Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Почему дети становятся "домашними тиранами": 4 родительские ошибки

Сейчас требования к воспитанию детей поднялись на порой недосягаемый уровень. К родителям предъявляются очень высокие требования. И многие из них попадаются в ловушку этих модных веяний и делают все возможное и иногда невозможное, чтобы быть «образцовыми» родителями. В результате ребенок становится «кумиром семьи», но при этом в глубине души чувствует себя несчастным и неуверенным. Сегодня поговорим о типичных родительских ошибках нашего времени.

1. Ребенок скучает = мы плохие родители

Что происходит? В период активности и бодрствования ребенка родители пытаются заполнить заполнить каждую минуту играми и развлечениями. Мама и папа, бабушки и дедушки выполняют здесь роль массовиков-затейников. Ребенок к этому очень быстро привыкает.

Что делать? Понять, что скука — это один из необходимых условий развития. Именно в этот период ребенок начинает изобретать способы, как самому себя развлечь, начинает работать детская фантазия. Почаще позволяйте ребенку побыть одному и будьте уверены, он сумеет найти способы заполнить своё свободное время. Если ему вначале это трудно, ПОМОГИТЕ ему организовать его досуг, но не предлагайте готовые варианты. А в скором времени вы увидите, что ребенок прекрасно справляется с этим сам.

2. «Сейчас я всё сделаю, только не плачь»

Что происходит? На любые «хочу» ребенка родители отвечают мгновенным «на, бери». Если этого не происходит, ребенок начинает доводить родителей своими истериками или жалостливыми рыданиями. В конечном итоге родители сдаются и ситуация развивается по обычному сценарию.

Что делать? Осознать, что подобным поведением вы оказываете ребенку «медвежью услугу». Ведь умение преодолевать свои «хотелки» развивает у него волевые навыки и учит преодолевать стрессовые ситуации. Тот ребенок, который спокойно, без истерик, соглашается потерпеть с покупкой шоколадки, взрослея гораздо спокойнее воспримет тот факт , что не всё в этой жизни происходит так, как ему сиюминутно хочется. Не просто запрещайте, а объясняйте, ПОЧЕМУ вы сейчас не можете выполнить его просьбу и почему ему нужно подождать. Будьте готовы к обороне)) но ваша родительская задача здесь суметь остаться в своей позиции, не раздражаясь на ребенка. Этим вы сделаете для его развития гораздо больше, чем мгновенно удовлетворив его просьбу.

3. "Да он ещё у меня маленький для обязанностей"

Что происходит? В попытке создать своим детям «идеальное» детство с лозунгом «Он еще маленький! Пусть поиграет пока, еще успеет наработаться...» такие родители не пытаются, а скорее даже боятся привлекать ребенка к выполнению трудовых домашних обязанностей. В итоге ребенок становится потребителем, который имеет только права, без наличия обязанностей. И ко всем членам семьи относится соответствующе.

Что делать? Начиная с дошкольного возраста постепенно приучать ребенка к слову «надо» и вовлекать его в домашние дела. Главное правило здесь: поручения должны быть ему посильны, соответствовать возрасту и те, с которыми он точно справится. Задача родителей — сделать акцент не на ошибках ребенка, а на том, что у него хорошо получилось сделать, и помочь ему справиться с ошибкой. Просто будьте рядом, подсказывайте, но НЕ ДЕЛАЙТЕ ЗА РЕБЕНКА то, за что ОТВЕЧАЕТ ОН! Выполнение монотонных занятий (например, мытье посуды) будет отличной подготовкой к выполнению порой скучных, но необходимых домашних заданий в школе и позволяют поддерживать работоспособность во взрослом возрасте.

4. «Ну он же просто играет...»

Что происходит? А происходит как в том анекдоте, когда бабушка кричит внуку: «Петенька, не смей бить мальчика лопаткой по голове! Ты же вспотеешь!». К сожалению, некоторых родителей практически не смущает, что их дети не умеют договориться словами и во время игры набрасываются на других детей, когда они грубят старшим и обижают более маленьких и слабых, когда могут жестоко подшутить над бездомным животным. Такие родители говорят: «Они же дети, они еще не понимают… какой с них спрос?». На самом деле ребенок прекрасно понимает, что делает. И при молчаливой поддержке родителей у него формируется убежденность, что он поступает правильно. Наверное, не надо говорить, к чему эта убежденность может его привести в будущем.

Что делать? С самого раннего возраста объясняйте ребенку, что можно, а чего нельзя делать. Обязательно объясняйте, почему нельзя. Говорите о своих чувствах или о чувствах окружающих, когда ребенок поступает нехорошо. Рассуждайте с ним, как можно поступить по-другому. Учите его просить прощения за свои поступки. И, главное, покажите ему личный пример общения.

А Вы когда-нибудь сталкивались с подобными родительскими ошибками?

Автор: Куршакова Елизавета Александровна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru