Попалась в сети книга с названием типа “Спасти ребёнка из Ада: Как победить анимэ?” Полистал - пожалел, что сжигать книги и не педагогично, и вредно. Да ещё и электронные... Так вот, дело в том, что сей “труд”, а с ним и тысячи подобных, - отличный пример воспитания, которое не воспитывает, а … наоборот. Унижает и разрушает как родителя, так и ребенка.
В основе такого ложного воспитания обычно лежит одно из двух
- ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. Себя - ребёнку; своих интересов - детским; своих желаний - желаниям детей; материнского подхода - отцовскому; того, как есть - тосу, как хочу, чтобы было.
- БЕЗУЧАСТНОСТЬ. Ребёнка надо принимать и всё; любить и всё; прощать и всё; показывать своим примером и всё.
Чаще - сочетание обоих 😂
В моём 20-летнем опыте, это ведёт либо к внутрисемейной войне, либо к потере авторитета в глазах ребёнка (и внутрисемейной войне вследствие этого).
Поэтому вот ТРИ ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ от Антона Скобелева, всех мэтров до него и сотен тысяч адекватных родителей (с примером ниже для ясности):
- ПРИНИМАТЬ. Я принимаю ребёнка чавкающим, проливающим на пол, пачкающим стены, орущим при получении отказа, фанатеющего от аниме. Я совершенно не против того, что он так хочет делать, делает и не хочет меняться.
- ПРОВЕРЯТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ. Во-первых, необходимо понять, какова функция нежелательного поведения? Во-вторых, какой конструктивной активности, которая потребуется от ребёнка через 2 года (почему именно 2 года - рассказал в видео на Ютуб и Тг канале, зайдите, гляньте) , его текущее поведение мешает.
Звучит, возможно, сложно, но я упрощаю, на сколько возможно. На примере (ниже) будет понятнее. Попытка есть макароны руками в 2 года и разбрасывание их по кухне - это баловство или обучение? Открывание всех ящиков и доставание кастрюль в 3 - баловство или обучение? Грязный стол, пол под столом и грязная посуда по всей квартире в 7 - ? Аниме в 10 - чему мешает, что нужно в 12? - ДОПОЛНЯТЬ/ДОТЯГИВАТЬ. Устремить ребёнка к ближайшем шагу развития от имеющегося к желаемому, создавая опыт, в котором то, что для него функционально, и будет желаемым.
ПРИМЕР (воспроизвожу по записи занятия с согласия родителей, имена изменены)
Марина, девочка, 9 лет, диагноз СДВГ (ха-ха!), в школе некомпетентные педагоги не справляются, но и дома отказывается заниматься с педагогами онлайн. Лишения и наказания заставляют её уступать родителям и соглашаться на занятия, но снова начинается саботаж, она лезет под стол, “случайно” выключает телефон, прячет наушники, закрывает ноутбук и говорит, что он сам выключился, пр., пр., пр..
1. Принятие.
Антон (далее А.): Ой, Марина, все эти занятия - такая морока. Мне кажется, как будто тебе очень скучно. Вот прям сидишь перед монитором, и прям ну никак не хочется, прям попа сама со стула съезжает, прям извиваться хочется, на месте не усидеть! Желание, чтобы занятие закончилось прямо сейчас - невыносимое! Как будто всё щекочет изнутри!
Марина (далее М.): Да!
А.: А что хочется делать вместо занятия?
М.: Играть! Прыгать на кровать! Прятаться! Выключить телефон!
А.: Да ладно!? У меня бывает такое! У тебя тоже? Я думал, я такой один! Мне клиент звонит - а мне прям таааак не хочется трубку брать, он же не просто так звонит, а с проблемой! И я прямо смотрю на экран смартфона и прям иногда хочется закричать: “Неееет! Ну что опять!? Ну что вам всем от меня надо!?”
М.: Мне тоже так хочется!
А.: А давай покричим вместе???
Антон и Марина дуэтом: НЕЕЕЕТ!!! ОПЯЯЯТЬ!!! ДА ЧТО ВАМ ОТ МЕНЯ НАДО!!! ОСТАВЬТЕ МЕНЯ В ПОКОЕ!!!!
А.: Какие громкие и сильные у тебя чувства! Вот это да! Вот это здорово! Дай пять!
2. Проверка функциональности во времени и контексте.
Антон: Слушай, но я же поступлю нечестно и непрофессионально, если не отвечу клиенту. Он же на меня рассчитывает. Он же мне денег заплатил. Я же ему обещал, что буду помогать. Знаешь, как я себя потом чувствую, когда не отвечаю?
Марина: Стыдно, да?
А.: Очень стыдно. И так неприятно. Противно очень. От самого себя. Жена спрашивает, кто звонил. А мне даже сказать ей неприятно. Очень мне это чувство не нравится. А тебе как, когда на занятии убегаешь или прячешься?
М.: Стыдно, конечно. А потом ещё мама кричит…
А.: Да, на меня мама не кричит. Но я сам ругаю себя. Эх. Что же тогда получается: я избегаю усилий, чтобы чувствовать себя лучше, а в итоге - чувствую себя всё равно плохо?
М.: Получается…
А.: Обидно?
М.: Ещё как… Ну я правда стараюсь, но мне так трудно, что я сделать с собой ничего не могу!
А.: А, может, не надо стараться? Тебе же через 2 года не понадобится ни чтение, ни письмо, ни математика, ни английский!
М.: Ты что!? Ещё как понадобится!
А.: Для чего?
М.: Книжки читать, статьи в интернете интересные! Рецепты! А считать надо, чтобы деньги зарабатывать! Английский - путешествовать
3. Дополнение/Дотягивание
Антон: Вот бы был способ научиться терпению и всё-таки заниматься, но чтобы не так сильно неприятно было… Тогда и не стыдно, и английский, и деньги зарабатывать, и рецепты…
Марина: Да нет такого способа!
А.: Да? Хм… Слушай, но я уверен, что есть. Вот твоя мама позвонила, я знаешь, как не хотел трубку брать? ОЧЕНЬ не хотел. Но взял. Договорился об онлайн занятии. И вот мы здесь. С тобой познакомился. Очень приятно мы разговариваем, я рад, что приехал. И чувствую, что наше общение и тебе, и мне - на пользу! Как мне это удалось?
М.: И как же тебе это удалось?
А.: А вот так. Я знаю один секретик, но я делюсь им только с детьми, которые готовы сидеть на одном месте 15 минут и только после этого идти бегать. А потом готовые приходить и снова 15 минут заниматься.
М.: Ага!!! А я, между прочим (показывает часы) уже пятнадцать минут с вами и так разговариваю! Рассказывайте секретик, первое слово дороже второго!
А.: Вот это да! Ты такая терпеливая что ли? И я такой терпеливый? Мы вместе с тобой 15 минут уже разговариваем и нам не хочется убежать и спрятаться?! Вот это мы молодцы!
М.: Да. Я крутая, между прочим.
А.: Ты очень крутая. Настолько крутой девочке можно и секретик рассказать. Но только после перерыва. Две минуты обязательно побегать, попрятаться, попрыгать на кровати. Потом минуту спокойно полежать. И я буду ждать тебя здесь с секретиком.
М. (убегая из-за компа): Урааа! Мне разрешили беситься, а потом расскажут секреееет!…
Занавес.
Надо ли уточнять, что через две минуты она, взмыленная и ходящая на ушах примчалась слушать секрет? Далее - уже частности. Научить маму настраивать ребёнка на активную релаксацию, передать ребёнку навыки активного терпения, дать рекомендации по графику занятий с педагогами и о том, что ей нужно 15 минут урок - 3 минуты отдых и так далее.
Искушённый родитель также заметит, что в диалоге применен ряд (точнее, 15 штук) минитехник и подходов, таких как присоединение, рефрейминг, валидация, создание опоры, изменение направления запроса и так далее. Это мелочи.
Главное:
- Я не противопоставлял себя ребёнку, а, наоборот, присоединялся к ней.
- Я выяснил обстоятельственный и временной контекст и позволил ребёнку прийти к выводу о нефункциональности её поведения в данном контексте (и далее помог родителям изменить этот контекст на более подходящий).
- Вместо выставления заоблачной планки “Чтобы 45 минут сидела перед монитором, слушая чудовищно занудного преподавателя” (а я попросил прислать мне её видео - скука смертная!), предложил посильный шаг развития, тут же дав возможность потренировать его на практике.
И вы, возможно, скажете:
НО АНТОН, НЕ ВСЕМ ЖЕ ДАНО ТАК С ДЕТЬМИ РАЗГОВАРИВАТЬ!
И я с вами соглашусь, и отвечу:
Да, мы все разные, у нас разные компетенции. И это абсолютно нормально. Я, например, ужасный водитель, а готовить умею и того хуже. И всё же дети и жена обожают мои бургеры, а план автопоездок на лето и осень уже готов. И если бы был секретный способ помочь вам сформулировать шаг ближайшего развития в актуальном для нас контексте - во времени и обстоятельствах… Какой-нибудь семейный психолог вам бы обязательно помог, но он делится секретом лишь с теми, кто к нему обратится ;-)