москве © Сергей Бобылев, РИА Новости
«Неизвестную» Крамского или «Над вечным покоем» Левитана на фасаде вы узнаете легко. Для обзора мы выбрали картины, которые не всегда легко узнать издалека, особенно по маленькому фрагменту. Листайте вправо, чтобы рассмотреть детали каждой работы.

Поднятая к небу шапка

Иван Айвазовский часто изображал на полотнах шторм, но эта картина особенная. Маринист виртуозно написал воду, почти волшебную, с цветными переливами, но смысл полотна скрывается в фигурах героев. На корме Айвазовский изобразил рулевого с веслом, готового поворачивать. Остальные герои вжимаются в дно лодки, пытаясь не оказаться за бортом. Все, кроме одного: он вдруг замахал радуге, подняв шапку вверх. Еще в библейском сюжете о Всемирном потопе радуга означала благословение и прощение Бога. Значит, шторм скоро закончится, и у героев есть надежда на спасение.

Облупившаяся штукатурка

В «Бабушкином саду» Василий Поленов изобразил утрату старого уклада дворянской жизни. Своеобразным индикатором изменений стало увядание деревянных особняков дворян — такие массово отстраивали под Москвой после войны с Наполеоном 1812 года. К концу столетия здания обветшали. Теперь монументальные колонны, с помощью которых пытались создать иллюзию современного каменного строения, облупились. На картине Поленова утративший красоту дом перекликается с фигурой старушки в старомодном чепце. Рядом с внучкой в модном платье она кажется грезой из прошлого.

Эффект подсвеченного полотна

В «Березовой роще» Архип Куинджи использовал светотеневые контрасты для создания впечатления реального солнечного освещения. На выставке передвижников картину признали шедевром. Но вскоре в газете «Молва» вышла статья, где анонимный автор (позже в нем узнали передвижника Михаила Клодта) обвинил Куинджи в обмане. Виртуозные световые эффекты мастера объявлялись результатом работы осветительных приборов, которые художник якобы прятал за полотнами картин. Все это было ложью, поэтому Куинджи потребовал выгнать Клодта из товарищества передвижников. Этого не случилось, тогда Архип Иванович ушел сам.

Трудный пример на доске

На картине Николая Богданова-Бельского «Устный счет» ученики решают сложную задачу, записанную на доске. Учитель, изображенный слева, — это Сергей Рачинский, ботаник, математик, педагог и основатель народных школ. Он считал, что необходимая основа образования — славянская грамота и церковное пение. Поэтому на стене позади учителя висят репродукция иконы Богоматери и плакат с нотами. А заковыристый пример с доски можно попробовать решить. Ответ — два.

Ветки для райских птиц

Персонажи картины «Сирин и Алконост» Виктора Васнецова пришли в русские легенды из византийской мифологии. Это райские птицы: Сирин — черная вестница печали, Алконост — глашатай радости и наслаждений. Ветки, на которых сидят девы-птицы, выбраны художником неслучайно. Они растут из одного дерева, но по разные стороны от ствола. Слева, на «дурной» стороне, по славянским поверьям, расположилась Сирин, а с «хорошей» стороны — справа — сидит Алконост.

Развешанные на стенах листовки

Кузьма Петров-Водкин принял революцию с философской готовностью к переменам. Стремительные изменения он изобразил в картине «1918 год в Петрограде». На первый план художник вывел женщину с ребенком на руках. Ее лицо, похожее на иконописный лик, и выбранная цветовая палитра сближают героиню с образом Богоматери. А позади нее революционные будни в России: разбитые окна, люди, собирающиеся в кучки (скорее всего, чтобы обсудить, где достать хлеб), и расклеенные на каждом углу листовки с воззваниями о продолжении революции.

Мрачное лицо на фоне яркого неба

Картину «На сенокосе» Казимир Малевич создал к своей персональной выставке в 1929 году, но датировал ее автор 1909 годом. Таких ложно датированных работ художник создал много. С их помощью Малевич хотел полно представить каждый этап своего творчества на выставке, даже если картин недоставало. Позже эксперты, конечно, разобрались с атрибуциями. Помогли лица героев: «поздние» крестьяне выглядят трагично и обреченно. Это отражение их тяжелого положения в годы коллективизации, контрастирующее с жизнерадостными красками природы. А еще отличительная черта поздних картин Малевича в том, что он изображает головы главных персонажей на фоне неба.

Новый корпус Третьяковской галереи на Кадашевской набережной будет работать как пространство для больших выставок. Первая из них откроется осенью 2024 года и будет посвящена творчеству художников-передвижников. Партнерство ВТБ и Третьяковской галереи продолжится на новой площадке: выставка «Передвижники» создается при поддержке Банка.

А какие картины вы хотели бы видеть не только в залах Третьяковской галереи, но и на ее фасадах? Есть ли ваши любимые произведения из собрания Третьяковки на стенах нового корпуса галереи?